Р. Э. Классон
Восемьдесят лет тому назад — 12 февраля 1868 года родился выдающейся отечественный энергетик Роберт Эдуардович Классон — первый строитель крупных электростанций в нашей стране и автор весьма совершенного гидравлического метода добычи торфа.
Еще студентом Петербургского технологического института Классон примкнул к социал-демократическим кружкам, которые впоследствии вошли в состав «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Там он познакомился с В. И. Лениным, и это знакомство не прерывалось до самой смерти Владимира Ильича, считавшего Классона крупнейшим специалистом-энергетиком.
Свою трудовую деятельность Классон начал под руководством выдающегося русского электротехника М. 0. Доливо-Добровольского на строительстве первой в мире дальней линии электропередачи трехфазного переменного тока высокого напряжения. В 1896 году Классоном построена электростанция переменного тока на Охтинском заводе. Эта работа явилась развитием идей Доливо-Добровольского по применению трехфазного переменного тока в промышленности. В дальнейшем Классон построил две станции в Москве и Петербурге.
С 1900 года Роберт Эдуардович руководит строительством электростанций в Баку для электрификации города и неФтяных промыслов. Незадолго до пуска станций Классон был уволен из-за того, что отказался принять какие-либо меры для подавления проходившей тогда забастовки бакинских рабочих.
В 1907 году Классон переезжает в Москву, где в то время началось расширение электрических станций. Широкому применению электричества мешала его дороговизна. Для понижения стоимости энергии Классон предлагает использовать не привозное, а местное топливо — торф, запасы которого в нашей стране составляют 80 проц. мировых запасов. Для повышения коэффициента полезного действия станций Классон считал нужным строить теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), т. е. станции, отпускающие потребителю не только электрическую энергию, но и тепло. Как известно, эта идея в Советском Союзе полностью претворена в жизнь.
В 1908 году в девяноста километрах от Москвы по проекту и под непосредственным руководством Классона была построена самая крупная по тому времени электростанция в мире, работающая на торфе.
Р. Э. Классон начинает усиленно работать над проблемой механизированной добычи торфа. Он остановился на гидравлическом способе. Полное развитие и ширекое распространение получил этот способ только после победы Великой Октябрьской социалистической революции благодаря деятельной поддержке В. И. Ленина. Отвечая противникам нового метода добычи торфа, Ленин писал: «Не придирайтесь к Гидроторфу. Это дело законом признано имеющим исключительную важность… Изобретение великое».
Способ гидравлической добычи заключается в том, что мощная струя воды режет и дробит залежи торфа, а затем полученная масса откачивается, размельчается и направляется на особые площадки для сушки. Подсушенная масса режется машинами на кирпичи. Механизация процесса добычи освободила много рабочих и значительно снизила стоимость торфа.
До конца жизни Классон работал над проблемой искусственного обезвоживания торфа. Он неутомимо боролся за торжество передовых технических идей.
Активное участие принимал Классон в создании и осуществлении плана Г0ЭЛРО.
Умер Р. Э. Классон в Москве 11 февраля 1926 года.
С. ЗЛАТОУСТОВ.
Старший преподаватель Казанского авиационного института.