Гудит от перегрева котёл у чародейки Истории. Валом конфликтов, войн, революций опоясана планета. Восстания следуют раз за разом от американской Уоллстрит, французских «жёлтых жилетов», киргизского мятежа и до разлива протестной лавы в российском Везувии. И на всём этом – раскалённая печать молодости. Что это: новая версия молодёжной революции типа «Париж-1968» или поступь поколения, диктующего образ будущего? О роли молодых генераций в условиях «сражающихся эпох» размышляет наш постоянный автор профессор Энгель Тагиров.
МОТОР РЕВОЛЮЦИЙ
Молодёжный вопрос в повестке дня человечества неистребимо вечен. Транзиты и переход Рубикона происходили в истории при условии включения мощи трансформеров – новых поколений. Ставка на молодёжь порой, как у Льва Троцкого, доходившая до её культа, в целом исторически объяснима. Двигать колёса истории, накапливать для этого резервы пассионарной энергии, влиять на состояние умов эпохи – всё это атрибуты миссии молодых, в которых сконцентрирован нерв времени, дух перемен. В чём же сила когорты молодых? Почему все сдвиги, переходы от формации к формации, смена укладов жизни издревле связаны с молодёжью? Да, это свойство – родимое пятно, рефлекс, пробуждаемый назревшими переменами, и в этом суть закона прогресса.
Начиная от восстания молодых богов в библейское время вплоть до революций всех эпох, происходивших в социальной, экономической, военной, технологической сферах, эти перемены свершались молодыми субъектами истории. Ответ на вопрос Иоанна Крестителя «Что же нам делать?» есть в Евангелии, и он гласит: воспитать (породить) новых людей. Именно они, «новые люди» (молодые поколения) творили революции, перебрасывавшие человечество в новые эоны. Взглянем на возрастную планку их лидеров: в Великой французской революции Максимилиан Робеспьер – 31 год, Жорж-Жак Дантон – 29 лет, Луи Сен-Жюст – 22 года, Пьер-Гаспар Шометт – 31 год; Американская революция: автору Декларации независимости Томасу Джефферсону было тогда 33, Джейну Эдисону – 26, Александру Гамильтону – 21, Джону Адамсу – 40, Джорджу Вашингтону – 44; Российская революция: Владимиру Ленину было в 1917 году 47, его соратникам – от 30 до 40 лет Они, эти «новые люди», стали перекинутым из эпохи в эпоху мостом, по которому передвигался тяжелогружёный обоз истории. А революции, совершённые ими, переключали мотор истории на сверхвысокую скорость, корректировали вектор эволюции человечества.
МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОТЕСТ КАК ПРИГОВОР?
Общественные протесты – явление закономерное, всеобщее, перманентное. Их основу составляет расхождение между представлениями о вожделенных и реальных благах. Поколение 1960-х годов попало в интервал беби-бума: повышенная рождаемость предопределила дефицит рабочих мест. Ухудшение уровня жизни и безработица породили желание бросить вызов экономической системе. Неудовлетворённые ценностями отцов, молодые люди начали искать интеграцию со сверстниками, а не с родственниками. Увы, протестные движения особо значимы в сфере потребления и досуга. В результате протестные акции ассоциировались у молодого поколения с каким-то карнавалом, праздничным действом.
Вехой потрясения скреп общества стал 1968 год, когда студенческие баррикады Парижа дополнились протестными выступлениями в Европе, США, Латинской Америке… Синхронность молодёжных выступлений сочеталась с новым прочтением понятий «дух времени», «мирочувствие», «порядок», «перемены». Иммануил Валлерстайн последствия молодёжных движений полувековой давности отождествил с концом старого мира: «Устои патриархального авторитарного общества выгорели и обуглились изнутри». Энергия протеста против сложившегося миропорядка воплощала собой неприятие любого вида несправедливости и неравенства, неприязнь ко всякой традиционной власти. В духе 1960-х и ныне в движениях молодёжи выражена ориентация на индивидуализм, свободу, сексизм, проблему прав меньшинств…
У каждого поколения, как и у каждого мгновения, «свой резон, свои колокола, своя отметина». В России крутые перемены больше, чем где-либо, происходили на разломе поколений. Генерация 1940-х годов вынесла не только удар самой страшной войны, но и практически создала советскую цивилизацию. Романтики-шестидесятники не смогли до конца воплотить свои мечты, оставшись в памяти как поколение, исполнившее гимн свободе и затем сошедшее с исторической сцены. Нельзя однозначно утверждать, что поколение 70-х было рождено «в года глухие» (А.Блок, 1914 г.), но мировой бум по созданию глобального потребительского общества затронул часть молодых людей и в СССР. Травмированное поколение перестройки испытывало недоумение по поводу распада страны и было лишено романтизма, погружаясь в пучину прагматики.
Поколение новейшего времени, ускорившее бег истории, обозначилось в 1990-е годы. В нашем веке темп самоопределения молодёжи ещё более ускорился. Это с одной стороны. С другой, мы наблюдаем замедленное становление гражданской, экономической и личностной самостоятельности молодых людей. Это противоречие во многом и порождает обострение протестных настроений, которые вызывают обоснованную тревогу в обществе.
Опросы – замеры социальных настроений нашей молодёжи – говорят о преобладании у неё пессимистических оценок над оптимистическими. Хотя парадоксально, но свои личные перспективы молодые пессимисты оценивают в целом высоко. По данным опроса 2017 года, около 60 процентов молодых людей не признают никаких героев, у них нет кумиров. Ещё выше процент приверженцев материальных приоритетов. И опасно низок (44) процент безразличных к такому святому понятию, как «Родина». То есть намечается проблема отсутствия связи личной судьбы с судьбой страны…
Что это: сбились с нужного курса? Думается, можно взглянуть на проблему иначе и рассматривать недовольство как локомотив движения вперёд. Актуализируется задача более масштабного включения молодых представителей нового, цифрового поколения в русло прогрессивных общественных инициатив. Цивилизационный, созидательный потенциал современной молодёжи огромен. Примечательно, что если в политические организации, как показывают опросы, вовлечены менее двух процентов молодых россиян, то в волонтёрское движение – 73 процента неравнодушных юношей и девушек (данные 2020 г.). Да и в сфере образования сколько угодно примеров, когда российская молодёжь демонстрирует готовность развивать себя и преобразовывать общество, уклоняясь от часто навязываемых ей девиаций.
19–21 марта этого года в Казани состоится Международный конгресс «Молодёжь в глобальной повестке. Молодёжная политика: мировой и региональный опыт».
Казань выбрана площадкой проведения конгресса не случайно. Татарстанская модель молодёжной политики была разработана и принята одной из первых в современной России. Она стартовала с принятием Закона РТ «О молодёжи и государственной молодёжной политике в Республике Татарстан» четверть века назад.
Автор сегодняшней статьи – ветеран комсомола, член оргкомитета конгресса
Изменение роли и авторитета традиционных социальных институтов в молодёжной среде, спектра социальных посредников, которые пытаются активно управлять молодой когортой с её возросшими потребностями, обострение общественных противоречий, изменение смыслов и ценностей требуют нового угла зрения на процессы в молодёжном сегменте общества. Молодёжная политика должна стать одним из приоритетов власти, когда очевидно, что теория поколений имеет под собой основание. Индивидуалистическое поколение сменило не желающее взрослеть поколение миллениалов. Ближе к границе тысячелетий на арену истории вышло цифровое поколение, дата рождения представителей которого начинается с 2000-х. Границы поколения большинство теорий определяет в рамках 15–25 лет, а критерием границ выступают события, влияющие на формирование психики поколения. Цифровое поколение относят к категории глобального поколения, поскольку события, влияющие на него, связаны с глобализацией и развитием технологий. При всех его особенностях оснований для негативных стереотипов его восприятия более взрослыми поколениями нет.
Россию волны протеста охватывали неоднократно. Как и человечество в целом, мы не научились своевременно извлекать уроки. Один из них: чем серьёзнее ошибки в работе над умами молодых, тем существеннее общественные потери.
До недавнего времени считалось, что люди в возрасте от школьного до 25–30-летних совместно с категорией 50+ являются в большой степени опорой российской власти. Носителями протестных настроений рассматривались 30–40-летние. Ныне же молодёжь превращается в самый непредсказуемый пласт общества, живущий в ценностном и идеологическом безвременье. В отличие от старших поколений, формировавшихся коммунистической партией, комсомолом, советской культурой и пропагандой, современная молодёжь грозит выскользнуть из поля влияния официальной власти.
Признаем: заявка на свободу мышления – статусная потребность молодых. И она служит ресурсом инновационного стиля мышления и действий.
ДИАЛОГ КАК ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Современная молодёжь составляет 33 процента населения и более половины самодеятельного населения планеты. Она выступает стратегическим ресурсом прогресса. Это аксиома. Не менее важно помнить, что молодые – это почти вся рать военной когорты, треть работников той части науки и производства, что обеспечивает развитие высоких технологий. Информационная глобальная сеть, представленная электронными СМИ, интернетом, локальными и региональными компьютеризированными каналами информации, на 85 процентов занята и контролируется молодёжью, хотя может ей не принадлежать. Уже из этой статистической сводки ясно, что социальный и научно-технический прогресс, степень безопасности и уровень устойчивости человеческого сообщества в значительной мере зависят от молодёжи.
Это во-первых. Во-вторых, среди знаковых симптомов деградации общества – его неспособность к пониманию и диалогу. За два десятилетия ХХI века мир не смог выработать платформу диалога с молодёжью. Причины в том, что правящие миром державы, ответственные за сохранение планетарной витальной энергии, вошедшие в фазис междоусобной войны, воюют уже за Луну. Международные же институты в лице ООН, ЮНЕСКО, питавшие человечество своими всемирными программами действий, концепциями, впали в амнезию от covid. В результате мы обрели очередное потерянное поколение.
В России такие институты гражданского общества, как комсомол, пионерия, утрачены. В повестку дня встаёт задача разработки философии общения с молодёжью, науки о молодёжи, создания центров изучения молодёжных проблем с учётом опыта советского времени. Россия – единственная страна с исторически многослойным опытом работы с молодёжью – дворянским, советским, либеральным, современным. Это симбиоз, уникальный и универсальный опыт. И Россия – единственная его обладательница. Экспериментально-апробированной сердцевиной этого опыта может стать татарстанская международно-признанная модель. Ряд её концептуальных, стратегических и тактических находок получил отражение в документах международных форумов. Татарстанский образец государственной молодёжной политики, которой ныне будет четверть века, активно используется сегодня во многих странах. В основе его – матрица молодёжи, обеспечивающая процесс бесперебойного воспроизводства поколений homosapiens и выводящая их на орбиту прогресса. Такой подход предполагает: разработку философии феномена молодёжи; восстановление в правах науки о молодёжи как самостоятельного ответвления сферы познания; поиск путей обретения доверия; включения молодых в траекторию прогресса на основе диалога; достижение компромисса, соглашения, социального контракта между властью и молодёжью, включающего правила, кодекс, хартию взаимодействия; постоянный мониторинг настроений и положения молодёжи.
Параллельно предложенным коррективам в параметры глобальной молодёжной политики требуется обновление её институциональной и концептуальной базы. С этой целью необходимо определение 2022 года Международным годом молодёжи, принятие Всемирной программы действий в рамках молодёжной политики вплоть до 2030 года, проведение Всемирной конференции молодёжи. Всё это относится к компетенции и уставным обязанностям ООН. Необходимо срочно включить в повестку очередного заседания Генеральной Ассамблеи вопрос «Молодёжь в современном мире: положение, участие и развитие в контексте устойчивого и безопасного развития человечества». ЮНЕСКО, вышедшей на рубеж своего 75-летия, также необходим адресный поворот к молодости мира. Надо прямо сказать: будущее молодёжи на совести ЮНЕСКО.
Понимаем ли мы степень риска? Бросив новое молодое поколение на произвол цифровой интернет-сетевой судьбы, мы теряем спасительный шанс на своё будущее.
Энгель ТАГИРОВ,
доктор исторических наук, профессор,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной академии
«Европа – Азия»,член президиума РАС ООН,
посол мира UPF, академик