Больше внимания подготовке молодых научных кадров

Решения XIX съезда Коммунистической партии, гениальный труд товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» определили пути дальнейшего движения советского народа к коммунизму. В этих условиях исключительно важное значение приобретает подготовка научных кадров. Народное хозяйство в вашей стране ведется на основе глубокого знания законов развития природы и общество, неразрывно связано с наукой, с использованием ее достижений. С каждым годом советская промышленность, социалистическое сельское хозяйство, культурное строительство требуют все больше и больше высокообразованных специалистов, вооруженных прочными знаниями, умеющих творчески применять их на практике, готовых отдать все свои силы великому делу партии Ленина—Сталина.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную заботу о подготовке научных кадров, их совершенствовании и идейно-теоретической закалке, о создании самых благоприятных условий для расцвета науки.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР за 1951—1955 годы особое внимание уделяется подготовке молодых научных кадров. За пятилетие подготовка научно- педагогических кадров через аспирантуру высших учебных заведений научно-исследовательских институтов должна быть расширена по сравнению с предыдущей пятилеткой, примерно, в два раза.

Величественные предначертания пятой сталинской пятилетки успешно претворяется в жизнь. В 1952 году, — говорится в Сообщении Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР. — в высших учебных заведениях страны обучалось 1.442 тысячи студентов или на 85 тысяч человек больше, чем в 1951 году. При высших учебных наведениях в научных учреждениях СССР готовилось к научной работе свыше 27 тысяч аспирантов.

В Татарии, как и в других республиках Советского Союза, имеются все условия для успешной подготовки молодой научной смены. Город Казань, где работают 10 высших учебных заведений и более 30 научно-исследовательских учреждений с Казанским филиалом Академии наук СССР во главе, является крупным научным центром строны, мощной базой для воспитания молодых научных сил.

За последние годы в Казани несколько улучшилась работа аспирантуры — расширилась тематика диссертаций, сократились сроки сдачи кандидатского минимума. Однако большинство вузов и научных учреждений все еше далеко неудовлетворительно выполняет поставленную перед ними задачу по подготовке научных и научно-педагогических кадров.

За последние пять лет в Казанском государственном университете из 61 аспиранта защитили кандидатские диссертации только четырнадцать, из 28 аспирантов Казанского химико-технологического института не получили ученой степени кандидата наук тринадцать человек, в Казанском авиационном институте — семь человек из двадцати пяти. В научно-исследовательских институтах Казанского Филиала Академии наук СССР из 44 аспирантов всего тринадцать человек закончили в 1949 году свое обучение зашитой диссертации.

Кто же виноват в том, что бесплодно затрачены драгоценные годы учебы, большие государственные средства? Прежде всего директоры вузов в научных учреждений, научные руководителя аспирантов. Только полным отсутствием требовательности, формальный отношением к важнейшему делу подготовки научных кадров можно объяснить тот, например, факт, что профессор т Васильев, уже в течение двадцати трех лет совмещающий свои обязанности в Казанском химико технологическом институте с работой в университете, ни там, ни здесь не готовит научном смены. Из семи аспирантов, руководимых профессором историко-филологического факультета Казанского университета т. Вознесенским. ни один не защитил кандидатской диссертации.

Нет сомнения в том, что если бы работа аспирантов своевременно и тщательно контролировалась, а научные руководителя проявляли больше внимания и требовательности к аспирантам, не пришлось бы отчислять из вузов и научных учреждений десятки молодых специалистов, которых с таким нетерпением ждут на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах страны. Одной из причин непредставления в срок кандидатских диссертаций является также и то, что процедура рассмотрения их затягивается подчас на 3—4, а то и больше месяцев.

Среди ученых Казани многие показывают замечательные примеры умелой организации научно-исследовательской работы аспирантов, повседневной квалифицированной помощи им. Не было, например, случая, чтобы кто-нибудь из многочисленных аспирантов, руководимых дважды лауреатом Сталинской премии академиком А. Е. Арбузовым, закончил срок обучения, не защитив диссертации. Плодотворно проходит работа аспирантов под руководством лауреата Сталинской премии члена-корреспондента Академии наук СССР профессора Казанского университета Б. А. Арбузова. Высоким уровнем знаний отличаются аспиранты, подготовленные лауреатом Сталинской премии профессором Казанского ветеринарного института А. П. Студенцовым, профессорами Казанского авиационного института тт Нужиным и Одиноковым. Передовые ученые нашего города видят свое призвание в воспитании молодой научной смены, отдают вес свои силы в многолетний опыт процветанию советской науки, той науки, которая, как говорит товарищ П. В. Сталин. «…понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возможность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодожи от науки».

Успех подготовки научных кадров в значительной степени зависит от правильной организации набора в аспирантуру. Между тем в здесь имеется еще очень много недостатков. Нередки случаи, когда к подбору аспирантов подходят формально, не учитывая их деловых и политических качеств. Это говорит о том, что в некоторых вузах и научно-исследовательских институтах плохо знают способную молодежь, не привлекают ее в научной работе.

Огромное значение для развития науки, для подготовки молодых научных кадров имеет тематика диссертаций, определяющая направление научно-исследовательской работы аспиранта. Она должна быть подчинена решению задач, выдвинутых практикой коммунистического строительства. Однако разработке тематики диссертационных работ не уделяется подчас должного внимания. Далеко не все темы, разрабатываемые аспирантами, имеют актуальное значение, самостоятельны и смелы по своему замыслу. Зачастую, зто ведет к тому, что на втором и даже третьем году аспирантуры неудачно выбранная, неактуальная тема заменяется другой.

Коммунистическая партия, великий корифей науки Иосиф Виссарионович Сталин поставили перед советскими учеными благородную и ответственную задачу: в ближайшее время не только догнать, но и превзойти достижения зарубежной науки. Именно в таком направлении и должны воспитываться молодые научные кадры нашей страны.

Сила советской науки в том, что она руководствуется единственно правильным научным методом — диалектическим и историческим материализмом, великим и всепобеждающим учением Маркса — Энгельса—Ленина—Сталина.

Марксистско-ленинская закалка научных кадров, подбор аспирантов, организация их работы, тематика диссертаций, качество подготовки молодых научных кадров, воспитание их в духе смелой принципиальной критики и самокритики, высокой бдительности должны быть предметом неустанной заботы горкомов, райкомов и первичных партийных организаций научных учреждений и высших учебных заведений.

Партийные организации, вузы и научно-исследовательские учреждения, руководствуясь указаниями XIX съезда партии, должны поднять подготовку молодых научных кадров на новую, высшую ступень, добиться того, чтобы молодые ученые могли активно участвовать в осуществлении исторической задачи — занять первое место в мировой науке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще