«Подорожают за компанию»: запрет серого импорта поднимет в Татарстане ценники на авто

Конец серому импорту автомобилей должно положить новое постановление Правительства РФ, согласно которому машины, ввезенные из стран ЕАЭС, будут «дорастаможивать» на месте. Таким образом федеральные власти решили пополнить казну недополученными налогами и сборами и  снизить конкуренцию для отечественного автопрома. Правила вступят в силу 1 апреля, в результате стоимость автомобилей, по оценкам экспертов,  возрастет на 20-30%. А пока новость о грядущем закрытии лавочки с серым импортом уже вызвала повышение цен в Киргизии.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

БЫЛ ИМПОРТ СЕРЫМ, СТАНЕТ ПРОЗРАЧНЫМ

Напомним, бороться с параллельным импортом автомобилей, точнее, с его серым сегментом, Правительство России начало с осени прошлого года.  29 октября 2023 года вышло постановление о повышении ставки утильсбора в сотни раз. Предполагалось, что  физлиц, которые ввозят из стран Евразийского экономического союза авто для личного пользования, повышение не коснется, а затронет лишь перекупщиков. Но по факту в ловушку попали тысячи рядовых покупателей, которым при регистрации машины выставили счет на миллион и более рублей вместо прежних нескольких тысяч. Оказалось, дело в таможенных декларациях, оформленных в стране ЕАЭС. Так, в Киргизии посредники растаможивали ввезенные из дальнего зарубежья машины по товарной декларации (которую подают юрлица и ИП), а не по пассажирской. Но откуда обычным людям знать такие тонкости?

Теперь готово новое постановление, которое по сути положит конец серому импорту автомобилей. С 1 апреля все попытки использовать обходные схемы и сэкономить на таможенном оформлении будут пресечены, процесс ввоза автомобилей через страны ЕАЭС станет прозрачным.

«Недоплаченные налоги и сборы, вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами», – говорится в сообщении Правительства РФ.

 УСПЕТЬ ДО 1 АПРЕЛЯ

Руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в разговоре с корреспондентом «РТ» отметил, что при ввозе машин через страны ЕАЭС по серой схеме выгода для покупателя кроме экономии на НДС заключалась в занижении цены покупки и, соответственно, уменьшении таможенного сбора.

– В той же самой Киргизии стоимость машины, к примеру, в 2 млн рублей могли по документам занизить до 1,5 млн рублей и растаможка была копеечной. Сейчас эту лавочку прикроют. Автомобили будут заходить на территорию России по одинаковым ценам, не будет возможности продавать их чуть ниже рынка, предлагать торг. Вы можете растаможить авто в другой стране по заниженной стоимости, но разницу будете доплачивать здесь.

Есть международные рыночные цены, по которым отгружают автомобили. Минпромторг и таможня соберут все это в справочник и, исходя из этих цен, будет рассчитываться таможенная пошлина. Аналогичный справочник будет и для подержанных авто. Скорее всего, эти справочники уже готовы, – считает Золотов. – Но во введении новых правил для покупателей есть и плюсы. Например, сейчас существует проблема с постановкой на учет новых машин, пригнанных из Казахстана и Киргизии.

Когда машину пригоняют в страну ЕАЭС, ее оформляют на физлицо, потом перегоняют в Россию и переоформляют на юрлицо. И потом  российские автосалоны продают эти автомобили. Человек покупает такую машину, но при постановке на учет в ГИБДД у него запрашивают справку, что автомобиль снят в Киргизии с учета. А владелец далеко не всегда может получить такую справку. К нам в федерацию поступали жалобы от попавших в такую ситуацию.

– Вызовет ли вступление новых правил с 1 апреля подорожание автомобилей?

– Естественно. Параллельный импорт сегодня – это 80% рынка, остальное – продукция «АвтоВАЗа» и китайского автопрома. Наши и китайские машины тоже подорожают за  компанию. Поднимутся в цене и те импортные машины, которые были завезены до 1 апреля, автосалоны сделают искусственную накрутку. Поэтому тем, кто планирует купить машину, лучше не тянуть с покупкой и успеть до 1 апреля.

ДИЛЕРЫ  В ШОКОЛАДЕ, ПОКУПАТЕЛИ ВНАКЛАДЕ

Татарстанские автосалоны активно рекламируют на своих сайтах и в соцсетях машины, привезенные по схеме параллельного импорта

«Lexus,  BMW , KIA, Volkswagen и другие автомобили в наличии», – говорится, к примеру, в сообщении ТТС.

Правда, свежих бюджетных моделей типа KIA Rio или Volkswagen  Polo в салонах нет, имеются только более дорогие марки, например, Hyundai Elantra (от 2,4 млн рублей).

– Стоимость автомобилей, которые будут ввезены в рамках серого импорта,  увеличится в среднем на 24%, Рассмотрим на примере автомобиля от физического лица без уплаты НДС. Стоимость растаможенного в Киргизии Geely Manjaro до 1 апреля составляла 3,4 млн рублей. После 1 апреля она составит более 4,2 млн рублей. А для автомобилей с НДС, которые проходили таможню в РФ, ничего не поменялось. Официальные поставки в автосалоны проходили таможню в России, их это не касается, – сообщили «РТ» в пресс-службе ГК «Кан Авто».

В автосалонах рассчитывают, что в результате введения новых правил станет гораздо меньше посредников-перекупщиков, поскольку у покупателей просто не будет смысла к ним обращаться, в итоге на рынке останутся только крупные игроки и народ массово потянется за машинами к ним.

КИРГИЗИЯ ВЗВИНТИЛА ЦЕНЫ

Тем временем сайты бесплатных объявлений завалены предложениями от перекупщиков купить авто с пометкой «1 апреля прикроют параллельный импорт, торопитесь».

– Ажиотаж среди покупателей уже огромный, тем более что Китай в феврале отдыхает, поставок оттуда нет. В Киргизии все, что есть, разбирают махом, мои тамошние партнеры уже ничего не могут найти по моим запросам, – обрисовал ситуацию корреспонденту «РТ» один из казанских перекупщиков. – И цены в Киргизии уже подняли выше рыночных на 3-4 тысячи долларов. Поэтому, я думаю, заказывать машину сейчас уже нет смысла, по ценам я вам ничего гарантировать не могу. Говорят одну цену, приезжаешь – она другая, либо машины уже нет. Да и на таможне там сейчас огромные очереди, она не может переварить столько машин сразу.

Другой перекупщик рассказал «РТ», что после 1 апреля будет привозить на заказ разве что уникальные модели, которые еще не завезли в автосалоны. Предупредил, что их стоимость вырастет на 20-30 процентов. В других поставках смысла больше нет.

Пока же, к примеру, Chevrolet Monza 2023 года выпуска перекупщики предлагают за 2,2 млн рублей, электрический внедорожник Volkswagen –  почти за 4,5 млн рублей, китайский Haval H5 (в автосалонах эта модель еще не представлена) –  за 3,4 млн рублей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще