Лето перешло свой экватор. И уже можно подводить итоги первых шести месяцев, строить планы до конца года. В том числе и финансовые. Финансы являются основой любого государства, а бюджетные показатели отражают экономическое состояние страны, качество жизни населения. О том, как исполнялся бюджет нашей республики в первой половине года, мы попросили рассказать министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина.
– Радик Рауфович, напомним, что бюджет на текущий год готовился в непростых условиях. Можно ли назвать сегодня ситуацию с его исполнением в республике удовлетворительной и стабильной, поступили ли доходы в запланированном объёме в первом полугодии?
– Говоря о поступлениях в бюджет нашей республики, можно констатировать, что по сравнению с аналогичным периодом 2020 года положительная тенденция наблюдается по большинству доходных источников.
За первое полугодие налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики мобилизованы в сумме 149 миллиардов рублей, в том числе налог на прибыль составил 54,6 миллиарда, налог на доход физических лиц – 41,1 миллиарда, акцизы – 17 миллиардов рублей. Исполнение годовых плановых назначений составило 55 процентов.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Татарстана поступили в сумме 125 миллиардов рублей, плановые назначения исполнены также на 55 процентов.
– Хотелось бы узнать, какую позицию занимает наша республика по сравнению с 85 другими регионами Российской Федерации?
– Отрадно, что Татарстан за первое полугодие 2021 года по вопросам исполнения бюджета занимает в стране лидирующие позиции. По общей сумме налоговых и неналоговых доходов республика находится на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа. А в Российской Федерации мы занимаем седьмое место (после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Свердловской области и Краснодарского края).
– Как исполнялась расходная часть бюджета?
– Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие составили 163,6 миллиарда рублей, республиканского бюджета – 138,7 миллиарда рублей, что составляет 46,4 процента от плановых назначений.
Остатки бюджетных средств на начало года и поступившие в первом полугодии доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату с начислениями, профинансировать в достаточном объёме запланированные расходы бюджетов всех уровней.
– Какие средства выделяются на реализацию национальных проектов?
– В нынешнем году на эти цели в бюджете Татарстана предусмотрено 30,9 миллиарда рублей. Это в том числе средства федерального бюджета – 22,7 миллиарда и средства бюджета республики – 8,2 миллиарда (из них в рамках софинансирования национальных проектов предусмотрено 2,6 миллиарда рублей, дополнительно за счёт средств бюджета Татарстана – 5,6 миллиарда).
За первое полугодие 2021 года кассовое исполнение составило 7,3 миллиарда рублей.
– В предыдущих интервью вы рассказывали, что в Татарстане реализуется масштабный проект по централизации и автоматизации бухгалтерского учёта. В чём его особенности и для чего нужна систематизация объёмов выплаты зарплаты?
– Работа в этом направлении ведётся ещё с 2018 года. В настоящее время все организации бюджетной сферы переведены на единую платформу – государственную информационную систему «Бухгалтерский учёт и отчётность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений». Основным преимуществом перехода на единую систему является унификация порядка бухгалтерского учёта и проведения контрольных мероприятий в учреждениях республики, включая установление единых правовых основ и методики расчёта заработной платы. Так, все главные распорядители бюджетных средств могут регулярно проводить мониторинг фактических начислений и выплат заработной платы, выявлять отклонения, допущенные со стороны подведомственных учреждений.
В мае-июне этого года нашим Министерством финансов совместно с отраслевыми министерствами республики проведён анализ начислений заработной платы за пять месяцев 2021 года по всем государственным бюджетным и автономным учреждениям социальной сферы. Результатом будет внесение изменений в нормативные акты Правительства республики, регулирующие системы оплаты труда работников бюджетной сферы, а также настройки информационной системы «Зарплата и кадры», обеспечивающие их контроль.
Выполнение этих мероприятий позволит обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств на оплату труда.
Татарстан за первое полугодие 2021 года по вопросам исполнения бюджета занимает в стране лидирующие позиции. По общей сумме налоговых и неналоговых доходов республика находится на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа
– Правительство России утвердило новый механизм развития инфраструктуры в регионах. Активно развивающие её получат право на списание долгов по бюджетным кредитам. Планирует ли принять участие в этом проекте наша республика?
– В прошлом и текущем годах на федеральном уровне продлены сроки погашения задолженности субъектов страны по определённым категориям бюджетных кредитов, привлечённых из федеральной казны. Общий объём долга по таким кредитам у Татарстана составляет около 73 миллиардов рублей.
При продлении сроков были приняты обязательства по направлению определённого объёма средств на инфраструктурные объекты, которые представляются необходимыми для реализации новых инвестиционных проектов в экономике Татарстана. Их республика должна отобрать и представить на рассмотрение и дальнейшее утверждение на федеральном уровне. Объём указанных вложений должен быть не менее 17,5 миллиарда рублей в период до 2024 года включительно.
Также было предусмотрено, что поступления в федеральный бюджет по ряду осуществляемых в него платежей от реализации этих проектов будут отдельным образом отслеживаться, и на соответствующие суммы будет возможно списание части нашего долга перед федеральным бюджетом.
В прошлом году приняты необходимые федеральные акты, регулирующие данные вопросы. В настоящее время идёт работа по внесению в них изменений в целях обеспечения более благоприятных условий для формирования необходимого пула инвестиционных проектов.
Что касается непосредственно самих проектов, то в настоящее время проводятся необходимые мероприятия по их отбору и утверждению.
Считаю необходимым отметить, что данный механизм носит долгосрочный характер.
– В каких мероприятиях республиканского уровня примет участие либо организует их Министерство финансов в настоящее время?
– Среди плановых мероприятий во втором квартале отмечу завершение работы над годовым отчётом. В соответствии с Бюджетным кодексом республики отчёт об исполнении её бюджета за 2020 год подписан Президентом Рустамом Миннихановым и направлен в Государственный Совет. После его рассмотрения депутатами отчёт утверждён на сессии Государственного Совета и подписан с опубликованием в средствах массовой информации 18 июня.
Также продолжается формирование бюджета на очередные три года.
16 июля мы приняли участие во всероссийском совещании, проводимом Министерством финансов Российской Федерации с руководителями финансовых органов субъектов по вопросу формирования бюджета на 2022–2024 годы.
В настоящее время в республиканские министерства и ведомства, муниципальные образования направлены индексы-дефляторы для расчёта бюджетных показателей на очередные три года в соответствии с графиком подготовки и рассмотрения проектов законов, документов и необходимых материалов.
Министерством экономики завершены расчёты основных макроэкономических показателей в целом по республике и в разрезе каждого муниципального района, городского округа. На этой основе будут проведены расчёты доходной и расходной частей консолидированного бюджета и каждого бюджета муниципального образования.
Следующий шаг – совместное рассмотрение смет расходов республиканских министерств и ведомств, бюджетов районов и городов. Обобщённые предложения республиканских органов, муниципальных образований, а также показатели по «новой сети» бюджетных учреждений, изменения федерального законодательства и реализация поручений Президента и Правительства республики позволят нам полностью сформировать свод доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Одновременно необходимо серьёзное внимание уделить выполнению графика разработки нормативных правовых актов Татарстана об утверждении нормативных затрат для расчёта финансового обеспечения выполнения государственного, муниципального задания государственными, муниципальными учреждениями на 2022 год. В разработке нормативных актов участвуют ЦЭСИ, Минфин, девять министерств и ведомств. В результате будет принято более сорока нормативных актов, которые станут основой расчётов расходной части бюджетов всех уровней.
– Какой прогноз по исполнению бюджета вы делаете на вторую половину текущего года?
– Имеется определённая уверенность, что если темпы работы предприятий во втором полугодии будут аналогичны первому полугодию, то запланированные бюджетные показатели республика выполнит. Это означает своевременное финансирование заработной платы всей социальной сферы, её полноценное содержание, выполнение всех президентских программ, национальных проектов, дальнейшее развитие инфраструктуры республики. Поэтому хочу пожелать стабильной работы наших предприятий и выполнения соответствующих показателей доходов бюджета.
Беседовала Диляра Сагдатшина.