«Модернизация школы: проблемы управления» – книгу с таким названием недавно выпустил Институт развития образования Республики Татарстан. Ее автор – доктор педагогических наук Габдельхан Габдуллин, за плечами которого – полувековой опыт педагогической, научно-исследовательской и руководящей работы в системе образования республики. Мы поговорили с профессором Габдуллиным о том, в чем он видит основные проблемы современной школы.
– Габдельхан Габдуллович, почему именно сейчас вы взялись за книгу о проблемах управления образованием?
– Потому что сейчас в нашей сфере сложилась довольно-таки парадоксальная ситуация. С одной стороны, отечественное образование (после разрушения советской системы) вот уже два десятилетия находится в состоянии непрерывного реформирования. Однако каких-либо зримых позитивных результатов все еще не достигнуто, наоборот, уровень знаний и развития выпускников школ за эти годы заметно снизился. Одной из главных причин такого положения, как показывает практика, стали недостатки в деятельности органов образования, в том числе ошибки образовательной политики.
С другой стороны, система управления образованием сегодня испытывает острый дефицит в трезвом анализе. Необходимо более полное исследование ее особенностей в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Наше новое учебное пособие и рассматривает как раз проблемы теории и практики школьного управления в новых условиях.
– Какие ошибки в образовательной политике, на ваш взгляд, более всего повлияли на качество, на результаты работы нашего образования?
– Самым одиозным стало введение Единого государственного экзамена. Объединили выпускной экзамен за курс средней школы с вступительным для абитуриентов вузов. Но оказалось, что ЕГЭ не может целостно характеризовать качество образования выпускников, измерять и оценивать их способность и готовность к дальнейшему образованию, определять уровень развития их функциональной грамотности, интересов, потенциал духовного и интеллектуального роста.
Татарстан теперь является единственным регионом страны, где отсутствует педагогический вуз. Вследствие этого, считаю, произошло заметное снижение качества высшего педагогического образования. Резко сократилось общее время обучения (переход на четырехлетний бакалавриат), ликвидирована система непрерывной педагогической практики студентов
Введение ЕГЭ повлекло за собой то, что школа начала подстраивать уклад своей деятельности под параметры этой аттестационной процедуры. То есть ЕГЭ начал играть роль стандарта, что предопределило оскудение и консервацию общего образования, по существу превращая учебный материал в средство натаскивания учеников.
Ситуация осложнилась еще и тем, что за годы реформ в образовании заметно упали престиж педагогической профессии, социальный статус учителя. Отстранение учителей от участия в оценке качества образования учащихся, их сверхнормативная загруженность, бесконечные проверки, сбор многочисленной отчетности – все это ложится тяжелым бременем на педагога, сочетаясь с несправедливо низкой оплатой его труда.
Это дополняется серьезными недостатками в профессиональной подготовке педагогических кадров. В Татарстане она теперь в основном сосредоточена в КФУ, расформирован педагогический университет со 130-летней историей. Татарстан теперь является единственным регионом страны, где отсутствует педагогический вуз. Вследствие этого, считаю, произошло заметное снижение качества высшего педагогического образования. Резко сократилось общее время обучения (переход на четырехлетний бакалавриат), ликвидирована система непрерывной педагогической практики студентов. Более половины выпускников педагогических направлений не идут работать в школы, а те, кто пришел, испытывают серьезные трудности.
– Вы критикуете попытки руководить школой с позиций менеджмента. В чем тут опасность?
– Почему-то у нас менеджмент восприняли как общую универсальную теорию управления для любых систем – производственных, коммерческих, образовательных… Однако это не так. Производственное предприятие управляется с точки зрения экономики, лечебное учреждение – с точки зрения медицины, в школе должна быть первична педагогика. Основная цель менеджмента – извлечение и умножение прибыли за счет человеческих ресурсов. Это подчиняет себе все остальное. А основной целью управления школой является образование. Если в менеджменте человеческие ресурсы рассматриваются с точки зрения более интенсивного их использования, то в управлении школой речь идет об их формировании и развитии.
Образовательная деятельность все чаще обозначается как «образовательные услуги». А услуга означает лишь обслуживание человека, тогда как образование предполагает формирование и развитие его личности
Управление школой не может быть образовательным менеджментом. Здесь вся управленческая деятельность (кадровая, хозяйственная, финансовая, административная) ведется с учетом педагогической целесообразности. Любые решения принимаются и реализуются ради ребенка, иначе они теряют всякий смысл.
Еще один момент. Использование теории и практики менеджмента в деятельности руководителей современных школ связано с развитием предпринимательства, расширением дополнительных платных видов образования, а также формированием системы многоканального финансирования. Пугает, что образовательная деятельность все чаще обозначается как «образовательные услуги». А услуга означает лишь обслуживание человека, тогда как образование предполагает формирование и развитие его личности.
Еще одно понятие, взятое из менеджмента, – «клиенты». Если считать учеников клиентами, они перестают быть участниками и субъектами образовательного процесса.
Осторожно применять в сфере образования нужно еще одно заимствованное из менеджмента понятие – «конкурентоспособность». В широкой практике конкуренция означает соперничество за достижение больших выгод и преимуществ, а в бизнесе – борьбу за рынки сбыта с целью получения более высокой прибыли. Когда выпускник школы поступает в вуз, а педагогу присваивают квалификационную категорию, то обычно говорят о конкурсном отборе, а не о конкурентной борьбе. В образовательных учреждениях представляется более адекватным применение таких понятий, как «сотрудничество» и «взаимопомощь», а также «конкурсоспособность» субъектов образования.
Или, скажем, понятие «маркетинг в образовании», означающее планирование и организацию образовательной деятельности в школах на основе изучения рынка образовательных услуг. Речь может идти только о дополнительной платной образовательной деятельности, но основная программа в школе должна реализовываться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и не может зависеть от моментального спроса на рынке образовательных услуг.
– Если мы говорим о федеральных государственных стандартах в образовании – ФГОС, то от чего, на ваш взгляд, зависит их успешная реализация?
– Принципиальным отличием нынешних ФГОС от предыдущих является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся. Обозначенные в стандартах «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» предполагают непосредственную ответственность за успешное освоение необходимых навыков не только учителя и учащегося, как было раньше, но и администрации школы, органов управления системой образования всех уровней. Руководители должны теперь обеспечить в школе возможность каждодневной реализации личностно ориентированного образования. Для этого должна быть сформирована эффективная система дифференцированной, непрерывной, опережающей и корректирующей методической работы с учительскими кадрами.
– Что вы думаете по поводу такой острой сейчас проблемы изучения родных языков?
– С обучением русскому языку как родному учащихся русской национальности и как государственному – всех детей, в том числе нерусских, в стране давно нет особых проблем. Для этого созданы все условия. В Татарстане уровень знания школьниками русского языка даже выше, чем в большинстве регионов России. А проблемы в обучении родным языкам детей нерусской национальности накапливались постепенно. Из образовательных стандартов, например, изъят национально-региональный компонент, ЕГЭ принимают только на русском языке, прекратили подготовку учителей (по всем предметам) для школ с родным (нерусским) языком обучения. Вследствие этого такие школы и классы стали закрываться.
НАША СПРАВКА |
Габдельхан Габдуллин много лет работал учителем, затем директором школы, был заведующим кафедрами педагогики, деканом факультета повышения квалификации работников образования, проректором по учебной работе Казанского государственного педагогического университета, был советником министра образования и науки РТ. Заслуженный учитель РСФСР, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РТ. |
В Татарстане русскоязычные родители вполне обоснованно стали предъявлять претензии к качеству обучения детей татарскому языку, отказываться от него. Здесь немало упущений в работе самих образовательных организаций. Нет достаточного внимания к методике преподавания татарского языка, причем разным группам учащихся – татароязычным, русскоязычным, начинающим или продолжающим обучение… Как говорил академик АН РТ Рузаль Юсупов, ответственный за разработку соответствующих методик и подготовку учителей татарского языка, изучение его происходило формально, не по коммуникативной методике, сводилось к мучительному процессу заучивания сложных и непонятных грамматических правил. Детей не учили общаться на языке. Почему же все эти годы будущих учителей татарского языка к работе в школе не готовили по коммуникативной методике?
Все эти недостатки требуют серьезного внимания как со стороны работников образования, так и властных структур.
И я считаю вполне правильными те поправки, которые приняла недавно Госдума к Закону «Об образовании» – в той части, что касается родных языков. Потому что они гарантируют соблюдение права на изучение родного языка. Права, а не обязанности. Если бы, как некоторые того хотели, детей опять обязали изучать эти языки в школе, мы бы опять получили негативный отклик от школьников и родителей. Это у нас уже было – учить обязывали, а язык как не знали, так и не знают. А гарантией того, что люди захотят воспользоваться своим правом изучать родной язык, должен стать хороший учитель, вооруженный современной методикой и интересными учебниками. Нужно создавать такие методики, такие учебники и готовить учителей, чтобы они могли на достойном уровне преподавать детям родные языки.