Первая в Казани дамба была построена для связи с речным портом
Больше ста лет назад путники, передвигавшиеся сушей, въезжали в Казань по Московскому тракту, проложенному вдоль бывшей Адмиралтейской, ныне Кировской дамбы.
Весной, с наступлением ледохода, на трамвайных вагонах первого маршрута вывешивались плакаты «На Волге – ледоход!» | |
И буквально вся Казань спешила к Дальнему Устью: посмотреть на это ни с чем не сравнимое действо природы. Людей охватывало приподнятое настроение, они весело шутили, радовались, что встречают еще одну весну. |
Своим появлением дамба обязана другому транспортному объекту – речному порту. Издавна за прием грузовых и пассажирских судов отвечали две пристани – Бакалда и Дальнее Устье.
Бакалда возникла раньше, еще в середине XVI столетия, и располагалась ближе к городу, на берегу Казанки. Находились причалы в ведении Зилантова монастыря. И поскольку именно монастырю принадлежала земля, на которой были построены пристани, то купцы платили не только обязательный церковный сбор за провоз груза, но и пошлину за возможность выгрузить товар.
Второе неудобство было связано с тем, что мелководная Казанка не принимала крупные суда, и купцам приходилось перегружать товар на лодки или плоты. С течением времени и без того неглубокая речка обмелела еще больше, сделав судоходство возможным только весной, когда Волга разливалась. Тем не менее перевозки развивались активно, а складов для всех желающих не хватало.
Груз все чаще приходилось доставлять в Казань по разбитой дороге, соединявшей Адмиралтейскую слободу с городом. Казалось бы, пять с половиной верст – не столь большое расстояние. Однако из-за глубоких ям и оврагов проехать было не так-то просто.
Решение возвести полноценную дамбу с шоссе назревало на протяжении долгого времени, однако к его реализации приступили лишь в 1842 году – по инициативе губернатора Сергея Шипова. В ходе работ, затянувшихся на семь лет, построили не только насыпную дамбу в семь верст длиной, но и новую пристань – Дальнее Устье.
Все работы велись вручную, и их завершающим аккордом стала высадка по краям дамбы деревьев, которые должны были уберечь склоны от осыпания.
Поначалу дамба имела не слишком привлекательный вид. Вот что писал об этой дороге виноторговец Кокорев в 1858 году: «Бывало, если приедешь в Казань после заката, со стороны Нижнего [Новгорода], то и сиди тут до утра… Между городом и Адмиралтейкой четыре версты, но в распутицу это пространство и не думай переехать ночью: ямы, колдобины, овраги с водой, грязь невылазная…»
Впрочем, позже дорогу передали в ведение профильного ведомства, что позволило и благоустроить, и организовать освещение в ночное время. В дальнейшем дамбу не раз расширяли и обустраивали. Именно здесь была запущена первая в городе линия конки, которую мы видим на старом снимке. В дальнейшем параллельно был построен железнодорожный мост, названный Адмиралтейским.
В 1935 году дамбу переименовали в Кировскую, а в 1956-м, накануне запуска Куйбышевской ГЭС, капитально отремонтировали в рамках проекта по сооружению инженерной защиты города
Глубокой осенью 1958 года протяжными гудками пароходы навсегда прощались с причалами старого Казанского порта, располагавшегося в семи километрах от города. Поселок речников Дальнее Устье и старую пассажирскую пристань поглотили воды Куйбышевского водохранилища. Наступила эпоха Большой Волги.
Накануне тысячелетия столицы имеющуюся транспортную развязку вновь модернизировали – по плану строительства Большого казанского кольца. Были восстановлены ливневые стоки, канализация, обустроены необходимые пешеходные переходы, перестроен мост. Также уложены новые трамвайные пути, которые, правда, вскоре были ликвидированы окончательно.