Но до этого необходимо перейти на новый формат обслуживания клиентов
«Татарстан почтасы» – последний региональный оператор, ставший в начале 2010 года филиалом «Почты России». До этого в республике предполагалось приватизировать татарстанскую почту и даже допускалось существование в РТ двух предприятий – «Татарстан почтасы» и «Почты России». Однако последовало распоряжение Росимущества о присоединении первой структуры ко второй. А в 2013 году «Почта России» была включена в перечень стратегических предприятий страны.
Вопрос об акционировании федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» с последующей его приватизацией обсуждается уже давно. Законопроект, предполагающий реорганизацию данной компании, Госдумой принят в первом чтении еще в 2014 году. Но с тех пор к рассмотрению этой темы депутаты не возвращались.
– Мы рассчитываем, что при поддержке Госсовета РТ этот вопрос будет продвинут. И ограничения по приватизации «Почты России», которые есть в Федеральном законе «О связи», будут сняты. Ведь реорганизация «Почты России» в акционерное общество позволит привлечь долгосрочные инвестиции, следовательно, осуществить модернизацию отделений почтовой связи с внедрением новейших технологий. И предприятие может стать эффективным, высокодоходным, – отметил первый заместитель министра информатизации и связи РТ Дмитрий Вандюков на недавнем заседании Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству.
«ТАТАРСТАН ПОЧТАСЫ» ИСПРАВЛЯЕТСЯ?
Понятно: прежде чем госкомпанию акционировать, нужно ее сделать инвестиционно привлекательной. Значит, необходимы определенные реформы. А, по словам председателя упомянутого парламентского комитета Рафиса Бурганова, после рассмотрения депутатами в июне прошлого года вопроса о предоставлении услуг Управлением «Татарстан почтасы» они остались недовольны состоянием почтовой отрасли в республике.
Регина КУЗНЕЦОВА: За последние три года мы обновили 102 городских пункта, подвели их под единый бренд. Сейчас работаем над проектом «Отделение почтовой связи будущего», в соответствии с которым, уверяю вас, за ближайшие два-три года все пункты в республике будут приведены в надлежащее состояние
– Хотим узнать, в какую сторону изменилась ситуация за почти полтора года, – обратился Рафис Бурганов к директору Управления «Татарстан почтасы» – филиала «Почты России» Регине Кузнецовой.
– На самом деле, тогда были большие нарекания к почте по доставке и пересылке корреспонденции, срокам прохождения посылок, – согласилась она. – «Почта России» и, в частности, «Татарстан почтасы» переходят на новый формат обслуживания клиентов. За, казалось бы, небольшой период в отрасли изменилось многое. К примеру, на сегодня контрольный срок доставки почтовых отправлений из Москвы в Казань составляет всего два рабочих дня. Кроме того, мы выводим обслуживание юридических лиц в отдельные пункты, что, безусловно, уменьшает очереди на почте. Как известно, юрлица приходят в отделения с большим объемом корреспонденции, обработать которую быстро не получается. Это создает очереди.
Дмитрий ВАНДЮКОВ, первый заместитель министра информатизации и связи РТ: | |
Мы рассчитываем, что при поддержке Госсовета РТ этот вопрос будет продвинут. И ограничения по приватизации «Почты России», которые есть в Федеральном законе «О связи», будут сняты. |
Еще одно из нововведений: в Казани, Набережных Челнах, Бугульме и Нижнекамске созданы обособленные структурные подразделения – участки курьерской доставки, которые привозят отправления непосредственно в офисы клиентов. Челнинская служба охватывает и предприятия ОЭЗ «Алабуга». В 2017 году планируется открыть дополнительно семь таких пунктов.
За год число жалоб по доставке корреспонденции значительно снизилось, это можно отследить и по системе «Народный контроль», подытожил Дмитрий Вандюков, отметив, что и количество отделений республиканской почтовой сети удалось сохранить на прежнем уровне.
– Вместе с тем в автограде некоторые почтовые отделения находятся в таком плачевном состоянии, что туда и заходить не хочется, – возмутился генеральный директор набережночелнинского строительного холдинга «Домкор» Мунир Гайнуллов.
– В настоящее время в Татарстане 1107 отделений, из них 851 – на селе, – констатировала Регина Кузнецова. – За последние три года мы обновили 102 городских пункта, подвели их под единый бренд. Сейчас работаем над проектом «Отделение почтовой связи будущего», в соответствии с которым, уверяю вас, за ближайшие два-три года все пункты в республике будут приведены в надлежащее состояние.
Пока же, как заметил Рафис Бурганов, зачастую почта находится в неудобном для населения месте, до нее трудно добраться из-за отсутствия дороги или по причине удаленности объекта от «цивилизации». Между тем даже при наличии альтернативных служб доставки корреспонденции и товаров почта остается учреждением, куда постоянно обращаются многие люди. Ее отделения по-прежнему выполняют важную социальную миссию.
НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА – ВЫСОКАЯ ТЕКУЧЕСТЬ
Заместитель председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев напомнил:
– Раньше одной из причин некачественной работы почтовых отделений была низкая зарплата их сотрудников и, как следствие, высокая текучесть кадров. Как сейчас с этим обстоят дела?
Руководитель «Татарстан почтасы» сообщила, что в начале этого года оплата труда повысилась на 48–50 процентов. Сейчас у руководителей татарстанских отделений максимальная зарплата – 30 тысяч рублей в месяц. Операторы почтовой связи ограничены окладом в 19 тысяч, но при этом они получают бонусы за оказание определенных видов услуг – например, четыре процента за подписку, шесть процентов за реализацию товаров. И оператор уже сам регулирует, сколько хочет заработать. При хорошем раскладе он может получать до 30 тысяч рублей, утверждает Кузнецова. Минимальный оклад почтальонов – 14 тысяч рублей. Но и у них есть возможность подзаработать.
Татарстанский логистический почтовый центр, возводимый близ международного аэропорта «Казань», станет вторым объектом из семи, которые «Почта России» намерена построить до 2018 года
– А вообще, сытно прокормить более чем 350-тысячную армию почтовиков по всей стране недорогими услугами, которые мы предоставляем сегодня, невозможно, – подчеркнула Регина Кузнецова.
СОЦИАЛЬНО-БАНКОВСКАЯ МИССИЯ
Дмитрий Вандюков сообщил, что недавно почтовики приступили к выполнению очередной социальной миссии – обеспечению современными банковскими услугами жителей сельских населенных пунктов, где финансовым организациям невыгодно открывать свои подразделения. С марта нынешнего года в Татарстане идет внедрение совмест-ного проекта группы «ВТБ» («Внешторгбанк») и «Почты России» – формирование сети учреждения с государственным участием «Почта Банк», созданного в начале нынешнего года. В республике, по словам Регины Кузнецовой, уже открыты 50 пунктов этой новой розничной кредитной организации, из них 36 – в отделениях почтовой связи, в основном сельских.
Но, чтобы развивать новые направления, улучшать качество обслуживания клиентов, необходимо повышать квалификацию сотрудников. «Татарстан почтасы» в городах республики организовала девять образовательных классов по обучению операторов связи.
В Казани, Набережных Челнах, Бугульме и Нижнекамске созданы обособленные структурные подразделения – участки курьерской доставки, которые привозят отправления непосредственно в офисы клиентов. Челнинская служба охватывает и предприятия ОЭЗ «Алабуга». В 2017 году планируется открыть дополнительно семь таких пунктов
– Получение дополнительных знаний вкупе с институтом наставничества, действующим на предприятии, позволяет работникам быстрее адаптироваться в такой многоликой отрасли, как почтовая связь. В итоге – и текучесть кадров, которая еще недавно была высокой, значительно сократилась, – утверждает Регина Кузнецова.
ОТ ЛОГИСТИКИ ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ
– Взаимодействие между Татарстаном и «Почтой России» осуществляется на основе соглашения, которое было заключено в 2014 году сроком на четыре года, – констатировал Дмитрий Вандюков. – Этим документом, к примеру, предусмотрено строительство межрегионального логистического почтового центра, в создание которого «Почта России» инвестировала 1,6 млрд рублей собственных средств. Оказывается поддержка и со стороны республики.
В Лаишевском районе близ международного аэропорта «Казань» и федеральной трассы Казань – Оренбург уже завершается возведение этого центра, который будет сортировать посылки и письма, поступающие из Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Ульяновской и Самарской областей. Техническое открытие объекта запланировано на конец декабря, после чего будет отрабатываться логистика всей почтовой системы этих шести регионов. Предполагается, что первый борт, в основном с посылками из интернет-магазинов, прилетит сюда к Новому году. А в первом квартале 2017-го центр заработает на полную мощность.
По данным татарстанского Минсвязи, его площадь – 36 тысяч квадратных метров, из которых 20 тысяч отойдут под складские помещения. Персонал численностью более тысячи человек станет обрабатывать до миллиона почтовых отправлений в сутки. Здесь будут использоваться новейшие технологии: многолучевые сканеры считывания информации, устройства сортировки по габаритам и многое другое. Это позволит повысить качество и ускорит процесс сортировки, увеличит объемы отправлений.
Желающих трудоустроиться в этот центр немало: по сведениям «Татарстан почтасы», в качестве кандидатов на рабочие места зарегистрировано около двухсот человек. И неудивительно – сотрудникам будут предоставлены полный социальный пакет, комфортные условия труда, удобный график работы, вахтовый транспорт и достойная зарплата, заявила Регина Кузнецова.