Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №91-П

по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ…

Именем Республики Татарстан

 

по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; пункта 5, абзаца второго пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275; положений пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту), в связи с жалобой гражданина Р.Р.Измайлова

город Казань, 16 июня 2020 года

 

 

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Ф.Р.Волковой, Л.В.Кузьминой, Э.М.Мустафиной, Р.А.Сахиевой, А.Р.Шакараева,

руководствуясь статьёй 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; пункта 5, абзаца второго пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275; положений пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту).

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Р.Р.Измайлова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормативные положения Конституции Республики Татарстан.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Э.М.Мустафиной, объяснения сторон – гражданина Р.Р.Измайлова, представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, – заведующего отделом гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан И.И.Фаттахова, начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Г.Минугулова, начальника юридического отдела муниципального казённого учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Н.А.Хайруллиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

  1. Часть 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее также – Закон Республики Татарстан №31-ЗРТ) устанавливает перечень документов, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (далее – учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275 (далее также – Положение о предоставлении субсидий), устанавливают порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, предусматривая, что гражданам, включённым в предварительные списки получателей субсидий, необходимо обратиться в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством; исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан осуществляют актуализацию списков получателей субсидии в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее также – Министерство) в части принадлежности к льготной категории; актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство.

Положения пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154 (далее также – Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях), в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту) (далее также – Перечень документов), и положения пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010 (далее также – Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта), в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту) (далее также – приложение №3), устанавливают перечни документов, предоставляемых самим заявителем в уполномоченные органы для получения соответствующей муниципальной услуги, в которые входят в том числе документ, содержащий сведения обо всех гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту жительства, с указанием адреса, даты регистрации граждан, даты выдачи документа и финансовый лицевой счет с указанием жилой и общей площади жилого помещения и даты выдачи.

1.1. Конституционность приведённых правовых положений Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ, Положения о предоставлении субсидии, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и Перечня документов к нему, а также Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта и приложения №3 к нему обжалуются гражданином Р.Р.Измайловым, который является инвалидом боевых действий и имеет право на льготы и преимущества, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Со 2 июля 1999 года заявитель состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – Администрация). Согласно оспариваемому постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275 он, как инвалид боевых действий, был включён в список на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В 2017 году Администрация запросила у гражданина Р.Р.Измайлова документы для подтверждения его нуждаемости в улучшении жилищных условий, среди которых значились право-устанавливающий документ на жилое помещение и финансовый лицевой счёт.

В 2018 и 2019 годах заявитель обращался в Администрацию по вопросу подтверждения своей нуждаемости в улучшении жилищных условий и получал ответы, что, поскольку он не представил правоустанавливающий документ на соответствующее жилое помещение и финансовый лицевой счёт, проверить его нуждаемость в улучшении жилищных условий не представляется возможным и оснований для рассмотрения вопроса о подтверждении его нуждаемости в улучшении жилищных условий не имеется.

Гражданин Р.Р.Измайлов указывает, что положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, относят финансовый лицевой счет к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чем нарушают его конституционные права.

Заявитель также считает, что пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий, устанавливая в качестве условия включения Министерством граждан – получателей субсидий в списки граждан, которым выделены субсидии, необходимость подтверждения ими в исполнительных комитетах права на улучшение жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, не предусматривают порядок такого подтверждения, что не отвечает правовым принципам равенства, справедливости и правовой определенности, и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют признавать неподтверждённым право граждан на улучшение жилищных условий в случае непредставления ими правоустанавливающего документа на жилое помещение и финансового лицевого счета.

Гражданин Р.Р.Измайлов отмечает, что оспариваемые правовые нормы административных регламентов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани вопреки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ, содержат требование о представлении заявителем правоустанавливающего документа на жилое помещение и финансового лицевого счёта, а непредставление этих документов ведёт к отказу в предоставлении муниципальной услуги.

На основании изложенного гражданин Р.Р.Измайлов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать указанные правовые положения не соответствующими статьям 2, 13, 28 (части первая и вторая), 54 (часть первая) и 55 Конституции Республики Татарстан, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального и имущественного положения, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом; каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишён жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

1.2. Определением Конституционного суда Республики Татарстан от 21 января 2020 года №2-О жалоба гражданина Р.Р.Измайлова была принята к рассмотрению в части проверки конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; пункта 5, абзаца второго пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275; пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке на учет отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, и абзацев шестого, седьмого и восьмого Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №1 к данному Административному регламенту), а также пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, и абзацев шестого, седьмого и восьмого Перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма (приложение №1 к данному Административному регламенту).

