К ВЕРШИНАМ СОВЕТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Глава восьмая устанавливает права и обязанности местных органов государственной власти, от краевого до сельского совета включительно.

«Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся». (Статья 77).

Исполнительными и распорядительными органами этих советов являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей, секретаря и членов, в количестве, определяемом законом РСФСР.

Исполнительные органы краевых, областных, окружных, районных, городских и сельских советов депутатов трудящихся подотчетны как своему совету, так и исполнительному органу вышестоящего совета. Вышестоящие советы и их исполнительные комитеты имеют право отменять противозаконные и противоречащие интересам государства решения и распоряжения нижестоящих советов и их исполнительных комитетов.

Местные органы власти имеют двойное значение: и как органов местной государственной власти, и как выборный орган местного населения. В соответствии с этим они имеют и двойное подчинение. Вышестоящий совет не только контролирует законность действия нижестоящего совета, но и руководит ими и, в свою очередь, несет ответственность за действия нижестоящего совета. Это вытекает из структуры советского строя.

Промышленность, торговля у нас полностью в руках государства или кооперации. Земля есть социалистическая собственность государства, т. е. принадлежит всему народу. Государственный народнохозяйственный план определяет почте все производство Союза. Каждый сельский совет выполняет какую-то часть этого плана. Каждый колхоз, каждая производственная единица несут ответственность перед государством за выполнение своей части плана, если даже эта, хозяйственная единица и не является непосредственно государственной. Местные советы, выполняя общегосударственные планы, связывают интересы населения с интересами всего государства.

Но советы имеют и другую сторону, это — их тесная связь с населением. Советы избираются населением путем всеобщего, равного и тайного голосования. Значит, давление избирателей на них, знание требований избирателей, собственная заинтересованность советов в процветании именно их местности — дают полную возможность обеспечить местные нужды. Согласованность местных интересов с общегосударственными, т. е. общенародными, прививается как населению, так и советским органам коммунистической партией.

Наши враги любят указывать, что советами руководит партия. Это правильно. Но они не понимают того, что партия-то не с неба свалилась. Она состоит также в подавляющем большинстве из местных людей. Так что связь местных органов с населением двойная — и по линии партии и по линии советов.

В этом наши отличие от капиталистических стран. Разумеется, такое построение органов власти возможно только в социалистическом государстве. Органы советской власти не только близки массе населении, они в буквальном смысле органы народной власти, тысячами нитей связанные с трудящимися. (Аплодисменты).

Здесь мы идем по пути, указанному Лениным:

«…у нас есть «чудесное средство», сразу, одним ударом, удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может. Эти чудесное дело — привлечение трудящихся, привлечение бедноты к повседневной работе управления государством.(Ленин, том XXI, стр. 264-265).

Наша Конституция, трактуя права и обязанности местных органов государственной власти, впервые определяет и структуру советских органов. Введение этого раздела имеет большое значение. Этим кладется конец всякому произволу и местному правотворчеству. Конституция точно определяет функции и взаимоотношения отделов совета. Следовательно, при обсуждении Конституции мы должны очень внимательно отнестись к вопросу организационного построения наших советов. Я не сомневаюсь, что он вызовет живой обмен мнениями делегатов Съезда.

Товарищи, я пропускаю главу девятую, трактующую о построении бюджета РСФСР. Думаю, что на ней специально остановится тов. Сулимов.

О суде и прокуратуре в проекте Конституции говорит глава десятая, соответствующая главе девятой Союзной Конституции. Партия и правительство много сделали, чтобы поднять роль и значение нашей судебной и прокурорской системы. По проекту Конституция суд и прокуратура являются самостоятельными органами. Статья 118 прямо говорят: «Судьи независимы и подчиняются только закону». Верховный суд автономных республик и областей, краев о округов избирается соответствующими верховными советами и советами депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей сроком на 5 лет. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, сроком на 3 года.

В буржуазных странах суд есть оплот капиталистического строя. В большинстве случаев он является наиболее реакционной частью государственного аппарата. Можно смело сказать, — рабочие в защите своих интересов там правды не найдут. Буржуазный суд — это одни из наиболее утонченных институтов капитализма для обмана-народных масс. Внешний блеск беспристрастия защиты, публичные прения сторон, якобы предоставление обвиняемому прав и возможность защищаться, наконец, продолжительная несменяемость судьи, — все это создает в глазах широких масс иллюзию суда, стоящего над классами. По существу же этот буржуазный суд не только за страх, но и за совесть защищает интересы капиталистов.

Наш суд основан на принципиально других условиях. Трудящиеся не имеют корыстных видов на другие классы, ибо они являются непосредственными созидателями ценностей, и их суд по самой природе советского строя должен быть праведным, т, е. его решения должны исходить из интересов общенародных, наш суд должен разоблачать и карать врагов советского строя. На многочисленных примерах своей судебной деятельности — разбор столкновений личных интересов, служебных проступков, нерадения, злого умысла и т. д. — он должен учить людей коммунистически подходить к оценке явлений жизни. Задача суда исключительно важна и трудна, но вместе с тем она и почетна.

Институт прокуратуры выделен особо, как независимый орган, призван следить за точным исполнением законов всеми народными коммерсантами, их учреждениями и отдельными должностные лицами, а также гражданами РСФСР.

«Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только прокурору СССР», (Ст. 123).

Смысл этих статей Конституции подчинен одному принципу — принципу единства революционной законности. Что это значит? Лучше всего ответить на это словами Ленина. В письме к товарищу Сталину писал:

«Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность может быть Калужская и Казанская, а должна быть единая Всероссийская и даже единая для всей Федерации советских республик?… Не учитывать во всех этих вопросах местных отличий значило бы впадать в бюрократический централизм и т. и., значило бы мешать местным работникам в том учете местных различий, который является основной разумной работы. Между тем законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей некультурности является попустительством исконно-русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность Калужскую в отличие от законности Казанской»….

Ленин требовал от прокуратуры, чтобы она следила за установлением действительно единообразного понимания законов во всей республике несмотря ни на какие, местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

Это ленинское требование нашло свое отражение в проекте нашей Конституции.

Глава одиннадцатая трактует основные права и обязанности граждан. Эта глава тождественна с соответствующей главой союзкой Конституции. Несомненно, она имеется и в Конституциях всех остальных советских республик, но уже обязательно отсутствует в конституциях всех капиталистических стран, не исключая самых демократических. Да иначе и быть не может. Эти статьи присущи лишь социалистическому государству.

Граждане РСФСР имеют право на труд, получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Это право записано в статье 124. По существу, Конституция лишь юридически оформляет существующее положение, ибо организацией социалистического хозяйства, ростом производительных сил советского общества безработица у нас ликвидирована.

Может ли какая-либо Капиталистическая страна, даже самая богатая, поставить себе такую задачу? Ясно, не может. Природа капиталистического общества, требует запасной армии безработных. Во время промышленного подъема с бешеной биржевой спекуляции эта армия уменьшается. С наступлением кризисов большая часть рабочих остается безработной. Одновременно с этим идет сильнейший нажим капиталистов на заработную плату работающих. Таком образом, на голоде безработного с нищенском существовании работающего капиталист стремится сохранять свою высотку норму прибыли.

Руководители фашизма в Германии пря захвате власти обещали свернуть шею капиталистам, заставить их считаться как с интересами государства, так и производителей. Теперь же весь мир видит, что это был сплошной обман. Обмануты рабочие, обмануты крестьяне, обманута мелкая буржуазия, обманута интеллигенция. По-прежнему осталось господство крупных помещиков, магнатов промышленности, спекулянтов и биржевиков — интересы которых защищает фашизм. Фашизм у власти — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных элементов финансового капитала.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще