Накануне Первомая в казанском Заречье произошло событие, возможно, в масштабах города не столь существенное, но весьма значимое для одного из районов столицы.
А для ставшей одним из его символов Петрушки и подавно – ее укомплектовали историческим вагончиком-конкой с маршрутным указателем на крыше «Рыбнорядская площадь – Проломная – Устье». И теперь этот памятник пионеру общественного транспорта на конной тяге, поэтапно возводимый в течение двух лет, обрел наконец завершенный облик.
В конце апреля здесь царил обычный для пускового цикла ажиотаж: визжала «болгарка», рассыпая искры, стучали молотки, работала дрель. Скульптор Равиль Габбасов с помощниками, словно бригада хирургов, производили трепанацию лошадиного корпуса и шеи, закрепляя на них хомут, дугу, оглобли, седелку, вожжи, – вся упряжь из тонированной бронзы. «Стыковка» лошадки с экипажем оказалась сложней и кропотливей, чем виделось из мастерской: иные заготовки пришлось подгонять по месту сборки.
Памятник пионеру общественного транспорта на конной тяге, поэтапно возводимый в течение двух лет, обрел наконец завершенный облик
Украшением композиции стал кучер в форменном цилиндре с бляхой, длиннополом, туго перепоясанном армяке и сапожках с загнутыми носами. Точь-в-точь как в «Записках старого петербуржца» Льва Успенского: «На передней площадке вагона стоит, держа в руках вожжи, как античный боец на квадриге, кучер». Правда, по правую руку у настоящего кучера был изогнутый штырь с рукояткой: когда он вращал его, натягивалась цепь, прижимающая к колесам колодки, и вагон со скрежетом останавливался. Но Петрушкиной конке тормоза ни к чему: кто ее остановит – она же памятник!
Интересуюсь у спонсора проекта по увековечению прародительницы современного трамвая гендиректора Казанского подшипникового завода Даниала Бикмухаметова: будет ли официальное открытие памятника?
– Это как районные власти решат. Цветы и фанфары нам не важны – главное, что дело сделано.
Дело, надо сказать, весьма дорогостоящее. А деньги, как известно, любят счет, тем более если они из личного кармана. На конно-вагонный ансамбль со всеми аксессуарами и сбруей, оформлением раритетной площадки, транспортными и прочими расходами затрачено более четырех миллионов рублей.
Что ж, Петрушка того стоит!