К началу рассмотрения дела в судебном заседании в обжалуемые заявителем административные регламенты были внесены изменения. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4641 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 06.08.2013 №7154» в оспариваемые положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке на учёт отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, внесены изменения, согласно которым приложение №1 к Административному регламенту изложено в новой редакции. Из их содержания следует, что обжалуемое заявителем положение, содержащееся ранее в абзаце восьмом приложения №1 к Административному регламенту, касающееся обязанности представить документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер, договор, решение о предоставлении жилого помещения и иные документы), исключено. Однако положение, касающееся обязанности представления заявителем финансового лицевого счета, фактически было сохранено и нашло отражение в пункте 9 части I приложения №3 к данному Административному регламенту. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4652 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 14.10.2013 №9010» в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта также внесены изменения, из содержания которых следует, что положение, касающееся обязанности представления заявителем финансового лицевого счёта, фактически было сохранено и нашло отражение в пункте 9 части I приложения №3 к данному Административному регламенту.

В связи с внесенными изменениями после назначения дела к слушанию гражданин Р.Р.Измайлов направил уточнения по жалобе, согласно которым просит признать не соответствующими Конституции Республики Татарстан:

– пункт 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, а также пункты 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту);

– пункт 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, а также пункты 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту).

1.3. Статьей 101 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан и если закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.

В ходе заседания Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу не нашло подтверждения, что правовые положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, и приложения к данному Административному регламенту применялись или подлежали применению в отношении гражданина Р.Р.Измайлова.

В силу пункта 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с положениями статьи 63 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению, одним из которых является его несоответствие критерию допустимости.

Следовательно, производство по настоящему делу в части проверки конституционности пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, и абзацев шестого, седьмого и восьмого приложения №1 к данному Административному регламенту (в редакции, действовавшей до принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4652) подлежит прекращению, поскольку обращение заявителя в данной части не является допустимым. Отсюда следует, что и его уточненные требования о проверке конституционности пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, пунктов 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту), также не подлежат рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем деле.

В соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменён или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство по данному делу прекращается, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. С учётом внесённых изменений в обжалуемый Административный регламент, утверждённый постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, а также принимая во внимание, что заявитель в уточнении к жалобе отказывается от части своих требований, производство по данному делу в части проверки конституционности положений пункта 2.5 данного Административного регламента в его взаимосвязи с абзацем восьмым приложения №1 к нему (в редакции, действовавшей до принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4641) подлежит прекращению.

При этом, с учётом позиции гражданина Р.Р.Измайлова, полагающего, что в остальной части внесённые изменения по сути не затронули оспариваемое правовое регулирование и являются правовым основанием нарушения его конституционного права на жилище, внесение изменений в рассматриваемые нормы Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не может препятствовать проверке конституционности обжалуемых положений.

В силу частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются:

– положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, относят финансовый лицевой счёт к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

– пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275, в той мере, в какой они, устанавливая в качестве условия включения Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан граждан – получателей субсидий в списки граждан, которым выделены субсидии, необходимость подтверждения ими в исполнительных комитетах муниципальных образований Республики Татарстан права на улучшение жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, не предусматривают порядок такого подтверждения, и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют признавать неподтвержденным право граждан на улучшение жилищных условий в случае непредставления ими финансового лицевого счета;

– положения пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту), в той мере, в какой они для предоставления соответствующей муниципальной услуги возлагают на него обязанность по представлению документа, содержащего сведения обо всех гражданах, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, с указанием адреса, даты регистрации граждан, даты выдачи документа и финансового лицевого счёта с указанием жилой и общей площади жилого помещения и даты выдачи.

  1. Оспариваемые правовые положения Закона Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. В соответствии со статьёй 72 (пункты «ж» и «к» части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части вторая и пятая Конституции Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство состоит в том числе из принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (части 2 и 6 статьи 5); порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52).

Согласно Конституции Республики Татарстан к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан (статья 75, пункт 2).

Таким образом, устанавливая в Законе Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определяя перечень документов, необходимых для постановки граждан на такой учёт, Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и её субъектов в сфере социальной защиты и жилищного законодательства и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и Конституции Республики Татарстан.

Оспариваемые заявителем правовые нормы Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275, также затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»

полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, а форма её предоставления определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (части 1, 2 и 6 статьи 23.2).

Согласно статьям 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики, в частности в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издаёт постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Следовательно, утверждая Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан.

В статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу статьи 6 во взаимосвязи с частью 1 статьи 12 и частью 15 статьи 13 указанного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами; порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

На основании пункта 1.8 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 25 февраля 2011 года №782, административные регламенты в сфере реализации полномочий муниципального образования города Казани утверждаются правовым актом Исполнительного комитета города Казани в установленном порядке.

Таким образом, утверждая Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани правомерно реализовал полномочия, принадлежащие ему в силу федерального законодательства, а также основанные на взаимосвязанных положениях статей 116 (часть первая) и 118 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.

  1. Согласно Конституции Республики Татарстан человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан (статья 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни и инвалидности (статья 54, часть 1); каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (статья 55, части 1 и 2).

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного само-

управления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2).

Органы государственной власти Республики Татарстан, принимая решения в пределах своих полномочий по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан, обладают значительной дискрецией, которая, однако, ограничена конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности, требованиями определенности правового регулирования, в том числе в порождаемых им правовых последствиях.

3.1. В обжалуемых правовых положениях части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ определён перечень документов, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанные нормы оспариваются заявителем постольку, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, относят финансовый лицевой счёт к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чем нарушают его конституционные права.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определёнными требованиями, закреплёнными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года №123-О, от 4 марта 2004 года №80-О, от 15 июля 2010 года №955-О-О, от 25 ноября 2010 года №1543-О-О и др.).

Одним из таких требований в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации выступает необходимость представления гражданином вместе с заявлением о принятии на учёт документов, подтверждающих его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт. Само по себе такое требование, предусматривающее документальное подтверждение правомерности постановки граждан на жилищный учёт, как отметил Конституционный суд Российской Федерации, какие-либо конституционные права граждан не нарушает (Определение от 16 июля 2015 года №1697-О).

Из приведенного положения Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что часть документов, необходимых для постановки граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, представляется гражданами непосредственно, а часть запрашивается органами, осуществляющими учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, самостоятельно путём межведомственных запросов.

Такое правовое регулирование обусловлено в том числе и положениями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который, исходя из необходимости внедрения и развития межведомственного, в том числе электронного, взаимодействия между органами государственной власти и (или) органами местного само-

управления, предусматривает, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных и муниципальных органов либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении таких услуг; заявитель вправе представить указанные документы и информацию по собственной инициативе (пункт 2 части 1 статьи 7). Установив запрет на истребование от граждан документов, находящихся в распоряжении соответствующих органов и организаций, федеральный законодатель при этом закрепил в вышеуказанном Федеральном законе перечень документов, которые заявителем представляются самостоятельно, и одно-

временно предусмотрел, что в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом документы из указанного перечня могут быть получены с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия (части 6 и 6.1 статьи 7).

Применительно к документам, необходимым для принятия граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует отметить, что перечень таких документов федеральным законодателем не установлен.

В связи с этим республиканский законодатель, исходя из требований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами жилищного законодательства в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, закрепил перечень документов, необходимых для принятия таких граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрев при этом, какие из документов могут быть представлены гражданами по собственной инициативе, а в случае непредставления – запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с законодательством.

Согласно пунктам «д», «е» и «ж» части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ во взаимосвязи с частью 4.1 данной статьи к документам, предъявляемым гражданами по собственной инициативе, из числа документов, необходимых для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, относятся:

– сведения, подтверждающие количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении;

– копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные документы);

– сведения из органа, осуществляющего государственный кадастровый учёт, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемые каждым дееспособным членом семьи заявителя за пять лет, предшествующих подаче заявления.

