1

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №96-П

Именем Республики Татарстан

 

по делу о проверке конституционности приложения №2, наименования, пунктов 2 и 9 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в связи с жалобой гражданки Н.Е.Мешковой

город Казань 2 марта 2021 года

 

 

Конституционный суд Республики Татар­стан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Ф.Р.Волковой, Ф.С.Мусина, Э.М.Мустафиной, Г.Л.Удачиной, М.М.Хайруллина,

руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности приложения №2, наименования, пунктов 2 и 9 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.Е.Мешковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормативные правовые положения Конституции Республики Татарстан.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Р.Волковой, объяснения сторон – гражданки Н.Е.Мешковой, ее представителей – В.Б.Летавина, А.Т.Габдрахмановой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника юридического отдела Управления жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Р.Н.Сафина, привлеченного в судебное заседание по ходатайству представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника отдела учета и распределения муниципального жилищного фонда Управления жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Е.Н.Смагиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

  1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Н.Е.Мешкова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод приложением №2, наименованием, пунктами 2 и 12 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154 (далее также – Административный регламент).

Приложением №2 к Административному регламенту установлена форма заявления о согласии на обработку персональных данных в администрации соответствующего района Исполнительного комитета города Казани, осуществляющей учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани (далее также – Администрация).

Приложение №3 к Административному регламенту имеет наименование – «Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем».

Пункты 2 и 12 части I приложения №3 к Административному регламенту (в редакции, действовавшей на момент обращения заявительницы) предусматривают, что для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, необходимы следующие документы: заявление о согласии заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, или их законных представителей на обработку персональных данных по форме согласно приложению №2 к рассматриваемому регламенту, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц при передаче их персональных данных в орган, осуществляющий учет (пункт 2); сведения из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними; при наличии регистрации в период с 11.07.1991 по 01.01.2000 за пределами Республики Татарстан – выписка из органа технической инвентаризации муниципального образования по месту регистрации (пункт 12).

Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Н.Е.Мешкова является инвалидом II группы по заболеванию, включенному в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно со­вместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года №987н, и на основании распоряжения главы Администрации Московского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 мая 2009 года №319-р состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. С целью предоставления благоустроенного жилого помещения, постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а также улучшения жилищных условий по категории «Малоимущие» заявительница неоднократно обращалась в Администрацию Кировского и Московского районов Исполнительного комитета города Казани, однако ей было отказано, в частности, по причине непредставления полного пакета документов, в том числе, заявления о согласии на обработку персональных данных всех членов семьи, а также сведений из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности у члена семьи. Ее обращения с исками в суды общей юрисдикции были оставлены без удовлетворения.

Гражданка Н.Е.Мешкова усматривает нарушение своих конституционных прав и свобод приложением №2, пунктом 2 части I приложения №3 к Административному регламенту, которыми предусмотрена необходимость предоставления по соответствующей форме заявления о согласии заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, или их законных представителей на обработку персональных данных для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани.

Как полагает заявительница, по смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» при обращении за получением муниципальных услуг согласие на обработку персональных данных заявителя не является обязательным условием.

Также, по мнению гражданки Н.Е.Мешковой, ограничением ее конституционных прав на жилище является предусмотренная пунктом 12 части I приложения №3 к Административному регламенту необходимость предоставления заявителем сведений из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними; при наличии регистрации в период с 11.07.1991 по 01.01.2000 за пределами Республики Татарстан – выписка из органа технической инвентаризации муниципального образования по месту регистрации, тогда как в соответствии с подпунктом «ж» части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимы сведения из органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемые каждым дееспособным членом семьи заявителя за пять лет, предшествующих подаче заявления. При этом в соответствии с абзацем вторым части 4.1 указанной статьи этот документ может быть представлен гражданином по собственной инициативе, а в случае непредставления он запрашивается уполномоченным органом у соответствующего органа, в распоряжении которого находятся такие сведения.

Гражданка Н.Е.Мешкова отмечает несогласованность наименования приложения №3 к Административному регламенту с его содержанием. Так, из наименования следует необходимость представления исключительно самим заявителем документов по указанному в приложении перечню, тогда как применительно к некоторым документам из этого же перечня непосредственно его содержание предполагает только возможность их предоставления заявителем.

На основании изложенного заявительница просит Конституционный суд Республики Татарстан признать приложение №2, наименование, пункты 2 и 12 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, не соответствующими статьям 2, 13, 24 (часть вторая), 28 (часть первая), 32, 54 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татар­стан; все равны перед законом и судом; достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Определением Конституционного суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 года №15-О жалоба гражданки Н.Е.Мешковой была принята к рассмотрению.

К началу рассмотрения дела в судебном заседании постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 сентября 2020 года №2738 в Административный регламент были внесены изменения, в том числе в обжалуемое заявительницей приложение №3. Так, согласно внесенным изменениям пункт 12 части 1 приложения №3 к Административному регламенту стал пунктом 9, предусматривающим необходимость предоставления заявителем для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в городе Казани сведений из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, до 01.01.2000.

В связи с внесенными изменениями гражданка Н.Е.Мешкова обратилась в Конституционный суд Республики Татарстан с заявлением, в котором уточнила, что ею оспаривается конституционность пункта 9 части I приложения №3 к Административному регламенту.

В силу частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татар­стан по настоящему делу являются:

– взаимосвязанные положения приложения №2, пункта 2 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в той мере, в какой они для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани возлагают на заявителя обязанность по представлению в соответствующей форме заявления о согласии заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, или их законных представителей на обработку персональных данных;

– наименование приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в той мере, в какой из его буквального смысла следует, что на заявителя возлагается обязанность представления всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани;

– пункт 9 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в той мере, в какой он для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани возлагает на заявителя обязанность по представлению сведений из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, до 01.01.2000.

  1. Вопрос, касающийся полномочий Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани, положения которого обжалуются гражданкой Н.Е.Мешковой, ранее был предметом исследования Конституционного суда Республики Татарстан, который пришел к выводу, что, принимая указанный нормативный правовой акт, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 116 (часть первая) и 118 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым местное самоуправление обеспечивает самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (Постановление от 16 июня 2020 года №91-П). Указанное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу.
  2. Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13), закрепляет в числе основных прав и свобод человека и гражданина право каждого на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (статья 55). Аналогичные по смыслу гарантии установлены Конституцией Российской Федерации (статья 7, части 1 и 2 статьи 40).

Данные конституционные нормы корреспондируют международным правовым нормам, признающим право на жилище в качестве элемента права каждого на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года).

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2); в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3).

3.1. Положения приложения №2 и пункта 2 части I приложения №3 Административного регламента оспариваются гражданкой Н.Е.Мешковой постольку, поскольку они относят заявление о согласии на обработку персональных данных к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани.

Административный регламент по своему содержанию устанавливает организационно-процедурный механизм предоставления муниципальной услуги, направленный на реализацию права заявителя и членов его семьи и всех лиц, зарегистрированных вмести с ними, быть принятыми на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани, и по своей правовой природе должен исчерпывающим образом регламентировать действия, необходимые для реализации указанного права гражданина.

В обжалуемом приложении №2 к Административному регламенту предусмотрена форма заявления о согласии на обработку персональных данных в администрации соответствующего района Исполнительного комитета города Казани, осуществляющей учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани (далее также – заявление о согласии на обработку персональных данных), из содержания которого следует, что субъект персональных данных не возражает против того, что эти данные могут быть получены Администрацией от третьих лиц и передаваться третьим лицам в целях принятия на учет и обеспечения его законных прав и интересов, а также дает согласие на их хранение, обработку и передачу.

