Персональная вселенная Светланы Богатырь

В Музее изобразительных искусств РТ открылась персональная выставка Светланы Богатырь,

являющая собой пример художника-философа, исследователя самой непостижимой части человеческого опыта.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

 

Светлана-Богатырь
Светлана Богатырь.

 

В Музее изобразительных искусств РТ открылась персональная выставка Светланы Богатырь, являющая собой пример художника-философа, исследователя самой непостижимой части человеческого опыта.

 

Светлана Богатырь родилась в Киеве, но с двенадцати лет жила в Москве, где получила высшее художественное образование и уже в 24 года стала членом Союза художников. Однако в советский период ее творчество практически не было доступно широкой публике. Следуя своей творческой задаче, она не принадлежала ни к официальному искусству, ни к андеграунду. Мир ее живописи – это «прозрачные пространства», состоящие из цифр и нот, или же безграничные вселенные, где элементарной частицей является человеческий профиль. Мириады таких  профилей закручиваются в светоносную фантастическую спираль, именуемую Розой Мира… Это ее способ как художника сказать, что каждое человеческое существо, каждая душа-единичка – уникальная персональная вселенная, но вместе мы – Одно. По словам Светланы Богатырь, это самое сокровенное знание, которое открылось ей через творчество.

В 1991 году в Москве с успехом прошла ее первая большая выставка, привлекшая рекордное число посетителей. Картины Светланы Богатырь приобрели Третьяковская галерея и Русский музей. Художница получила массу заманчивых предложений, но осуществлению этих планов помешал отъезд из России, связанный с приглашением ее мужа, ученого-нейробиолога, на работу во Францию. С тех пор Светлана Богатырь живет между Марселем и Москвой, но выставки в России возобновились лишь в 2008 году, после выхода в свет ее книги-альбома «Персональная Вселенная».

 


 

Возможность впервые соприкоснуться с художественным миром Светланы Богатырь  казанские зрители имели в прошлом году на мировой премьере  спектакля «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир») в театре им. М.Джалиля


 

 

Возможность впервые соприкоснуться с художественным миром Светланы Богатырь  казанские зрители имели в прошлом году на мировой премьере  спектакля «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир») в театре им. М.Джалиля. Эту постановку, напомним, осуществил знаменитый танцовщик и хореограф Владимир Васильев, который к тому же серьезно занимается живописью. По его словам, воплотить на сцене Мессу си минор Баха его вдохновили  рисунки Светланы Богатырь, которые легли в основу визуального ряда спектакля.

Выставка «Звук=Образ=Свет» (да, между тремя этими понятиями автор ставит знак равенства), на которой представлено около 130 живописных и графических работ Светланы Богатырь, приурочена к новому показу в Казани спектакля «Dona Nobis Pacem» – на этот раз в рамках Шаляпинского фестиваля.  На открытии выставки, наполнившей светом и безмолвной музыкой довольно холодное и неуютное пространство Галереи современного искусства (здесь продолжается ремонт), казанская гостья охотно делилась со зрителями своим пониманием мира, творчества и даже личным мистическим опытом.

 

КАК Я РАБОТАЮ?

Творение миров.
Творение миров.

 

Я ставлю точку на листе бумаги – дальнейшее происходит как бы помимо меня. Возникает рисунок. Почему именно такой? Я не знаю. Часто ответ приходит спустя годы. Я даю свободу возникать тому, что хочет быть. Рисунков сотни, тысячи. Смотрю на них, и вдруг вижу в одном уже готовый холст. Если рисунок занимает минуты, то холст сам решает, сколько времени ему нужно, чтобы состояться. Каждый холст – равнодействующая всего, что я думаю, чувствую и умею в настоящий момент.

Творчество как познание позволило мне понять, что такое Персональная вселенная – удивительный ментальный образ, который одновременно и реальность, и иллюзия. Она – невидимая часть каждого из нас. Художник же по­свящает свою жизнь ее воплощению. Увидев впервые ретроспекцию своих холстов, я обнаружила, что все они, как целое, несут смыслы, которых не имеет каждый отдельный холст. Как если бы каждый холст был буквой, из множества которых сложился текст. Он содержал новое для меня знание о симбиозе «я – мир», гораздо более глубокое, чем все мои размышления на эту тему. Но открывшееся мне знание не дает ключа к будущим «текстам», которые я смогу прочесть, только прибавляя холст-букву к букве-холсту.

 

ЧТО ПРИВЕЛО К ТАКОМУ ВИДЕНИЮ МИРА?

В юности я поставила перед собой задачу выразить в холстах мир таким, каким он является мне. Прекрасный, таинственный, хрупкий, печальный, светлый и темный… Но как это сделать, я не знала. Процесс был захватывающим и мучительным. К чему привел меня этот путь? К поразительным открытиям, изменившим мое представление о мире, о том, что такое жизнь, смерть, бессмертие, Бог. Я никогда не была ни религиозна, ни склонна к мистике. Напротив, во мне сильно развито рациональное начало. Однако мне дано было прожить опыт, который принято называть мистическим… Наш мозг – транзистор минимального диапазона – начинает принимать неведомые до этого волны, и открывается мир, о котором вы не подозревали. Исчезают «я», время, границы обычного восприятия. Описать это невозможно… Моя страсть к познанию неудержимо тянула все глубже, но не выдерживало тело. Пойду дальше – не вернусь. А хотелось дальше, но я «заземлила» себя и скоро стала «как все». Анализируя то, что происходило со мной в течение многих недель, я думаю, что это произошло в связи с тем, что я «прорисовала» свою Персональную вселенную на холстах.

 

ЧИСЛА И НОТЫ

1На моем пути, следуя некоей скрытой логике, соединились Звук и Число, Музыка и Математика – способы настройки души в унисон с небесной гармонией.

…Рисую «Хемингуэя в берете Рембрандта». Вдруг из-под пера, как кузнечики, выскакивают единички и становятся ресницами персонажа. Так в 2002 году впервые появились рисунки из цифр. Сотни рисунков. А начало начал – крошечная единичка.

Если Число – символ интеллекта и организованной Вселенной, то Музыка – язык души. Из нот и знаков музыкальной графики, отточенных временем прекрасных форм, как из атомов и молекул духовного мира, зарождалась и населялась «музыкальная вселенная». Сначала в ней появились воображаемые персонажи, потом портреты: Бах, Гендель, Чайковский, Рахманинов…

 

ВЫСТАВКИ – МОЙ ДОЛГ

Мои выставки не носят коммерческого характера. Я делаю их там, где этого хотят. Работая всю жизнь, я заботилась о том, чтобы творчество не зависело от продажи холстов, и сумела это организовать, что было непросто. Я не ищу ни богатства, ни выгод от своего искусства. Для меня невозможно относиться к искусству как к бизнесу. Более того, по моим наблюдениям, коммерциализация и рынок приносят большой вред душам художников и, соответственно, их творчеству. Но проблема выживания, заработка и творчества не сегодня возникла. Каждый решает ее в своей жизни. Я следую своей системе ценностей, и она оберегает меня от искушений и разочарований. Есть псалом, в котором человек просит Бога уберечь его от нищеты и богатства. Я присоединяю к нему свой голос.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще