Розничным торговым сетям всё больший ущерб наносит шоплифтинг – магазинные кражи. Тревожно, что среди воришек немало детей
Учёт краж в розничной торговле нашей республики не ведётся, однако, по данным Национальной ассоциации предотвращения краж в магазинах, в последние два года ситуация с воровством в магазинах РТ усугубляется. Об этом можно судить хотя бы по информационным сводкам, поступающим в татарстанские СМИ из правоохранительных органов.
Воровства стало заметно больше не только в крупных супермаркетах, но и в магазинах шаговой доступности. Выносят чаще всего кондитерские изделия, колбасы, сыры, алкогольную продукцию, деликатесы, а из вещей – одежду, парфюмерию, косметику. Мелкие предметы кладут в карман или в рукав, прячут в штаны, шапки, а предметы покрупнее – в рюкзаки или сумки. Предусмотрительные даже пришивают специальные карманы к внутренней стороне одежды и сумок-шоперов.
С переходом некоторых продуктовых магазинов на терминалы самообслуживания, которыми стали заменять кассиров, воришки, или по-современному шоплифтеры, и вовсе перестали «париться»: просто-напросто выносят продукты без оплаты. Примечательно, что сотрудники магазинов заметили, что среди воров больше стало «приличных» людей. Тех, кто в прежние годы даже не помышлял о кражах, а теперь не может устоять перед искушением вынести товар без оплаты, минуя кассы самообслуживания.
Субкультура шоплифтинга зародилась в Америке в сороковых годах XX века, когда начали появляться первые магазины самообслуживания. Сами шоплифтеры не считают себя ворами, не испытывают стыда, напротив, считают себя чуть ли не Робин Гудами, которые наказывают торговлю за высокие ценники. Но какой бы философией они не прикрывали своё поведение, воровство оно и есть воровство.
Внешне определить шоплифтеров невозможно: ни у кого из них на лбу не написано, что они наглые нарушители закона. Вот зашла в магазин весёлая компания гопников, которых, казалось бы, следует опасаться. А они накупят водки и закуски и не только ничего не украдут, но ещё и кассира шоколадкой угостят, а то и цветком, купленным тут же, у кассы, одарят. Но вот идёт симпатичная мама с ребёнком: скромняшка, на которую уж никак ничего плохого не подумаешь. А она может вынести понравившуюся бутылку коньяка в коляске, пряча её под детским одеялом. Или «забудет» понравившийся товар в кармашке детского транспорта.
Однако и магазинных воришек можно типизировать.Есть профессионалы, которые воруют, что подороже, а потом распродают украденное. Некоторые работают «под заказ», охотятся за определёнными товарами. Эти часто ходят в магазины парами или даже группами: пока один рассматривает полки и витрины, второй кладёт приглянувшийся товар другу в рюкзак или в капюшон. Либо один отвлекает сотрудников, а второй «работает».
Есть добродушные бабушки и дедушки, которых на воровство толкает нехватка денег или элементарная жадность. Попавшись на месте преступления, эти божьи одуванчики искренне переживают и каются, и их, как правило, отпускают восвояси. Полученного урока пенсионерам хватает на всю жизнь. Их потом ещё долго мучает фантомный страх: при входе в магазин они демонстрируют свои сумки с товаром, купленным до этого в других точках, чтобы при выходе не было проблем.
Субкультура шоплифтинга зародилась в Америке в сороковых годах XX века, когда начали появляться первые магазины самообслуживания. Сами шоплифтеры считают себя чуть ли не Робин Гудами, которые наказывают торговлю за высокие ценники
Детей и подростков на совершение кражи чаще толкает азарт, недостаток адреналина. Они воруют по мелочи – шоколадки, жвачки. В общем, эта категория воришек особого ущерба магазину не наносит, однако если охранник ловит их, то не проявляет снисхождения. Из педагогических соображений. Дети – не старики, их следует припугнуть и наказать за противозаконный поступок, ведь такое мелкое воровство может в будущем перерасти в нечто более серьёзное.
Ответственные сотрудники магазинов не отпускают малолеток, пока те не вызовут родителей в магазин. «Сколько слёз бывает, молят не сдавать их родителям, обещают, что больше не будут. Но я всегда так поступаю, – признался охранник одного из казанских магазинов. – Жестоко? Да. Жалко их? Да. Но я сам отец троих сыновей и знаю, что, если им дать слабину, дети почувствуют безнаказанность и обнаглеют. Раз не поймали, а если поймали – отпустили с миром, два, три – страх притупляется, лёгкий успех кружит голову. Сдавая воришек родителям, я становлюсь уверенным в том, что дети не будут воровать не только в моём магазине, но и вообще».
Как тут не вспомнить древнюю мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Есть и вполне обеспеченные люди, крадущие не из-за нужды, а чтобы убить время или ради острых ощущений либо живущие по принципу: «Зачем платить, если можно вынести?»
Опытные охранники с первого взгляда видят «несуна». Львиная доля конфликтов, как правило, решается на месте – человеку предлагают вернуть украденное. Если тот упорствует и не признаётся, а продавцы уверены в воровстве, – вызывают полицию. Обыскивать покупателя или досматривать его вещи работники прилавка не имеют права, а вот задержать подозреваемого в краже до прибытия полицейских вполне могут. Но только при наличии доказательств в виде видеоматериала с зафиксированным моментом кражи, с передвижениями с похищенным товаром, получения информации от других покупателей.
Чтобы нас не обвинили в преподавании уроков воровства, мы рассказали только об общеизвестных схемах, умолчав о более редких. И хотим предупредить: магазинная кража – достаточно серьёзное нарушение закона, которое влечёт административное либо уголовное наказание. В случае мелкой кражи – до одной тысячи рублей – вору грозит штраф в пятикратном размере от стоимости похищенного либо арест на 15 суток, также возможно наказание в виде обязательных работ до 50 часов. Хищение на сумму от 1000 до 2500 рублей предполагает тот же пятикратный штраф, обязательные работы до 120 часов либо арест на 10–15 суток.