В 1998 году ГАИ переименовали в Госинспекцию безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что прежнее название ассоциируется у водителей со взяточничеством и злоупотреблениями. Анализ уголовных дел показывает, что эти пороки не исчезли.
Получал взятки на карточку жены
Одна машина – две тысячи рублей. Такую таксу установил старший госинспектор отдела техконтроля и регистрации ОГИБДД УМВД России по Казани Владимир Воробьёв для владельцев автотехники. По инструкции он должен был проводить осмотр транспортных средств, сверять номера шасси и агрегатов, вести прием документов для регистрации машин, мотоциклов и прицепов. Многим знакома эта сложная и длительная процедура. Сотрудник ГИБДД должен удостовериться, что все номера на агрегатах подлинные, читаются и соответствуют документам. Неслучайно некоторые владельцы пытаются ускорить процесс регистрации. Но как?
Компания «Нео Транс» из Казани занималась грузоперевозками и часто обращалась в ГИБДД по поводу регистрации автомашин. Фирма имела в оперативном управлении около 750 грузовиков, и сроки оформления документов влияли на рентабельность бизнеса.
Однажды начальник транспортной службы предложил Владимиру Воробьёву сделку. Сотрудник при регистрации не проводит осмотр машины и получает на банковскую карту две тысячи рублей. Стороны ударили по рукам. Представитель компании начал приезжать в ГИБДД только с документами на машины, а грузовики не пригонял. Инспектор оформлял регистрацию, отмечая в документах, что проверил номера двигателей и совершил все необходимые действия. Ставил подписи, печати – все как положено. За каждую ускоренную регистрацию представитель компании перечислял деньги с банковской карты своего отца. А госинспектор получал деньги на карточку жены.
Сотрудничество продолжалось более года и четырех месяцев. Оно принесло Владимиру Воробьёву доход в сумме более 1,4 миллиона рублей.
В выгоде осталась и транспортная компания. Ведь если пригонять машину в ГИБДД для регистрации, осмотра, фотографирования, то практически один рабочий день потерян. За это время автомашина могла бы заработать намного больше. Поэтому фирме было выгоднее заплатить две тысячи рублей, чем проходить регистрацию по-настоящему.
Но сколько веревочке ни виться… Владимира Воробьёва привлекли к уголовной ответственности по части 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). По приговору Вахитовского районного суда Казани он получил шесть лет колонии строгого режима с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, на три года.
Права за деньги
Как сдать экзамен на получение водительского удостоверения? Этот вопрос волнует многих курсантов автошкол. Надо выучить и сдать теорию, а также практику – вождение автомобиля. Нередко кандидат на права ищет ходы-выходы. Найти их сегодня не так просто. Теорию сдаешь компьютеру. Ход экзамена записывается на видео. Гаишник, кажется, помочь, подсказать кандидату не может. Но все же люди пытаются получить права с гарантией, то есть за деньги.
Житель Сабинского района Рамис Ибатуллин тоже решил обзавестись водительскими правами. Он не раз пытался сдать экзамен на получение прав в ОГИБДД по Арскому району, но каждый раз неудачно. И тогда Рамис обратился к знакомому Ниязу Сафину, который служил в ОМВД по Высокогорскому району и был старшиной группы тылового обеспечения. «Где ГАИ, а где тыл?» – задаст вопрос читатель и будет прав. Но цепочка знакомых иногда приводит к необычным результатам. Нияз Сафин обратился к сотруднику ГБУ «Безопасность дорожного движения» Фанису Мардамшину, который хорошо знал сотрудников ГИБДД.
Изначально Фанис Мардамшин обозначил следующие суммы: 85 тысяч рублей – за сдачу теоретического экзамена, 30 тысяч – за сдачу вождения. Всего 115 тысяч.
Рамис Ибатуллин занял деньги и через посредника перечислил 85 тысяч рублей Фанису Мардамшину. Тот взамен передал курсанту куртку с вшитым в нее мобильным телефоном, чтобы подсказывать правильные ответы. Их схема чем-то напоминала эпизод из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда «профессор-лопух» принимал экзамен у студентов. Тем не менее Рамису Ибатуллину повезло: его обман в ГИБДД никто не заметил, экзамен он сдал. На втором этапе к решению проблемы подключился госинспектор экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Казани Александр Коновалов. Он принял практический экзамен по вождению у Рамиса Ибатуллина, за что получил вознаграждение в размере 20 тысяч рублей, как указано в материалах уголовного дела. В данный момент все участники этой истории ожидают суда. Своей вины они не отрицают.
Уголовных дел, связанных со сдачей экзаменов на получение водительских прав, в истории ГИБДД по Татарстану было немало. В феврале 2024 года Приволжский районный суд Казани осудил старшего госинспектора отделения экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Казани Рината Туктамышева за неоднократное получение взяток. Он помогал курсантам автошкол в сдаче практического экзамена, включающего такие части, как «площадка» и «город». Инспектор принимал экзамены на специальной машине с дублирующими педалями управления. У него была стабильная такса – 11 тысяч рублей за сдачу экзамена. Если деньги передавались через посредника, то сумма с учетом услуг посредника, как правило, увеличивалась до 15 тысяч рублей.
Получив деньги, Ринат Туктамышев во время экзамена показывал, в какую сторону поворачивать руль, какие включать приборы, как совершать маневры. При необходимости помогал кандидатам, используя дублирующие педали. А когда заполнял экзаменационный лист, не указывал сведения о нарушениях и ошибках кандидата.
Погорел инспектор на случае с курсантом, которого привела к нему сестра. Женщина запросила у будущего водителя больше обычного, и тот обратился в правоохранительные органы. Экзаменатора взяли с поличным.
Рината Туктамышева приговорили к уплате штрафа в 800 тысяч рублей.
В Приволжском районном суде Казани сейчас рассматривают дело другого экзаменатора из ГИБДД – Шамиля Бикушева, а также его знакомого Ильнура Сиразетдинова. Они обвиняются в незаконной выдаче водительских удостоверений с категориями, на которые водитель не учился. В деле около 200 эпизодов служебного подлога, получения взяток, злоупотребления служебным положением.
Цена вопроса
Возвращение старого названия – ГАИ – прошло как-то буднично, почти незаметно. Не было общественного обсуждения. Собралась группа руководителей в погонах, приняла решение, закрутились шестеренки административного аппарата. Что интересно, никакого запроса от граждан, общественных институтов, политической и государственной элиты на смену названия не было. Вопрос по переименованию полиции в милицию муссируется постоянно. Но в случае с ГИБДД люди уже привыкли. Конечно, «гаишник» выговаривается намного легче, чем «гибэдэдэшник». Других удобств и преимуществ не наблюдается.
Неплохо было бы посчитать: во сколько обойдется переименование ведомства? Сколько стоит замена удостоверений сотрудников ГИБДД, которых в России около 82 тысяч человек? Сколько денег заработают автосервисы и потеряет бюджет в связи с перекрашиванием надписей на служебных машинах ГИБДД? Сколько бумаги потратит страна на приказы и другие документы в связи с переименованием? Сколько надо заказать новых вывесок для зданий ГАИ? И так далее. Ясно, что речь идет о миллионах рублей. Очень хотелось бы возложить эти расходы на авторов данной инициативы, но их имена широкой общественности неизвестны.
Сохраняется надежда, что все недобросовестные, коррумпированные работники останутся в ГИБДД, а в ГАИ будут работать честные, всегда готовые помочь людям сотрудники. С другой стороны, история показывает, что от перемены вывесок суть не меняется.