МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА ВАСИЛИЙ ВЫРИН
Погода неожиданно изменялась. Подул порывистый ветер, кидая дым от паровозов к земле, кромсая его в клочья. С запада шли, отсвечивая тусклой желтизной, низкие тучи. Стемнело раньше обычного. Дежурный по депо Вятские Поливы предупредил машиниста Вырина:
— Смотри, Василия Филиппович, сегодня буть особенно бдительным. Получена телеграмма: ожидается сильный буран.
— Учтем, товарищ Копытов. — ответил машинист…
Вырин был уверен в своей бригаде: работали вместе не первый месяц, хорошо знали друг друга. Тем не менее, он еще за три часа до выезда сказал помощнику Сергеи Афанасьеву в кочегару Александру Красильникову:
— Идемте на паровоз. Надо выверить все до последней мелочи…
Готовили локомотив с особенной тщательностью. Осмотрев машину, проверили смазку, заправили подбивку тендерных букс, бегунков. Поставили на песочные трубы предохранительные щитки… Товарищей не удивляла «придирчивость» Вырина, они звали его характер.
Глухая ночь. Облепленные снегом, зеленые вагоны поезда № 97 остановились у перрона. Паровоз отошел. На смену подал свой локомотив машинист Вырин. Теперь этот длинный состав целиком вручен ему. Пассажирский маршрут. Самый дорогой на железной дороге! В нем люди. Сотни человеческих жизней.
Окна вагонов мягко светились. В тепле, на широких полках спокойно спали пассажиры. Пусть свирепствует буран. Машинист доставит поезд до станции назначения не только благополучно, но и точно по расписанию…
Об этом думал Василий Филиппович Вырин, осторожно выводя состав за станционные стрелки, навстречу ночи и непогоде.
Локомотив набирал скорость. За косыми снежными вихрями мелькали черные островерхие силуэты елей. Иногда свет прожектора вырывал из темноты стволы тонких березок, зябко гнущихся на ветру.
Вот пошли открытые места, выемки, где нередко образовывались большие заносы. Крутые кривые. Тяжелый профиль. Начался подъем, идущий на протяжении тридцати километров. Здесь, как нигде, нужно было держать полное давление пара в котле, ее допустить сбоя в работе машины. Сергей Афанасьев беспрерывно кидал уголь в топку.
Колеса грохотали на стыках рельс. Бушевал ветер. Подъем становился все круче.
…Когда сквозь снежную муть блеснули огни станции Каинсар. машинист, помощник и кочегар облегченно вздохнули. Будут еще, конечно, и кривые и подъемы, но самое трудное — позади.
В Юдино поезд прибыл точно по графику. Принимая локомотив, Напарник Сергеев сказал Вырину:
— Можно подумать, что никакой пурги нет. Паровоз не только пришел вовремя, во в выглядит так, что и придраться не к чему…
Это было недавно, 29 января. Но таких поездок на счету Вырина сотни. Он связал свою судьбу с железнодорожным транспортом двадцать лет назад.
В 1933 году сын рабочего-слесаря Василий Вырин окончил школу ФЗУ на станции Юдино. Получил квалификацию слесаря пятого разряда и свидетельство помощника машиниста. Работал на маневровом паровозе, а потом и на пассажирском. Учителем был опытный машинист Бродив. У него Вырин практически перенимал сложную науку вождения паровозов.
— Будь во всех терпелив и упорен,— говаривал Крохин. — Всякую деталь выверяй тщательно. В нашем деле важна каждая «мелочь».
И Вырин учился жадно. Ловил каждое ценное слово. Через два года его послали на курсы машинистов. Он окончил их успешно, досрочно сдав экзамены. Получил право самостоятельного управления локомотивом.
Освоив машину, настойчиво изучая опыт передовых паровозников страны, молодой машинист стал добиваться серьезных успехов. В 1939—40 гг. Вырин смело водил тяжеловесные товарные поезда, выдерживая высокую техническую скорость. Он систематически достигал увеличенного пробега между промывочными в подъемочными ремонтами.
В 1940 году Василий Вырин вступил в члены Коммунистической партия.
В первые дни Великой Отечественной войны Вырвав в составе группы наиболее опытных паровозников направили вместе с локомотивом на запад.
Советская Родина переживала тяжелые дни. Орды гитлеровцев оголтело рвались на восток, разрушая города, села, железнодорожные станции. 23 июня узел Вязьма подвергся налету фашистской авиации. Бомбы рвались на путях. Паровоз Вырина растаскивал состав. В небе завывал моторами “Юнкерс”. Вырин погрозил в сторону немца кулаков:
— Погодите, бандиты! Не уйти вам от расплаты. Советский народ был свободным, таким и останется…
Под Смоленском состав попал под обстрел. Погиб один из товарищей.
— Мы за тебя отомстим, — поклялся в душе Вырин…
…Когда паровозники были отозваны на Казанскую дорогу, Василий Вырин напомнил товарищам, что во время войны надо работать по-особенному, отдавать общему делу разгрома врага все силы.
В дни напряженного труда по доставке грузов на Фронт Вырин, первый на Казанской дороге, стал водить воинские маршруты товаро-экспрессом. Они шли без единой остановки от Шемордан до Юдино, хотя, казалось бы, останавливаться для снабжения топливом надо было чаше обычного, потому что в те годы паровозы работала на дровах.
Рабочих рук на транспорте нехватало. Ремонтировать машины стоило больших трудов. Вырин возглавил движение за «кооперированный» ремонт паровозов. Бригады трех локомотивов объединились, чтобы выполнять ремонтные работы сообща, своими силами. Инициатива Вырина была подхвачена. «Кооперированный» ремонт получил широкий размах. Это помогло сохранению локомотивного парка, транспортным перевозкам.
Патриотические дела машиниста не остались незамеченными. Правительство наградило Вырина орденом Ленина.
К концу войны Вырин стал уже зрелым, испытанным водителем поездов. Ему присвоили квалификацию машиниста второго класса, назначили инструктором, закрепив за ним колонну локомотивов.
Потом он перешел снова на свой паровоз. Включился в движение пятисотников. Достигал пробега локомотива до шестисот километров в сутки, всегда превышая техническую скорость. В основу работы ставил борьбу за экономию. На сэкономленном топливе ежемесячно делал две-три дополнительных поездки, годовую экономию средств за счет правильного ухода за паровозом доводил до 15 тыс. рублей.
За успешное применение передовых методов в работе Вырин был удостоен звания лучшего машиниста сети железных дорог, награжден значками «Отличный паровозник», «Почетный железнодорожник». неоднократно получал премии.
С 1951 года Василий Филиппович водит пассажирские поезда. Работу его бригады отличает неуклонное соблюдение графика. Если и случится, по независящей от машиниста причине, задержка поезда. Вырин прилагает все усилия, чтобы ввести его в расписание.
Отличает локомотив Вырина также образцовое состояние машины.
— Культурный вид паровоза — верный показатель хорошей работы бригады, — говорят Василий Филиппович своим ученикам.
Учеников у него побывало немало. И все они стали умелыми паровозниками. Бывший помощник Вырина — Парфен Туганов теперь самостоятельно работает на маневровом паровозе. Павел Маколкин, Владимир Марков, Павел Иванов с успехом водят товарные поезда, а Василий Букотин, обучаясь у Вырина,. проделал путь от кочегара до машиниста.
Все они благодарны Василию Филипповичу и не теряют с них связи. Нередко обращаются за советом. Он никогда не отказывает в помощи. Сам заглядывает в ним на паровозы, интересуется их успехами. Эта производственная дружба помогает общему росту.
В. Ф. Вырин не только отличный паровозник. Он ведет активную общественную работу, состоя членом цехового партийного бюро, членом пленума Дорпрофсожа, сменным редактором стенгазеты паровозного депо.
16 января с трибуны общего собрания членов сельхозартели «Яналиф» Юдинского района учитель Б. Кургузинской средней школы т. Залялов предложил выдвинуть передового машиниста депо Юдино Василия Филипповича Вырина кандидатом в депутаты Казанского областного Совета по Больше-Ключинскому избирательному округу № 72. Это предложение было принято единогласно.
Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих Юдинского паровозного депо также единодушно решил выдвинуть В. ф. Вырина Кандидатом в депутаты Юдинского райсовета по избирательному округу № 37.
Трудящиеся Юдинского района не сомневаются, что Василий Филиппович Вырин с честью оправдает их доверие.
И. ЗАСЛОНОВСКИЙ.