ДРУЖБА И БРАТСТВО НАРОДОВ

Главы пятая, шестая и седьмая говорят о высших органах государственной власти в автономных республиках и автономных областях.

Национальный вопрос в нашей республике имеет огромное значение. Он и в дореволюционной России не мог не иметь значения, но царское правительство относительно больше считалось с такими культурными национальностями, как Польша, Финляндия, Латвия, Эстония. В отношении этих национальностей самодержавие проводило более тонкую политику, так как оно наталкивалось на культурную национальную буржуазию, сопротивление которой носило более организованный характер. Всем известно, что, например, часть польской буржуазии ориентировалась на Россию, как на выгодный рынок для сбыта своих товаров. Достаточно напомнить конкуренцию польской мануфактуры с московской, борьбу польских фабрикантов с московскими за влияние в правительственных сферах, близость остзейского дворянства (баронов) ко двору царской династии. Одним словом, с этими национальностями, правильнее сказать, с господствующими классами царское правительство считалось больше, чем с другими национальностями.

Что же касается восточных и кавказских народов, то здесь была политика – жми, дави, разделяй и властвуй, а главное — грабь и грабь. И действительно, вплоть до пролетарской революции происходил грабеж земель, принадлежащих башкирским, татарским, монгольским и тюркским крестьянам.

Разумеется, такая политика разоряла крестьянство национальностей. Оно теряло все надежды. В его глазах их собственная работа делалась бесцельной. Систематический грабеж земель, непосильные налоги, грубый произвол властей, постоянное унижение — все это вело не к развитию, а к деградации хозяйства, а тем самым и к деградации целых народов.

Для иллюстрации приведу выдержку из политобзора, составленного начальником жандармского управления по Уфимской губернии в 1902 году.

«По составу своего народонаселения, — говорятся в Обзоре. — с преобладающим инородческим элементом, Уфимская губернии может быть отнесена к самым разноплеменным губерниям России. Главный контингент населения составляют мусульмане – татары, башкиры, а также туземцы, принявшие христианство — черемисы, мордва, чуваши, тептяри, мещеряки; затем русское заводское население и русские крестьяне в большинстве переселенцы из разных местностей России, Малороссии, из прибалтийских губерний, и, наконец, незначительный процент черемис язычников…

В культурном отношении почти все инородческое население находится еще на самой низшей ступени своего развитая, в высшей степени грубыми, невежественными нравами и обычаями. Аборигены же населения – башкиры находятся на пути вырождения племени, с явными признаками дегенерации.

Экономическое положение населения Уфимской губернии — не блестяще и оставляет желать много лучшего. Непрерывно следуемые с 1891 года неурожаи и недороды хлебов в корень подорвали материальное благосостояние населения, не особенно обеспеченного и при нормальных условиях, и, за малым исключением, почти все население еще долго и долго может служить предметом внимания и забот правительства в обеспечении его простым насущным продовольствием, в устранении голодовки и ее последствий. Главным контингентом этого бедственного положения являются башкиры, как элемент ленивый, беспечный, беззаботный. Башкирская бедность поразительна, хотя они и владеют огромным земельным наделом. Засевает они ровно столько, чтобы жить впроголодь; ни скота, ни земледельческих орудий у него нет; нет – ни одежды, ни утвари, а избы такие, что просто удивляешься, как возможно прожить в них в здешние суровые зимы…

Заводской люд является, сравнительно, умственно развитым и бойким, но вместе с этим и в высшей степени безнравственным. Разврат, пьянство, буйство, жестокое обращение, воровство и другие пороки и дурные качества общи рабочим. Материальное положение в большинстве случаев не может считаться обеспеченным и на незначительный дневной заработок 50, 60, 70 коп. приходится содержать и семью и пьянствовать…

Публичных лекций в истекшем году не было. Чтения для народа происходили в народных чайных по воскресным дням и велись, по большей части, учителями и местным духовенством. Читались статьи, по преимуществу, духовно-нравственного содержания, отчасти исторические и популярные, при чем иногда иллюстрировали соответственными туманными картинами. Кроме того, в некоторых, преимущественно в уездных, городах в народных аудиториях устраивались музыкально-танцевальные вечера, доставляющие народу большое удовольствие.

Местных органов печати, за исключением официальных Уфимских губернских ведомостей, не имеется»…

Этому документу 35 лет. Нет основании думать, что положенно ко дню революции существенно изменилось. Наоборот, в связи с войной, оно еще более ухудшилось. Автор документа служит порукой тому, что действительное положение национальных меньшинств было не лучше, а значительно хуже, чем обрисовано в обзоре.

В таком положении были все национальности, населяющие современную РСФСР: мордва, удмурты, калмыки, народы Кавказа — чеченцы, карачаевцы, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы и другие.

Определяя политику советской власти по национальному вопросу, товарищи Сталин писал: «Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намеренно заселил лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобы оттеснять туземцев в худшие районы и усилить национальную рознь. Царизм стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр, просветительные учреждения для того чтобы держать в массы в темноте. Царизм пресекал всякую инициативу лучших людей местного населения. Наконец, царизм убивал всякую активность народных масс окраин. Всем этим царизм породил среди туземцев глубочайшее недоверие, нужно создать атмосферу взаимного понимания и братского доверия»(Сталин, «Марксизм и национально-колониальный вопрос» стр.61, изд 1935 г.)

Коммунистическая партия как до Октябрьской социалистической революции в своей агитации, так и после нее в своей практический деятельности ставила задачей создать действительно братские, основанные на взаимной поддержке, условия сожительства народов, населяющих Россию. На основе ленинско-сталинской национальной политики партия создала несокрушимую дружбу народов, в которой мировой пролетариат видит прообраз будущего коммунистического общества. (Аплодисменты, возгласы: «Правильно!»).

В прошлом отставшие своей культурой, народы быстро догонят ушедших вперед. Создаются и растут национальные кадры. Русская литература делается родной литературой народов. Русский язык изучается уже охотно и свободно. Рост культурного и материального обеспечения, рост политического сознания, творческой инициативы — характерная черта всех народов и национальностей, населяющих нашу республику. Таковы политические результаты национальной политики коммунистической партии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще