Не менее 30 лет из своей полувековой учительской деятельности я занимался преподаванием русского языка и литературы в нерусских школах. Знание русского языка, знакомство с русской художественной литературой открывает широкий путь к сближению нерусских национальностей с великим русским народом. Я стремился найти такие приемы и методы обучения, которые способствовали наилучшему усвоению русского языка — изготовил серию планов-конспектов разговорных уроков, привлекая наглядные пособия — предметы школьной и домашней обстановки, затем рисунки. Для ознакомления с русскими глаголами я обращался к родному языку учащихся. Подкрепления своим приемам обучения я искал в педагогической литературе, от практических поисков переходил к теоретическому осмыслению вопросов, к историческому обзору интересующих меня тем. В результате многолетней практики я изготовил объемистые сборники методических разработок по преподаванию русского языка и литературы в 5—10 классах, разработал очерки-конспекты по обучению русскому языку в начальных классах с нерусским составом учащихся, написал несколько методических писем по преподаванию русского языка в татарской школе.
Мне неоднократно приходилось выезжать на различные учительские курсы в качестве преподавателя-методиста по русскому языку. На курсах я обычно организовывал методические выставки, распределяя литературу — руководства по темам программ, выставляя наглядные пособия — рисунки, схемы-чертежи.
Мои конспекты и разработки не остаются в исключительно моем пользовании. Так, например, в истекшем учебном году моими разработками по 1О классу Пользуются учителя двух районов Татреспублики; в нескольких школах пользовались моими пособиями, конспектами по 7 н 5 классам.
Р. ДАУЛЕЙ.
Учитель Казанской мужской железнодорожной школы.