Эту форму заявления следует рассматривать во взаимо­связи с оспариваемым положением пункта 2 части I приложения №3 к Административному регламенту, которым закреплена необходимость предоставления его от заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, или их законных представителей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани.

Базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, определяющим принципы, условия и правила обработки этих данных, является Федеральный закон «О персональных данных» (статьи 1 и 4, часть 1 статьи 6).

По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального закона, обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Из взаимосвязанных положений статей 6 (пункт 4 части 2) и 10 (пункт 6 части 2) Федерального закона «О персональных данных» следует, что к таким случаям, в частности, относятся обработка персональных данных, необходимая для исполнения полномочий органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а в отношении специальных категорий персональных данных (например, данных состояния здоровья) – обработка персональных данных, необходимая для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц.

В силу части 8 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» названные правовые основания являются также условиями, при которых допускается получение персональных данных оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных. При этом часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение такого согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Иными словами, приведенное положение названного Федерального закона допускает обработку персональных данных, относящихся к специальным категориям персональных данных, то есть тех, в отношении которых федеральный законодатель установил особенности их обработки, без согласия лица, не являющегося субъектом персональных данных, в частности, в случае, когда она необходима для установления или осуществления его прав.

Таким образом, из системного анализа вышеназванных нормативных правовых положений следует, что при предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани получения согласия на обработку персональных данных не требуется. Учитывая, что в форме заявления о предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги (приложение №1 к Административному регламенту) предусмотрено наличие подписи всех дееспособных членов семьи заявителя, указанное в полной мере относится и к правоотношениям, возникающим по поводу обработки персональных данных лица, не являющегося заявителем.

Такой вывод подтверждается ранее сформулированной правовой позицией Конституционного суда Республики Татарстан, из которой следует, что при обращении за получением государственных или муниципальных услуг согласие заявителя на обработку его персональных данных не является обязательным условием для их получения; обращаясь за получением государственной услуги и прилагая необходимые для этого документы, получатель государственных услуг фактически уже выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, требуемых для ее предоставления (Постановление от 27 мая 2016 года №68-П).

С учетом изложенного Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что оспариваемые заявительницей взаимосвязанные положения приложения №2 и пункта 2 части I приложения №3 к Административному регламенту, предусматривающие необходимость предоставления заявления о согласии на обработку персональных данных в Администрации для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани, изменяют правовое регулирование, установленное Федеральным законом «О персональных данных» в части необходимости получения согласия на обработку персональных данных субъекта персональных данных, а потому являются избыточными, и тем самым ограничивают права граждан, в том числе гражданки Н.Е.Мешковой, быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани и противоречат конституционно значимой цели обеспечения права на жилище наиболее нуждающихся в нем граждан и не соответствуют Конституции Республики Татарстан.

Исполнительному комитету муниципального образования города Казани надлежит – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

3.2. В силу взаимосвязанных положений статей 2, 6 и 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани как муниципальная услуга осуществляется в соответствии с административным регламентом – нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 названного Федерального закона стандарт предоставления муниципальной услуги требует определения в административном регламенте перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Такому правовому регулированию соответствуют нормативные положения Закона Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», которым в части 1 статьи 6 установлен перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и рассматриваемого Административного регламента, а именно раздела «Стандарт предоставления муниципальной услуги», в пунктах 2.5, 2.6 которого определены перечни документов, подлежащих предъявлению заявителем, и документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, и которые заявитель вправе представить, соответственно в целях предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани. Детально они раскрыты в приложении №3 к Административному регламенту, предусматривающем документы, как подлежащие представлению заявителем самостоятельно, так и те, которые он вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Обжалуемое заявительницей наименование рассматриваемого приложения определено как «Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем».

В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что оспариваемое наименование приложения №3 к данному регламенту во взаимосвязи с содержащимся в нем перечне документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, само по себе не изменяет его содержание и содержание Административного регламента в целом, как нормативного правового акта, устанавливающего стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги, не возлагает на заявителя обязанности предоставления всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан, в том числе гражданки Н.Е.Мешковой, а потому не противоречит Конституции Республики Татарстан.

В то же время признание наименования приложения №3 к Административному регламенту не противоречащим Конституции Республики Татарстан не исключает право Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принять дополнительные нормативные решения, направленные на его лингвистическое уточнение, которое отражало бы правовое содержание приложения №3 и исходило бы из общей концепции пунктов 2.5 и 2.6 Стандарта предоставления муниципальной услуги Административного регламента.

3.3. Согласно обжалуемому положению пункта 9 части 1 приложения №3 к Административному регламенту для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани заявителю необходимо представить в Администрацию сведения из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, до 01.01.2000.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обу­словлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года №123-О, от 4 марта 2004 года №80-О, от 15 июля 2010 года №955-О-О, от 25 ноября 2010 года №1543-О-О и др.).

Одним из таких требований в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации выступает необходимость представления гражданином вместе с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, документов, подтверждающих его право состоять на данном учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Само по себе требование, предусматривающее документальное подтверждение правомерности постановки граждан на жилищный учет, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, какие-либо конституционные права граждан не нарушает (Определение от 16 июля 2015 года №1697-О).

Перечень таких документов федеральным законодателем не установлен. В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, из пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо следует, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

В связи с этим республиканский законодатель, исходя из требований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами жилищного законодательства в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, закрепил в Законе Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» перечень документов, необходимых для принятия таких граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрев при этом, какие из документов должны быть представлены непосредственно гражданами, и какие из них могут быть представлены ими по собственной инициативе.

Документы, указанные в подпунктах «а», «б», «в» и «г» (за исключением абзаца второго) части 1 статьи 6, статьях 12 (за исключением части 4), 17, 19 и 20 названного Закона Республики Татарстан, представляются непосредственно гражданами (абзац первый части 4.1 статьи 6). Данный перечень документов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Из правового анализа приведенных положений республиканского закона следует, что сведения из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, до 01.01.2000 не относятся к документам, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что Исполнительный комитет муниципального образования города Казани не вправе без внесения соответствующих изменений в Закон Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» относить сведения из органа технической инвентаризации о наличии (об отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя, членов его семьи и всех граждан, зарегистрированных вместе с ними, до 01.01.2000 к числу документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Вместе с тем оспариваемые заявителем положения Административного регламента, исходя из своего буквального содержания, носят императивный характер, и, как следует из материалов дела, непредставление выше указанного документа влечет отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Мало­имущие».

Таким образом, обжалуемый пункт 9 части 1 приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, выходит за рамки правового регулирования взаимосвязанных положений частей 1 и 4.1 статьи 6 Закона Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» и нарушает ограничение, установленное Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в части недопустимости требования от заявителя документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, и тем самым ограничивает права граждан, в том числе гражданки Н.Е.Мешковой, быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Казани, противоречит конституционно значимой цели обеспечения права на жилище наиболее нуждающихся в нем граждан и не соответствует Конституции Республики Татарстан.

Исполнительному комитету муниципального образования города Казани надлежит – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

В силу части второй статьи 84 Закона Республики Татар­стан «О Конституционном суде Республики Татарстан» признание закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих законов или иных нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73 и 84, пунктами 1 и 2 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

  1. Признать не соответствующими Конституции Республики Татарстан взаимо­связанные положения приложения №2, пункта 2 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154.
  2. Признать соответствующим Конституции Респуб­лики Татарстан наименование приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, поскольку оно не возлагает на заявителя обязанности предоставления всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе Казани.
  3. Признать не соответствующим Конституции Республики Татарстан пункт 9 части I приложения №3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154.
  4. Исполнительному комитету муниципального образования города Казани надлежит – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
  5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
  6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан» и на «Официальном портале правовой информации Республики Татарстан» (PRAVO.TATARSTAN.RU). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».

 

Конституционный суди Республики Татарстан
№96-П