Действующее законодательство не устанавливает конкретную форму и содержание такого документа как финансовый лицевой счёт. Вместе с тем, исходя из сложившейся правовой практики, он представляет собой документ, в котором содержатся в том числе сведения о типе и характере жилого помещения, его жилой и общей площади, а также сведения обо всех лицах, проживающих в данном жилом помещении. Таким образом, указанный документ может рассматриваться в качестве сведений, подтверждающих количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, и, следовательно, необходим в целях подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Подобное правовое регулирование обеспечивает реализацию как принципа законности при оказании государством социальной поддержки в жилищной сфере, поскольку позволяет, в частности, оценить жилищные условия граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, документально подтвердить правовые основания для улучшения жилищных условий, так и принципа адресности, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются определённым, указанным в законе категориям граждан, относящимся к числу социально незащищённых слоёв населения, с учётом их реальной нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При этом Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на то, что сведения, подтверждающие количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, в силу положений части 4.1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ, представляются заявителем по собственной инициативе, а в случае непредставления запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.

Из этого следует, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ, относя финансовый лицевой счёт к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предполагают возможности отказа уполномоченного органа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий только на том основании, что гражданином такой документ не представлен.

Таким образом, сами по себе нормы части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ не могут рассматриваться как отменяющие, ограничивающие или иным образом нарушающие конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе гражданина Р.Р.Измайлова, и тем самым не противоречат статьям 2, 13, 28 (части первая и вторая), 54 (часть первая) и 55 Конституции Республики Татарстан.

3.2. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275 в целях реализации статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что обеспечение жильём граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, производится путём предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).

Пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий не отвечает, по мнению заявителя, правовым принципам равенства, справедливости и правовой определенности, поскольку формулировка «действующее законодательство» не позволяет определить, какие конкретно нормативные правовые акты подлежат применению по вопросу подтверждения получателями субсидий своей нуждаемости в улучшении жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

Из взаимосвязанных положений статей 14 и 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что мера социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём распространяется только на тех ветеранов и инвалидов боевых действий, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учёт до 1 января 2005 года.

Принятие граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилья, порядок ведения которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (части 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Республике Татарстан порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, регламентирован Законом Республики Татарстан №31-ЗРТ. При этом определения понятия «порядок подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий» в данном Законе Республики Татарстан не содержится. В нём устанавливаются порядок принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статьи 3 и 6), порядок перерегистрации граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 24), и порядок уведомления гражданина о предоставлении жилого помещения (статья 26), которые, хотя и предусматривают различные правовые основания для совершения определённых юридически значимых действий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, вместе с тем содержат единый перечень документов, необходимых для представления в органы местного самоуправления, определённый в статье 6 данного Закона Республики Татарстан.

Такое правовое регулирование, исходя из взаимосвязанных положений вышеуказанных норм Федерального закона «О ветеранах», Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ, предполагает, что под действующим законодательством применительно к вопросу подтверждения гражданами нуждаемости в улучшении жилищных условий при предоставлении им субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, следует понимать положения статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ с учётом их выявленного конституционного правового смысла, регламентирующие перечень документов, необходимых для принятия граждан на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275, предусматривая, что порядок подтверждения гражданами в исполнительных комитетах муниципальных образований Республики Татарстан права на улучшение жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, установлен Законом Республики Татарстан №31-ЗРТ, не позволяют признавать неподтверждённым право граждан на улучшение жилищных условий в случае непредставления ими финансового лицевого счёта и сами по себе не могут рассматриваться как отменяющие, ограничивающие или иным образом нарушающие конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе заявителя, и тем самым не противоречат статьям 2, 13, 28 (части первая и вторая), 54 (часть первая) и 55 Конституции Республики Татарстан.

При этом Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что осуществляемое Кабинетом Министров Республики Татарстан правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений или системы находящихся в очевидной связи норм. Это касается в особенности тех случаев, когда нормы направлены на их правоприменение как в отношении социально незащищённых граждан, так и самими такими гражданами. Использование формулировок, являющихся по своему характеру отсылочными нормами, должно позволять субъектам правоотношений ясно и недвусмысленно определить норму, подлежащую применению, поскольку предполагает совершение конкретных действий, необходимых для возникновения правовых результатов. Иное неизбежно приводит к нечёткости и неясности правового регулирования, к искажениям в применении соответствующих норм и, как следствие, к ситуации правовой неопределенности, в которой оказываются субъекты правоотношений.

