Несчастье произошло в одном из дошкольных учреждений республики. Двухлетний малыш подавился яблоком и начал задыхаться, и ни воспитательница, ни еще не успевшая уйти из садика мама ребенка не могли ему помочь. Не сумела привести мальчика в чувство и подошедшая через десять минут медсестра. К тому времени, как приехали врачи скорой помощи, ребенок впал в кому…
Почти четыре месяца врачи Детской республиканской клинической больницы боролись за жизнь малыша. И победили! Но этих страшных дней могло просто не случиться, если бы мальчику была правильно оказана первая доврачебная помощь.
…В одной из школ поселка ЗЯБ Набережных Челнов произошла драка в раздевалке. Пострадала 12-летняя девочка, которую с травмами доставили в больницу. В тот же день был еще один выезд скорой в школьные учреждения – 14-летний подросток с утра «взбодрил» организм наркотиком, и ему стало плохо уже на уроках. Школьника госпитализировали. У девочки медики констатировали сильное кровотечение, которое могло быть остановлено до приезда скорой, да и помощь горе-курителю можно было оказать до приезда врачей. Если знать, как это делать правильно.
Кстати, обучение будет вестись не только в Казани на базе Образовательного центра Минздрава. Оно будет максимально приближено к педагогам: инструкторы-методисты готовы выезжать для проведения занятий в Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, районы республики
Во всех приведенных случаях, безусловно, налицо пробелы в воспитании и пригляде за детьми, и эту проблему не решить в одночасье. Но на разрешение ЧП в школе или детском саду у взрослых жизнь отводит порой даже не минуты – секунды, так что пять-десять минут, пока медицинский работник учреждения добежит до места происшествия, могут стать роковыми. И выход только один – обучить педагогов грамотному оказанию той самой первой доврачебной помощи. Самое интересное, что наличие подобных навыков у учителей и воспитателей испокон веков было прописано в должностных инструкциях, однако системной работы по их обучению азам первой помощи не проводилось. Зачет в педвузе, увы, не в счет – без практического подтверждения полученные знания через несколько лет забываются…
МУДРЫЕ МЫСЛЯТ ОДИНАКОВО
С этого года все татарстанские педагоги на курсах повышения квалификации пройдут обучение оказанию первой помощи.
При поддержке Президента Татарстана в республике стартовал проект «Иминлек», в рамках которого уже в этом году более 18,5 тысячи учителей и воспитателей обучат навыкам оказания первой помощи. В течение года проект готовился образовательным центром высоких медицинских технологий АМТЕС КАZАN, а реализует его Министерство здравоохранения совместно с Министерством образования и науки РТ.
850 татарстанских педагогов уже прошли обучение навыкам оказания первой медпомощи в январе этого года. В течение трех лет эти курсы пройдут все категории работников образования – воспитатели, заведующие детскими садами, учителя, директора школ, работники профессионального образования
Интересно, что подготовка проекта шла независимо, но параллельно с работой Госдумы по внесению поправок в федеральный закон об образовании. Отныне им определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена и ответственность за ее неоказание, вплоть до уголовной. Татарстан, кстати, стал первым регионом России, где внедрение поправки в жизнь проводится столь масштабно.
ПОЧТИ РЕБЕНОК, НО… СИМУЛЯТОР
Тридцать шесть преподавателей и воспитателей из Лаишевского, Спасского районов республики и Казани под руководством инструкторов учатся делать искусственное дыхание.
Вроде бы действия женщины-педагога правильные, а «подросток» никак не хочет «дышать».
Адель ВАФИН, министр здравоохранения РТ: | |
Часто первая помощь играет ключевую роль в спасении жизни пострадавшего, так что относиться к учебе здесь нужно со всей ответственностью. |
– Муляж-симулятор устроен таким образом, что лишь при правильном нажатии на диафрагму может быть получен положительный результат, – поясняет инструктор-методист программы «Первая помощь» Образовательного центра Минздрава Елена Тюкалина. – Мы должны отработать движения «спасателя» до автоматизма. Тогда в сложной ситуации человек не растеряется, не потеряет драгоценные секунды. На первые два этапа оказания помощи – осмотр места происшествия и первичный, когда у пострадавшего нужно проверить пульс, дыхание, сознание, у спасателя не должно уйти более минуты. Еще десять секунд отводится на вызов скорой. А затем нужно начинать действовать, ведь, например, клетки головного мозга без кислорода начинают умирать через четыре-шесть минут, так что времени «на раскачку» нет.
Поперхнулся малыш едой, по непонятной причине потерял сознание, у него случился припадок эпилепсии, внезапно остановилось сердце, подскочила температура, да и банально ребенок засунул горошину себе в нос или ухо. С детьми может произойти все, что угодно. И тут педагог должен быть на высоте.
– Мы учим оказывать помощь подручными средствами, – поясняет инструктор. – Никаких таблеток и медикаментов, иначе можно только ухудшить состояние ребенка, ведь, например, анафилактический шок – это очень серьезно. А потому сбивать высокую температуру до приезда врачей можно, например, только с помощью прохладных компрессов на лоб, грудь, локтевой сгиб, в подмышки.
Что касается муляжей-симуляторов, то «кукла», очень похожая на живого ребенка, устроена так, что не начнет дышать или плакать, пока не нажмешь на соответствующую заветную точку. Вот они, высокие технологии, которые можно потрогать руками.
ВОЛОНТЕР – НЕ ЗАМЕНА ВРАЧУ, А ЕГО ПОМОЩНИК
Чтобы не мешать уроку, мы тихо выходим из кабинета и засыпаем вопросами министра здравоохранения Аделя Вафина, который специально приехал в центр, чтобы проконтролировать, насколько четко ведется обучение. «Педагог полностью заменит медицинского работника в школе или детсаду?», «А укладки специальные в классах будут?», «А…».
Министр терпеливо поясняет: медицинские работники в школе и детсаду останутся, педагогов учат для того, чтобы они могли оказать лишь первую доврачебную помощь. Укладок не будет – помощь оказывается руками и подручными средствами.
Обучение проходит в два этапа. Первый – это видеоуроки, позволяющие учителям не отрываться надолго от работы, второй – отработка полученных знаний на практике в рамках восьмичасового тренинга на самых современных симуляторах-манекенах под контролем инструкторов
– Часто первая помощь играет ключевую роль в спасении жизни пострадавшего, так что относиться к учебе здесь нужно со всей ответственностью, – говорит Адель Вафин. – Если мы в год будем обучать по восемнадцать-девятнадцать тысяч педагогов, то в течение трех лет вся армия учителей и воспитателей получит необходимые навыки. Пригодиться это может не только в классе или на школьных мероприятиях, при работе с детьми. Добавлять в год почти двадцать тысяч человек, которые умеют грамотно оказать первую помощь, – это же великое дело для всей республики. Вот представьте: девяносто три процента жертв дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах республики умирают до приезда скорой. Если рядом окажется человек, умеющий хотя бы кровь остановить, шансы пострадавшего возрастают. Во всех цивилизованных странах это давно поняли, в Европе в общественных местах даже дефибрилляторы устанавливают, чтобы можно было восстановить сердечную деятельность до приезда врачей – подготовка волонтеров там на высоте. Что актуально и для нас. Думаю, это очень перспективный проект, который должен получить развитие и в отношении других категорий граждан республики.