Столицу Татарстана от ее легендарной прародины отделяют всего 45 километров
Копыта коней выбили пыль из земли, за лесом всадникам открылась излучина реки в форме казана. Красивое место, удобные пастбища для скота, а леса и река богаты зверями и рыбой… Долго искал хан Батый место для закладки своего города, и вот сердце указало – тут.
По одной из легенд именно так и была основана Казань. Но не современный мегаполис, который недавно успешно провел Универсиаду и Чемпионат мира по водным видам спорта, а Иски-Казань (тат. – Иске Казан, рус. – Старая Казань). Туда мы и отправимся, чтобы еще раз окунуться в предания старины глубокой.
НА 800 ЛЕТ В ПРОШЛОЕ
На автомобиле сорок пять километров по маршруту Казань – Высокая Гора – Куркачи – Камаево пролетают меньше чем за полчаса. И вдруг перед нами вырастает крепостная стена с шестью сторожевыми башнями и ветряная мельница, как будто мы на машине времени попали в прошлое. Летом, в разгар туристического сезона, нас бы встретили хан и царевна в национальных костюмах, но мы приехали зимой и не увидели театрализованного представления.
Экскурсию по Иски-Казанскому музею-заповеднику для нас провела старший научный сотрудник Фания Закирова. Она рассказала, что историография Старой Казани насчитывает более двухсот лет. В 70-е и 80-е годы прошлого века обширные раскопки здесь проводил доктор исторических наук, руководитель ряда археологических экспедиций Равиль Фахрутдинов. Он предположил, что первоначально была основана Иски-Казань, а позднее выходцы из нее основали современную Казань. В своих «Очерках по истории Волжской Булгарии» ученый выдвинул версию, что Старую Казань основал хан Батый.
В истории Иски-Казанского музея-заповедника есть несколько знаковых дат. В 1992 году он был основан постановлением Кабинета Министров РТ №228
Итак, перенесемся почти на 800 лет назад. В 1236 году к Болгару подступили полчища монголов и воинов из завоеванных ими царств. Сначала захватчики разорили окрестные деревни и поселения, потом взяли и столицу. Любое сопротивление жестоко подавлялось карательными экспедициями. Так развитое Булгарское государство перестало существовать.
Эта катастрофа оставила глубокий след в народной памяти. О том, как после гибели Болгара была основана Иски-Казань, сохранилось много преданий и легенд. В них упоминаются два царевича Алтынбек и Алимбек, которые остались живы после разгрома Булгарского царства. Они не стали восстанавливать сожженный Болгар, а основали новый город на реке Казанка в месте, где сейчас находятся руины Иски-Казани. Позже отсюда жители переселились в устье реки, где сейчас шумит миллионный город Казань. Причина переезда, как бы сейчас сказали, бытовая – женщинам трудно было носить воду на высокий холм, на котором стоял город. Но, несомненно, существовали и более серьезные политические, экономические основания для переезда.
В «Повести о несгораемой царевне» наряду с Алтынбеком и Алимбеком упоминается еще и их сестра – царевна Гайша-бике. Бежав из плена, она узнала, что ее братья основали новый город, и поехала к ним. Позже она вышла замуж за полководца Мулла-Хаджи. Сейчас их могилы являются местами поклонения. Могила полководца находится в Иски-Казани, а могила царевны – около деревни Татарская Айша (названа в честь Гайша-бике).
После Универсиады-2013 туристический поток в Казань значительно возрос. Чаще стали приезжать и в Иски-Казань. В прошлом году отмечено 10,8 тысячи посещений заповедника
Мы обратились к нашему экскурсоводу с вполне логичным вопросом: как же так, Старая Казань основана в 1236 году (или позднее), современная Казань – еще позже, а ведь все мы помним празднества по случаю ее тысячелетия?
«Этот вопрос не к нам. К сожалению, после Фахрутдинова историки практически не занимаются Иски-Казанью. Окончательная точка в вопросе, кто и когда основал Иски-Казань, пока не поставлена. Нужны крупномасштабные раскопки, которые, увы, в последние годы не проводятся», – посетовала Фания Закирова.
ГУННСКИЙ КОТЕЛ – СИМВОЛ ВЛАСТИ
А ведь как плодотворно работали здесь археологи в прошлом. Первые раскопки в этих местах провел Николай Бороздин в начале XX века, позже тут работали Николай Калинин, Алексей Смирнов, Тамара Хлебникова. Крупномасштабные раскопки в 70-е и 80-е годы провела экспедиция под руководством Равиля Фахрутдинова. Основная коллекция музея собрана именно в то время. На Камаевском городище в 1996 году экспедиция под руководством Альберта Бурханова на площади 400 квадратных метров раскопала два вала и ров между ними. Предполагается, что на этом месте находился кремль.
Сейчас в охранную зону музея-заповедника входит целый комплекс историко-культурных, археологических и природных объектов: Камаевское (Иски-Казанское) городище XIII–XVI веков, остатки кремля, политического центра Иски-Казани, площадью 7,2 га. Русско-Урматское селище ХII–ХVI веков – остатки основной торгово-ремесленной части Иски-Казани, площадью 124 га. Здесь при раскопках найдено много ремесленных мастерских и кузниц, которые воспроизведены сейчас на территории музея.
Набрать воды, поклониться и загадать желание можно на святых источниках – роднике святого Муллы-Хаджи и роднике Ханский. А еще здесь можно повязать на дерево ленточки – на счастье.
Одна из жемчужин коллекции музея – бронзовый гуннский котел (V–VI век). Пищу в нем не готовили, котел символизировал власть – хан (или кошевой) передавал его из поколения в поколение. Сейчас гуннский котел изображен на гербе Высокогорского района, а его копии находятся в двух музеях – в Казани и в Болгаре.
Видеофрагмент экскурсии по Иски-Казанскому музею-заповеднику
Еще один уникальный экспонат – скифско-сарматское зеркало (начало I тысячелетия). Модницы того времени любовались собой в начищенный до блеска бронзовый диск с ручкой в виде головы барана. При раскопках в здешних местах также были найдены зуб мамонта, которому 40–50 тыс. лет, и каменный топор-молот (II тысячелетие до нашей эры).
В музее можно увидеть один из самых древних надгробных камней Татарстана с Русско-Урматского кладбища. Под надгробием 1292 года похоронена женщина по имени Собайда, в надписи на камне есть такие строки: «Именем Бога милостивого, милосердного. Каждая душа вкусит смерть, после вы вернетесь к нам».
На другом надгробном камне 1494 года, уже с Иски-Казанского кладбища надпись выполнена арабской графикой: «…мала Шах-Али дервиша жена Нази-Маликхатун из мира тленного в мир вечности переселилась. Да помилует ее Бог».
Собранные в запасниках музея археологические находки отражают военное дело, ремесла, животноводство. Любопытный экспонат – свистящий панический снаряд, такой редко где можно увидеть. Полый глиняный шар издает свист при порывах ветра.
На втором этаже музея располагается этнографическая экспозиция, посвященная жизни татарской деревни XIX–XX веков. Здесь можно оценить изделия клепушного промысла – тюбетейки и калфаки, украшенные бисером и стеклярусом. Сейчас сделанные местными мастерами тюбетейки расходятся не только в Казани и по городам Татарстана, но и по всему миру.
Также представлены изделия искусных мастеров по изготовлению кожаной узорной обуви – ичигов и тапочек. Рядом с ткацким станком можно увидеть уникальные образцы татарских самотканых дорожек.
Интересно проследить, как менялась татарская письменность: в доисламский период использовали древнетюркские руны, до 1927 года она строилась на основе арабской графики, с 1927 по 1939 год развивалась на основе латиницы, а позднее – на основе кириллицы.
Среди представленных в музее музыкальных инструментов можно выделить немецкое пианино XVIII века. Говорят, оно стояло в Казанском театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина. На этом превосходном инструменте играла Сара Садыкова и многие композиторы (правда, письменных свидетельств об этом не сохранилось).
