Подводим итоги финансового полугодия

Лето перешло свой экватор. И уже можно подводить итоги первых шести месяцев, строить планы до конца года. В том числе и финансовые.

 

Гайзатуллин_2

 

Лето перешло свой экватор. И уже можно подводить итоги первых шести месяцев, строить планы до конца года. В том числе и финансовые. Финансы являются основой любого государства, а бюджетные показатели отражают экономическое состояние страны, качество жизни населения. О том, как исполнялся бюджет нашей республики в первой половине года, мы попросили рассказать министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина.

 

– Радик Рауфович, напомним, что бюджет на текущий год готовился в непростых условиях. Можно ли назвать сегодня ситуацию с его исполнением в республике удовлетворительной и стабильной, поступили ли доходы в запланированном объёме в первом полугодии?

– Говоря о поступлениях в бюджет нашей республики, можно констатировать, что по сравнению с аналогичным периодом 2020 года положительная тенденция наблюдается по большинству доходных источников.

За первое полугодие налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики мобилизованы в сумме 149 миллиардов рублей, в том числе налог на прибыль составил 54,6 миллиарда, налог на доход физических лиц – 41,1 миллиарда, акцизы – 17 миллиардов рублей. Исполнение годовых плановых назначений составило 55 процентов.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета Татарстана поступили в сумме 125 миллиардов рублей, плановые назначения исполнены также на 55 процентов.

 

– Хотелось бы узнать, какую позицию занимает наша республика по сравнению с 85 другими регионами Российской Федерации?

– Отрадно, что Татарстан за первое полугодие 2021 года по вопросам исполнения бюджета занимает в стране лидирующие позиции. По общей сумме налоговых и неналоговых доходов респуб­лика находится на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа. А в Российской Федерации мы занимаем седьмое место (после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Свердловской области и Краснодарского края).

 

– Как исполнялась расходная часть бюджета?

– Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие составили 163,6 миллиарда рублей, рес­публиканского бюджета – 138,7 миллиарда рублей, что составляет 46,4 процента от плановых назначений.

Остатки бюджетных средств на начало года и поступившие в первом полугодии доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату с начислениями, профинансировать в достаточном объёме запланированные расходы бюджетов всех уровней.

 

– Какие средства выделяются на реализацию национальных проектов?

– В нынешнем году на эти цели в бюджете Татарстана предусмотрено 30,9 миллиарда рублей. Это в том числе средства федерального бюджета – 22,7 миллиарда и средства бюджета республики – 8,2 миллиарда (из них в рамках софинансирования национальных проектов предусмотрено 2,6 миллиарда рублей, дополнительно за счёт средств бюджета Татарстана – 5,6 миллиарда).

За первое полугодие 2021 года кассовое исполнение составило 7,3 миллиарда руб­лей.

 

– В предыдущих интервью вы рассказывали, что в Татарстане реализуется масштабный проект по централизации и автоматизации бухгалтерского учёта. В чём его особенности и для чего нужна систематизация объёмов выплаты зарплаты?

– Работа в этом направлении ведётся ещё с 2018 года. В настоящее время все организации бюджетной сферы переведены на единую платформу – государственную информационную систему «Бухгалтерский учёт и отчётность государственных органов Республики Татарстан и подведомственных им учреждений». Основным преимуществом перехода на единую систему является унификация порядка бухгалтерского учёта и проведения контрольных мероприятий в учреждениях республики, включая установление единых правовых основ и методики расчёта заработной платы. Так, все главные распорядители бюджетных средств могут регулярно проводить мониторинг фактических начислений и выплат заработной платы, выявлять отклонения, допущенные со стороны подведомственных учреждений.

В мае-июне этого года нашим Министерством финансов совместно с отраслевыми министерствами респуб­лики проведён анализ начислений заработной платы за пять месяцев 2021 года по всем государственным бюджетным и автономным учреж­дениям социальной сферы. Результатом будет внесение изменений в нормативные акты Правительства республики, регулирующие системы оплаты труда работников бюджетной сферы, а также настройки информационной системы «Зарплата и кадры», обеспечивающие их контроль.

Выполнение этих мероприятий позволит обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств на оплату труда.

 


Татарстан за первое полугодие 2021 года по вопросам исполнения бюджета занимает в стране лидирующие позиции. По общей сумме налоговых и неналоговых доходов республика находится на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа


 

– Правительство России утвердило новый механизм развития инфраструктуры в регионах. Активно развивающие её получат право на списание долгов по бюджетным кредитам. Планирует ли принять участие в этом проекте наша респуб­лика?

– В прошлом и текущем годах на федеральном уровне продлены сроки погашения задолженности субъектов страны по определённым категориям бюджетных кредитов, привлечённых из федеральной казны. Общий объём долга по таким кредитам у Татарстана составляет около 73 миллиардов рублей.

При продлении сроков были приняты обязательства по направлению определённого объёма средств на инфраструктурные объекты, которые представляются необходимыми для реализации новых инвестиционных проектов в экономике Татарстана. Их республика должна отобрать и представить на рассмотрение и дальнейшее утверждение на федеральном уровне. Объём указанных вложений должен быть не менее 17,5 миллиарда руб­лей в период до 2024 года включительно.

Также было предусмотрено, что поступления в федеральный бюджет по ряду осуществляемых в него платежей от реализации этих проектов будут отдельным образом отслеживаться, и на соответствующие суммы будет возможно списание части нашего долга перед федеральным бюджетом.

В прошлом году приняты необходимые федеральные акты, регулирующие данные вопросы. В настоящее время идёт работа по внесению в них изменений в целях обеспечения более благоприятных условий для формирования необходимого пула инвестиционных проектов.

Что касается непосредственно самих проектов, то в настоящее время проводятся необходимые мероприятия по их отбору и утверждению.

Считаю необходимым отметить, что данный механизм носит долгосрочный характер.

 

– В каких мероприятиях республиканского уровня примет участие либо организует их Министерство финансов в настоящее время?

– Среди плановых мероприятий во втором квартале отмечу завершение работы над годовым отчётом. В соответствии с Бюджетным кодексом республики отчёт об исполнении её бюджета за 2020 год подписан Президентом Рустамом Миннихановым и направлен в Государственный Совет. После его рассмотрения депутатами отчёт утверждён на сессии Государственного Совета и подписан с опубликованием в средствах массовой информации 18 июня.

Также продолжается формирование бюджета на очередные три года.

16 июля мы приняли участие во всероссийском совещании, проводимом Министерством финансов Российской Федерации с руководителями финансовых органов субъектов по вопросу формирования бюджета на 2022–2024 годы.

В настоящее время в рес­публиканские министерства и ведомства, муниципальные образования направлены индексы-дефляторы для расчёта бюджетных показателей на очередные три года в соответствии с графиком подготовки и рассмотрения проектов законов, документов и необходимых материалов.

Министерством экономики завершены расчёты основных макроэкономических показателей в целом по республике и в разрезе каждого муниципального района, городского округа. На этой основе будут проведены расчёты доходной и расходной частей консолидированного бюджета и каждого бюджета муниципального образования.

Следующий шаг – со­вместное рассмотрение смет расходов республиканских министерств и ведомств, бюджетов районов и городов. Обобщённые предложения республиканских органов, муниципальных образований, а также показатели по «новой сети» бюджетных учреждений, изменения федерального законодательства и реализация поручений Президента и Правительства республики позволят нам полностью сформировать свод доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Одновременно необходимо серьёзное внимание уделить выполнению графика разработки нормативных правовых актов Татар­стана об утверждении нормативных затрат для расчёта финансового обеспечения выполнения государственного, муниципального задания государственными, муниципальными учреждениями на 2022 год. В разработке нормативных актов участвуют ЦЭСИ, Минфин, девять министерств и ведомств. В результате будет принято более сорока нормативных актов, которые станут основой расчётов расходной части бюджетов всех уровней.

 

– Какой прогноз по исполнению бюджета вы дела­ете на вторую половину текущего года?

– Имеется определённая уверенность, что если темпы работы предприятий во втором полугодии будут аналогичны первому полугодию, то запланированные бюджетные показатели республика выполнит. Это означает свое­временное финансирование заработной платы всей социальной сферы, её полноценное содержание, выполнение всех президентских программ, национальных проектов, дальнейшее развитие инфраструктуры республики. Поэтому хочу пожелать стабильной работы наших предприятий и выполнения соответствующих показателей доходов бюджета.

Беседовала Диляра Сагдатшина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще