В Татарстане ускоренными темпами развиваются все виды транспорта
Скоростную автомагистраль М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань могут ввести в эксплуатацию на год раньше. Сейчас в нашей стране есть уникальные технологии и мощности по строительству автотрасс. Эту хорошую новость сообщил журналистам в ходе пресс-конференции, на которой дорожники подвели итоги года, министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.
НА ГОД РАНЬШЕ СРОКА
«Президент России Владимир Путин недавно поинтересовался у специалистов, можно ли реализовать проект на год раньше. Просчитали, что если не сбавлять темпы и ничего форс-мажорного не произойдёт, то можно. 15 декабря представитель госкомпании «Автодор» официально объявил, что трассу М-12 поручено запустить уже в 2023 году», – сообщил министр.
По территории нашей республики будет проложено 142 километра современной скоростной автомагистрали. Глава Миндортранса заметил, что самое сложное в реализации данного проекта – это строительство мостов. По словам Фарита Ханифова, мост через Волгу в Татарстане готов на 48 процентов, его возведение идёт по плану.
«Почему важно быстрее построить дорогу? Первый аргумент: раньше начать её эксплуатировать, значит, раньше можно начать собирать деньги на дальнейшее её строительство. Ведь уже решено дорогу продлить к 2024 году до Тюмени.
Второй аргумент: сегодня есть уникальные мощности по строительству дорог в России, в том числе в Татарстане. Современную новую технику надо эффективнее эксплуатировать», – пояснил министр.
Отвечая на вопрос корреспондента «РТ» о предполагаемой стоимости проезда по скоростной автомагистрали М-12, Фарит Ханифов сообщил, что с ценами пока не определились, но они должны быть приемлемыми. «Сейчас делаются расчёты. Будет дорого – по ней просто не поедут. На разных её участках цена, скорее всего, будет разной. Думаю, цену московского участка нельзя применить здесь, на седьмом и восьмом этапах автотрассы», – подчеркнул спикер.
МАСТЕР-ПЛАН АЭРОПОРТА
Ещё одной хорошей новостью, которую сообщил журналистам глава Миндортранса, стало то, что принята и одобрена стратегия развития Международного аэропорта «Казань» имени Габдуллы Тукая на период до 2050 года. Новый мастер-план, который подготовила голландская компания, был недавно представлен Президенту Татарстана и членам совета директоров акционерного общества.
«Рустам Минниханов поручил приступить к проектированию. Нужно будет написать техническое задание, определиться с проектным институтом. Это будет сделано уже в ближайшее время», – добавил Фарит Ханифов.
По его словам, стратегия развития аэропорта «Казань» включает три основные задачи: обеспечить дальнейшее развитие низкобюджетных перевозок, грузового транспортного узла и консолидированное управление всеми видами деятельности аэропорта.
Как отметил министр, объём финансов на строительство третьего пассажирского терминала рассчитан. Решено строить его поэтапно. «Можно возвести слишком большой терминал и остаться с полупустыми помещениями. Поэтапность позволит имеющимися средствами выполнить задачу.
В концепции аэропорта от 2009 года был заложен показатель пассажиропотока в 2,5 миллиона человек. Его должны были достичь только к этому времени. А уже сейчас имеем четыре миллиона», – сказал Фарит Ханифов.
Планируется развивать и грузовые перевозки воздушным транспортом. Место под два склада по четыре тысячи квадратных метров каждый, по словам министра, уже определено. «Итого восемь тысяч квадратных метров. Этого будет достаточно, чтобы аэропорт Казани работал как грузовой хаб ближайшие десятки лет», – заметил глава Миндортранса.
Кроме того, определена площадка в зоне аэропорта, где будут ремонтировать и проводить техобслуживание больших самолётов.
Как сказал министр, Татарстан активно участвует в федеральной программе субсидирования авиаперевозок. «В 2022 году в республике по 45 маршрутам предоставлено субсидий на сумму более 670 миллионов рублей. Участие в данной программе позволяет обеспечить доступность региональных авиаперевозок для населения республики», – отметил глава ведомства.
МЕНЬШЕ ЕЗДИТЬ, БОЛЬШЕ ПЛАВАТЬ
Фарит Ханифов поделился и планами развития водного транспорта. Ранее Президент Рустам Минниханов дал поручение по ремонту теплоходов и строительству новых речных судов. Он также поручил выкупить уже готовое пассажирское судно проекта А-217, рассчитанное на 160–170 пассажиров.
«В ближайшие два года будут введены в эксплуатацию шесть «Метеоров-2020» производства Зеленодольского судостроительного завода имени Горького. От нижегородского «метеора» они отличаются шириной, комфортабельностью, мощностью и другими параметрами. Два судна мы увидим уже в 2023 году», – рассказал министр.
В предыдущую навигацию для регулярных перевозок были задействованы девять теплоходов, хотя ещё в 2019 году их было четырнадцать. «Каждый год мы теряли по одному-два судна, они отправлялись на ремонт. В предыдущем году мы перевезли 334 тысячи пассажиров, в 2022-м – лишь 317 тысяч», – посетовал министр.
На строительство «метеоров», ремонт судов, причалов и дебаркадеров планируется направить около двух миллиардов рублей
Он констатировал: необходимо возрождать традиции использования водного транспорта. В этом есть резон, ведь он во все времена был самым экономичным. Уже подготовлена программа ремонта и реконструкции судов, которые до этого были на отстое. Минимум пять из них будут отремонтированы и готовы к эксплуатации до начала навигации следующего года. «Если отремонтируем суда, то их количество увеличим до пятнадцати, а пассажиропоток за год-два вырастет до пятисот тысяч человек», – сообщил о планах министр.
В Татарстане имеется 22 дебаркадера и восемь причалов. Большинство плавучих пристаней будут реконструированы, часть отремонтируют. «Нужно сделать дебаркадеры привлекательными для туристов. Восемь – десять из них имеют традиционный контур и фасад, полюбившийся татарстанцам. Они десятками лет стояли на реке. Нужно приводить их в соответствие с нынешними требованиями. Внешний их вид будет сохранён, но в современном внутреннем исполнении», – пообещал глава Миндортранса.
Фарит Ханифов добавил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, Президентом Татарстана найдены средства на решение этих задач. На строительство «метеоров», ремонт судов, причалов и дебаркадеров планируется направить около двух миллиардов рублей.
ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ РАБОТЫ
Большая доля пассажирских и грузовых перевозок в республике по-прежнему осуществляется автотранспортом. Чтобы он не ломался, меньше было аварий, нужны хорошие дороги. Как сообщил глава Миндортранса, в 2022 году проводились работы по реконструкции участка автодороги М-7 «Волга» с 735-го по 771-й километр, начато строительство обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны с мостовым переходом через Каму, отремонтировано более 140 километров трасс.
Кроме того, в рамках государственно-частного партнёрства ведётся сооружение автомобильной дороги Алексеевское – Альметьевск в составе платной автомобильной дороги Шали (М-7) – Бавлы (М-5).
Также завершена реконструкция подъезда к аэропорту «Казань», дороги по улице Осиновской, которая улучшит транспортную доступность жилого комплекса «Салават купере». Выполнен большой объём ремонта дорожно-уличной сети в населённых пунктах. Обустроено двенадцать подъездов к фермерским хозяйствам, приведено в нормативное состояние четырнадцать подъездных дорог к садовым обществам.
Не обошёл Фарит Ханифов вниманием и реализацию в республике национального проекта «Безопасные качественные дороги», который инициирован Президентом России Владимиром Путиным и является основной составляющей программы дорожных работ. Всего по Татарстану в 2022 году в рамках дорожного национального проекта отремонтировано более 170 километров автодорог.
Настрой татарстанских дорожников на перспективу оптимистичный: темпы строительства автотрасс, объектов дорожной инфраструктуры только наращивать.