ВАС ВСТРЕТИТ ЦАРЕВНА ГАЙША-БИКЕ
В истории Иски-Казанского музея-заповедника есть несколько знаковых дат. В 1992 году он был основан постановлением Кабинета Министров РТ №228. Но 90-е годы были не лучшими для развития музейного дела. В середине нулевых годов музей отремонтировали, построили молельный дом для паломников, благоустроили родники. Помогали в этом деле предприятия и администрация Высокогорского района. Тогда же по инициативе исследователя Рафаэля Безертинова установили пятиметровую стелу в честь Чингисхана.
Масштабные преобразования произошли в музее в 2010 году. Благодаря помощи спонсора возвели новый комплекс с крепостной стеной и сторожевыми башнями, мельницей, домом чаепития, гончарной мастерской. Благотворителем выступил неравнодушный к истории родного края депутат Государственного Совета и глава компании «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин. Позже на его средства производился текущий ремонт зданий комплекса. Такую бы поддержку другим районным музеям!
После Универсиады-2013 туристический поток в Казань значительно возрос. Чаще стали приезжать и в Иски-Казань. Гости сюда прибывают из районов Татарстана, регионов России, тюркоязычных стран, из Евросоюза и даже Южной Кореи. В прошлом году отмечено 10,8 тысячи посещений заповедника.
Важность интерактивных программ в деле привлечения туристов в Иски-Казанский музей-заповедник подчеркнула Фания Закирова: «Наших гостей встречают хан и царевна Гайша-бике в национальных костюмах. Татарские песни исполняет фольклорный ансамбль из соседней деревни. Кроме осмотра экспозиции туристы могут пострелять из луков и арбалетов. Также каждый желающий на мастер-классе может собственноручно вышить бисером тюбетейку. По заказу на территории музея проводятся мини-Сабантуй для взрослых и детей. В этом году мы создали две новые интерактивные программы на праздники Масленица и Науруз».
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как добраться до Иски-Казанского музея-заповедника, можно узнать на его сайте (iskekazan.ru). Сюда можно доехать и на машине, и на электричке до остановочной платформы «Камаево». Автобусные экскурсии организует туроператор «Лидер Казань».
ПУЛЬС СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Чем в XXI веке живет Иске-Казанское сельское поселение, нам рассказала его глава Гульнара Закирова. В поселение входят семь населенных пунктов с центром в селе Куркачи, в них проживают 1200 человек. В прошлом году поселение участвовало в восьми госпрограммах. В Камаеве и Татарской Айше были заасфальтированы дороги, а также открыты фельдшерско-акушерские пункты. В селе Куркачи заработала универсальная спортивная площадка. По выигранному гранту в миллион рублей поселение купило трактор МТЗ-82. Он незаменим в чистке дорог, и его работу уже оценили местные жители.
Интересно проследить, как менялась татарская письменность: в доисламский период использовали древнетюркские руны, до 1927 года она строилась на основе арабской графики, с 1927 по 1939 год развивалась на основе латиницы, а позднее – на основе кириллицы
«Мы активно участвуем в программе самообложения (к одному собранному рублю республика добавляет четыре). Сначала мы оградили кладбище, потом стали покрывать щебенкой дороги. Люди видят результаты и охотно участвуют в программе. В этом году собрано 870 тысяч рублей, и на эти средства мы будем делать дороги», – отметила Гульнара Закирова.
По ее словам, в поселении развивается и малый бизнес – в прошлом году заработали семь новых предприятий. Создана ферма по разведению индюков на 1500 голов. В перспективе откроется цех по переработке мяса, а поголовье возрастет до 5500 индюков. В Куркачах стали выпускать кирпичные блоки и изделия из дерева. Задачи на этот год – возвести здесь дом и офис полицейского и заасфальтировать дорогу.
Вот так и переплетаются в этом былинном месте легенды прошлого и бурлящая современная жизнь – от Батыя до наших дней.