1

Первая прикидка: куда, кому и сколько

 

 

Как уже сообщалось, в октябре в Госсовете РТ стартовал бюджетный процесс.

 

Законопроект о бюджете республики на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов внесён в парламент Президентом РТ и передан на предварительное рассмотрение в профильные комитеты. Широкое обсуждение основного финансового документа республики в начале недели прошло на парламентских слушаниях, а 14 октября завершается его рассмотрение на уровне комитетов. Сводное заключение вынесет Комитет по бюджету, налогам и финансам. Вопросы, поступившие по законопроекту, отправят в Правительство Татарстана. Будущий закон пройдёт процедуру трёх чтений.

Предварительная оценка параметров бюджета – размера доходов и расходов, объёма дефицита – традиционно проходит в формате диалога между депутатами и представителями Правительства.

Уже ясно, что республика себе не изменяет – основной вектор устремлён в социальную сферу. По словам председателя профильного комитета Леонида Якунина, бюджет формируется с учётом возможных рисков, в том числе продолжающейся пандемии коронавируса.

Планируется, что доходы на 2022 год, по сравнению с текущим годом, увеличатся на 20 млрд рублей, а расходы – на 24 млрд рублей. Прогнозируемый дефицит может быть покрыт за счёт средств, оставшихся на счетах, и дополнительных доходов.

Как подчеркнул Леонид Якунин, в бюджете сохранится ориентированность на реализацию различных программ. Это позволяет действовать более организованно, эффективнее использовать деньги.

Что касается муниципальных бюджетов, предусмотрено, что на предстоящий трёхлетний период они останутся бездефицитными – благодаря тому, что вся нагрузка ложится на республиканский бюджет. К слову, это принципиальная позиция бюджетной политики Татарстана.

Накануне парламентских слушаний в режиме видеоконференцсвязи прошло «бюджетное» совещание с муниципалитетами. Слушания – наиболее ответственный этап в бюджетном процессе и, как правило, времени на обсуждение здесь не жалеют. Высказать своё мнение могут представители парламентских партий, отдельные депутаты. Задача участников слушаний, прежде всего депутатского корпуса и членов Правительства, услышать друг друга и найти понимание по ключевым расходам. По сути, именно на парламентских слушаниях и происходит первая прикидка по деньгам – куда, кому и сколько…

В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие Премьер-министр Алексей Песошин, заместитель Председателя Госсовета Юрий Камалтынов, депутаты, руководители профильных министерств и ведомств, общественных организаций. Провёл заседание Леонид Якунин.

Важный момент: в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой список приглашённых был сокращён. Так, представители муниципалитетов приняли участие в слушаниях в режиме видео­связи, прямая их трансляция была организована на официальном сайте Госсовета.

 


Уже ясно, что республика себе не изменяет – основной вектор устремлён в социальную сферу. По словам председателя профильного комитета Леонида Якунина, бюджет формируется с учётом возможных рисков, в том числе продолжающейся пандемии коронавируса


 

Депутаты традиционно высказывались за увеличение расходов по определённым статьям, обращаясь к основным докладчикам – министрам финансов Радику Гайзатуллину и экономики Мидхату Шагиахметову. Говорили о необходимости строительства социального жилья, разработки республиканской программы инфраструктурного развития городских посёлков, модернизации системы водоснабжения и благоустройстве. Депутатов интересовали вопросы роста цен на основные продукты питания, финансирования охраны школ, строительства дорог в малых городах, рефинансирования бюджетных кредитов и многое другое. К слову, Мидхат Шагиахметов напомнил, что многие из таких вопросов сейчас решаются именно в рамках президентских программ.

«Темп роста валового регио­нального продукта в следующем году прогнозируется в размере 103,6 процента, – сообщил на слушаниях Алексей Песошин. – Повышение экономической активности предполагается за счёт развития промышленности, строительства и ряда других отраслей. Можно, конечно, говорить, что стоит направить больше средств на те или иные цели, однако, считаю, представленные расходы носят сбалансированный и объективный характер». И подчеркнул, что нужно будет стремиться и к сокращению дефицита.

Вывод, который следует из состоявшегося разговора, очевиден – для руководства республики главной задачей были и остаются сбалансированность бюджета, исполнение заложенных в нём социальных обязательств, реализация национальных целей развития, которые ставит Президент России Владимир Путин.

Впрочем, не нужно забывать, что бюджет – это «подвижный» документ, и при подготовке законопроекта ко второму чтению у народных избранников всегда остаётся возможность не только поспорить о каких-то его статьях, но и добиться конкретных результатов своей настойчивости.