Таким образом, признанием указанных норм Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан соответствующими Конституции Республики Татарстан в их конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Постановлении, не исключается полномочие Кабинета Министров Республики Татарстан в процессе совершенствования рассматриваемого правового регулирования внести в него изменения, направленные на уточнение законодательства, подлежащего применению для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Такое регулирование будет корреспондировать правовой позиции Европейского суда по правам человека, который, настаивая на необходимости соблюдения принципа правовой определенности, в своих решениях неоднократно указывал, что закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной чёткостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (постановления от 24 мая 2007 года по делу «Игнатов (Ignatov) против России», от 24 мая 2007 года по делу «Владимир Соловьев (Vladimir Solovyev) против России»).

3.3. Муниципальная услуга «принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» включена в рекомендуемый Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с учётом требований статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые он вправе представить по собственной инициативе, так как они могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия, устанавливается в стандарте предоставления муниципальной услуги, который, в свою очередь, входит в структуру административного регламента (пункт 2 части 2 статьи 12 и пункт 6 части 1 статьи 14).

Согласно обжалуемым положениям пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов документ, содержащий сведения обо всех гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту жительства, с указанием адреса, даты регистрации граждан, даты выдачи документа и финансовый лицевой счёт с указанием жилой и общей площади жилого помещения и даты выдачи относятся к документам, подлежащим представлению заявителем. Данные положения, исходя из своего буквального содержания, носят императивный характер, и, как следует из материалов дела, непредставление указанных документов влечёт отказ в подтверждении заявителю нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Такое регулирование противоречит как положениям части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан №31-ЗРТ с учётом их выявленного в настоящем Постановлении конституционного правового смысла, так и пункту 2.6 рассматриваемого Административного регламента, в соответствии с которым в отношении указанных документов на заявителя не возлагается обязанность их представления.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, неопределенность содержания правовой нормы препятствует её единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определённости правовой нормы, влекущего её произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации (постановления от 6 апреля 2004 года №7-П, от 20 декабря 2011 года №29-П, от 2 ию-ня 2015 года №12-П и др.).

Таким образом, нормы пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, не отвечают вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, а потому противоречат конституционным принципам юридической ответственности и не соответствуют Конституции Республики Татарстан.

Исполнительному комитету муниципального образования города Казани надлежит – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учётом основанных на её положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

В силу части второй статьи 84 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» признание закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих законов или иных нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 46, 63, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73, 84, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

  1. Признать соответствующими Конституции Республики Татарстан положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в той мере, в какой они – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, – относя финансовый лицевой счёт к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предполагают возможности отказа уполномоченного органа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий только на том основании, что гражданином такой документ не представлен.
  2. Признать соответствующими Конституции Республики Татарстан пункт 5, абзац второй пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года №275, в той мере, в какой они, предусматривая, что порядок подтверждения гражданами в исполнительных комитетах муниципальных образований Республики Татарстан права на улучшение жилищных условий за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, установлен Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», не позволяют признавать неподтверждённым право граждан на улучшение жилищных условий в случае непредставления ими финансового лицевого счёта.
  3. Признать не соответствующими Конституции Республики Татарстан положения пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту).

Исполнительному комитету муниципального образования города Казани надлежит – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учётом основанных на её положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

  1. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке на учёт отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в его взаимосвязи с абзацем восьмым приложения №1 к данному Административному регламенту (в редакции, действовавшей до принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4641).
  2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 октября 2013 года №9010, и абзацев шестого, седьмого и восьмого приложения №1 к данному Административному регламенту (в редакции, действовавшей до принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26 декабря 2019 года №4652).
  3. Правоприменительные решения, принятые по делу заявителя и основанные на признанных не соответствующими Конституции Республики Татарстан положениях пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утверждённого постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года №7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение №3 к данному Административному регламенту), подлежат пересмотру в установленном порядке с учётом выводов, содержащихся в настоящем Постановлении, если для этого нет иных препятствий.
  4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
  5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан» и на «Официальном портале правовой информации Республики Татарстан» (PRAVO.TATARSTAN.RU). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».

№91-П Конституционный суд
Республики Татарстан

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще