БЫЛ ИМПОРТ СЕРЫМ, СТАНЕТ ПРОЗРАЧНЫМ
Напомним, бороться с параллельным импортом автомобилей, точнее, с его серым сегментом, Правительство России начало с осени прошлого года. 29 октября 2023 года вышло постановление о повышении ставки утильсбора в сотни раз. Предполагалось, что физлиц, которые ввозят из стран Евразийского экономического союза авто для личного пользования, повышение не коснется, а затронет лишь перекупщиков. Но по факту в ловушку попали тысячи рядовых покупателей, которым при регистрации машины выставили счет на миллион и более рублей вместо прежних нескольких тысяч. Оказалось, дело в таможенных декларациях, оформленных в стране ЕАЭС. Так, в Киргизии посредники растаможивали ввезенные из дальнего зарубежья машины по товарной декларации (которую подают юрлица и ИП), а не по пассажирской. Но откуда обычным людям знать такие тонкости?
Теперь готово новое постановление, которое по сути положит конец серому импорту автомобилей. С 1 апреля все попытки использовать обходные схемы и сэкономить на таможенном оформлении будут пресечены, процесс ввоза автомобилей через страны ЕАЭС станет прозрачным.
«Недоплаченные налоги и сборы, вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами», – говорится в сообщении Правительства РФ.
УСПЕТЬ ДО 1 АПРЕЛЯ
Руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в разговоре с корреспондентом «РТ» отметил, что при ввозе машин через страны ЕАЭС по серой схеме выгода для покупателя кроме экономии на НДС заключалась в занижении цены покупки и, соответственно, уменьшении таможенного сбора.
– В той же самой Киргизии стоимость машины, к примеру, в 2 млн рублей могли по документам занизить до 1,5 млн рублей и растаможка была копеечной. Сейчас эту лавочку прикроют. Автомобили будут заходить на территорию России по одинаковым ценам, не будет возможности продавать их чуть ниже рынка, предлагать торг. Вы можете растаможить авто в другой стране по заниженной стоимости, но разницу будете доплачивать здесь.
Есть международные рыночные цены, по которым отгружают автомобили. Минпромторг и таможня соберут все это в справочник и, исходя из этих цен, будет рассчитываться таможенная пошлина. Аналогичный справочник будет и для подержанных авто. Скорее всего, эти справочники уже готовы, – считает Золотов. – Но во введении новых правил для покупателей есть и плюсы. Например, сейчас существует проблема с постановкой на учет новых машин, пригнанных из Казахстана и Киргизии.
Когда машину пригоняют в страну ЕАЭС, ее оформляют на физлицо, потом перегоняют в Россию и переоформляют на юрлицо. И потом российские автосалоны продают эти автомобили. Человек покупает такую машину, но при постановке на учет в ГИБДД у него запрашивают справку, что автомобиль снят в Киргизии с учета. А владелец далеко не всегда может получить такую справку. К нам в федерацию поступали жалобы от попавших в такую ситуацию.
– Вызовет ли вступление новых правил с 1 апреля подорожание автомобилей?
– Естественно. Параллельный импорт сегодня – это 80% рынка, остальное – продукция «АвтоВАЗа» и китайского автопрома. Наши и китайские машины тоже подорожают за компанию. Поднимутся в цене и те импортные машины, которые были завезены до 1 апреля, автосалоны сделают искусственную накрутку. Поэтому тем, кто планирует купить машину, лучше не тянуть с покупкой и успеть до 1 апреля.
ДИЛЕРЫ В ШОКОЛАДЕ, ПОКУПАТЕЛИ ВНАКЛАДЕ
Татарстанские автосалоны активно рекламируют на своих сайтах и в соцсетях машины, привезенные по схеме параллельного импорта
«Lexus, BMW , KIA, Volkswagen и другие автомобили в наличии», – говорится, к примеру, в сообщении ТТС.
Правда, свежих бюджетных моделей типа KIA Rio или Volkswagen Polo в салонах нет, имеются только более дорогие марки, например, Hyundai Elantra (от 2,4 млн рублей).
– Стоимость автомобилей, которые будут ввезены в рамках серого импорта, увеличится в среднем на 24%, Рассмотрим на примере автомобиля от физического лица без уплаты НДС. Стоимость растаможенного в Киргизии Geely Manjaro до 1 апреля составляла 3,4 млн рублей. После 1 апреля она составит более 4,2 млн рублей. А для автомобилей с НДС, которые проходили таможню в РФ, ничего не поменялось. Официальные поставки в автосалоны проходили таможню в России, их это не касается, – сообщили «РТ» в пресс-службе ГК «Кан Авто».
В автосалонах рассчитывают, что в результате введения новых правил станет гораздо меньше посредников-перекупщиков, поскольку у покупателей просто не будет смысла к ним обращаться, в итоге на рынке останутся только крупные игроки и народ массово потянется за машинами к ним.
КИРГИЗИЯ ВЗВИНТИЛА ЦЕНЫ
Тем временем сайты бесплатных объявлений завалены предложениями от перекупщиков купить авто с пометкой «1 апреля прикроют параллельный импорт, торопитесь».
– Ажиотаж среди покупателей уже огромный, тем более что Китай в феврале отдыхает, поставок оттуда нет. В Киргизии все, что есть, разбирают махом, мои тамошние партнеры уже ничего не могут найти по моим запросам, – обрисовал ситуацию корреспонденту «РТ» один из казанских перекупщиков. – И цены в Киргизии уже подняли выше рыночных на 3-4 тысячи долларов. Поэтому, я думаю, заказывать машину сейчас уже нет смысла, по ценам я вам ничего гарантировать не могу. Говорят одну цену, приезжаешь – она другая, либо машины уже нет. Да и на таможне там сейчас огромные очереди, она не может переварить столько машин сразу.
Другой перекупщик рассказал «РТ», что после 1 апреля будет привозить на заказ разве что уникальные модели, которые еще не завезли в автосалоны. Предупредил, что их стоимость вырастет на 20-30 процентов. В других поставках смысла больше нет.
Пока же, к примеру, Chevrolet Monza 2023 года выпуска перекупщики предлагают за 2,2 млн рублей, электрический внедорожник Volkswagen – почти за 4,5 млн рублей, китайский Haval H5 (в автосалонах эта модель еще не представлена) – за 3,4 млн рублей.