В республике запущен пилотный проект по публичному формированию целей и задач исполнительных органов власти и общественному контролю за их исполнением. В нем принимают участие Минтрудсоцзащиты, Минздрав, Минкульт и Минобрнауки республики.
Напоминаем, что граждане, эксперты и СМИ могут направлять свои предложения в эти министерства с инициативами по улучшению их работы по разным направлениям. Мы попросили прокомментировать этот проект в сфере деятельности Минздрава заместителя директора Казанской государственной медицинской академии Луизу Карпенко. Эта беседа может рассматриваться в качестве рекомендаций эксперта Министерству здравоохранения республики.
– Луиза Гайнутдиновна, сегодня Министерство здравоохранения начало сбор предложений от экспертов, населения и СМИ по реализации пилотного проекта по публичному формированию целей и задач исполнительных органов госвласти. Какие цели, на ваш взгляд, преследуют его инициаторы?
– Этот проект, на мой взгляд, прежде всего способствует открытости деятельности министерства. В свое время им были подготовлены такие проекты, как, например, «Дружелюбная поликлиника», всеобщая диспансеризация и другие. Но, согласитесь, бабушки по-прежнему не записываются предварительно на прием к врачу, а как приходили в «живую» очередь, так и продолжают. Население недостаточно знает о новых возможностях медучреждений и мало ими пользуется.
В лекарственном обеспечении лечения произошел перелом – сюда пришли все необходимые препараты. Мы стали переводить пациентов на инвалидность в некоторых случаях на более ранних стадиях развития болезни и, наоборот, часто проводили курс лечения до конца и только потом давали документы на оформление инвалидности
Диспансеризация была проектом федеральной власти, но первые три года процесс ее проведения был несколько стихийным. Сейчас становится понятно, что и как в этом вопросе надо делать. Поменялись тесты, так как те, что применялись изначально, давали много ложноположительных результатов. Стало более понятно, куда направлять пациентов при обнаружении патологии и т. д.
Сейчас процесс диагностики при диспансеризации более трудоемкий, но более эффективный в плане результатов. С одной стороны, диспансеризация – это благо, но часть населения по-прежнему воспринимает ее формально. Хотя, например, при выявлении онкологических заболеваний она, несомненно, дала свой положительный эффект.
– У вас, как у медицинского работника с большим стажем, безусловно, есть предложения, которые могли бы быть реализованы Минздравом республики. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы улучшить работу медицинской отрасли?
– Буду чрезвычайно банальной – нужны прежде всего средства на лекарственное обеспечение лечебного процесса. Нельзя допускать, чтобы список необходимых лекарств для региональных льготников резко отличался от списка для льготников федеральных. Списки необходимых лекарств, которые формировались в стране в 2005 – 2006 годах, сильно отличаются от того, что было до этого и что есть сейчас. В лекарственном обеспечении лечения произошел перелом – сюда пришли все необходимые препараты. Мы стали переводить пациентов на инвалидность в некоторых случаях на более ранних стадиях развития болезни и, наоборот, часто проводили курс лечения до конца и только потом давали документы на оформление инвалидности.
Луиза КАРПЕНКО, заместитель директора Казанской государственной медицинской академии: | |
Сейчас процесс диагностики при диспансеризации более трудоемкий, но более эффективный в плане результатов. С одной стороны, диспансеризация – это благо, но часть населения по-прежнему воспринимает ее формально. |
Второе. Необходимо увеличить время на лечение больного у доктора, а медсестру не превращать в писаря.
Вместе с тем, очень многое сделано в техническом оснащении медучреждений. Сегодня больные приезжают из городов республики, а врач может увидеть предысторию диагностики и лечения болезней в электронном виде в архиве. Это настоящий прорыв, но движение в этом направлении необходимо продолжать. Все истории болезней должны вестись в электронном виде, чтобы врачи не разбирали записи коллег на бумаге, а обмен данными происходил на современном информационном уровне.
Необходимо также изменить в сторону увеличения кадровый состав медучреждений, снизив нагрузку на медперсонал. Кроме того, доктор должен быть материально заинтересован в том, чтобы его подопечные на участке были здоровы. Надо платить ему деньги за здоровых людей, а не за больных. Такой системы пока не создано. А сейчас человека отправляют в санаторий только после инфаркта или другого тяжелого осложнения вместо того, чтобы отправлять его туда для профилактики этих осложнений.
– Мое детство проходило в 1970-е годы, и хорошо помню, что в детском саду нам давали рыбий жир, а в школе – йод в сладких таблетках. Не стоит ли, на ваш взгляд, вернуться к этой практике, ведь регион у нас остается йододефицитным, а польза рыбьего жира для детского организма признана во всем мире?
– Полностью с вами согласна. Действительно, йод крайне необходим щитовидной железе. А регион у нас по-прежнему йододефицитный. Государство стало выпускать йодосодержащую соль, но йод при готовке почти весь испаряется, и этой меры недостаточно.
То же и с рыбьим жиром. Он содержит необходимый человеку витамин Д, дефицит которого испытывает у нас большинство людей. Особенно он необходим детям и людям в возрасте старше пятидесяти лет. В 90-е годы многие были обделены качественным питанием и лекарственным обеспечением. Это сейчас сказывается, и витамин Д необходимо употреблять. Советское здравоохранение в этом плане все делало чрезвычайно правильно и грамотно.