Алексей Максимович Горький, вспоминая о Чехове, писал, что он любил разводить сады, чувствовал поэзию труда. Показывая Горькому свой сад, Чехов заметил:
— Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
В дореволюционное время это являлось мечтой. Теперь эта мечта претворяется в жизнь трудом миллионов.
Мы много строили. Мы хотели и хотим сделать нашу землю цветущей для того, чтобы жилось на ней радостно. Даже в суровое время войны мы благоустраивали города и поселки. Таково непреоборимое стремление советского человека — жить лучше и культурнее. Еще гремели пушки на Одере и в Померании, под Гданьском и Кенигсбергом, но советские города уже вступили в социалистическое соревнование на лучшее благоустройство.
Казань — один из больших городов Поволжья. Теперь это — крупный центр промышленности и культуры. В Казани много построено, но еще больше нужно сделать. Вместе с университетом мы получили в наследство старый Булак вместе с нагорной Казанью — Забулачье, его Сенные, Щепные и Мокрые улицы.
Облагородить огромный город, сделать его чистым и красивым — трудная задача. Но она выполнима, если за это дело браться не компанейски, а работать методично, изо дня в день, из года в год. Для этого требуется мобилизация сил населения, предприятий, комсомола, студенчества, учащихся школ. Примером может служить работа таких районов города, как Ленинский, таких предприятий, как завод имени Горбунова, заводы, где главными инженерами т.т. Месяцев, Зафьянцев и др. Но у нас есть и такие руководители, которые не заботятся о чистоте своего района и участка. Неудовлетворительно благоустраиваются Сталинский и Молотовский районы.
Три основных задачи решают вопрос благоустройства: массовое озеленение, хорошие мостовые и канализация.
Опыт показывает, что озеленение города требует только настойчивости и желания. Нынешней весной, например, высажено 191.000 деревьев и кустарников при плане 70.000. Осенний посадочный период продолжительней весеннего. Нужно добиться того, чтобы осенью было посажено не менее 250 тысяч деревьев и кустарников. Предприятия, городской и районные Советы должны уже сейчас развернуть активную подготовку к этому важнейшему делу.
Но в работах по озеленению города очень много недостатков. Как правило, посадки производятся на улицах и в существующих садах и скверах. Это, отнюдь, не полное решение задачи. Нужно создавать новые зеленые зоны и, прежде всего, озеленить Кабан и Булак.
Немногие города обладают такими водными бассейнами, как Кабан. Но в течение десятилетий берега этого озера используются для свалки отходов. Необходимо расчистить набережные и откосы, озеленить их, превратить Кабан в культурный уголок города. Проблема Булака — зловонной канавы, заражающей воздух всей центральной части города, имеет вековую давность. Не рядовая посадка чахлых деревьев, а массовое насаждение зелени, в том числе и хвойной, по берегам Булака, обводнение его, асфальтирование набережных, превращение их в бульвары для прогулок — эта серьезная работа должна быть выполнена и течение 1945—46 гг.
Богатство нашего города — его рельеф. Разумное использование рельефа — одно из условий создания живописного городского пейзажа. Но пусты и унылы склоны наших гор, поросшие сорняками и размываемые водой, будь-то кремлевские откосы или въезды со стороны Казанки, выход на улицу Бутлерова и т. п. Необходимо густо озеленить откосы и тем самым укрепить их от размывов.
Улица, одетая в асфальт, преображает вид города. Асфальт и гранитная шашка – это не только сохранение машин, резины, горючего. Это, прежде всего, сохранение здоровья трудящихся, уничтожение пыли и шума! В нынешнем году поставлена задача — дать городу 75.000 квадратных метров асфальтовых дорог и тротуаров. Это значит — изготовить и уложить около 10.000 тонн асфальтобетона, замостить 60.ООО кв. метров мостовых. Работа текущего года сосредотачивается по асфальтированию улиц Татарстан, им. Кирова, «Серп и Молот», им Гладилова, Кировской дамбы, рынков и др. Подготовляются под асфальтирование на 1946 г. улицы Тукаевская, Правая и Левая Булака, Посадская, Островского, им. Бутлерова, Клары Цеткин и др. улицы, соединяющие разорванные асфальтовые пятна города. К 1950 году предстоит покрыть асфальтом все грузонапряженные магистрали Казани, всю ее центральную часть.
Для решения этой задачи при горисполкоме создан трест дорожно-мостового строительства, пущен асфальтобетонный завод, систематически укрепляется его материальная оснащенность. Но освоить огромный объем работы можно только при активной и систематической помощи предприятий и трудовом участии всего населения. Приходится, к сожалению, отметить, что внимание, которое было приковано к вопросам благоустройства в связи с 25-летием республики, сейчас заметно ослабло.
К 5 августа по городу асфальтировано только 31.000 кв. метров дорог и тротуаров и замощено 37.000. Эти цифры заставляют бить тревогу.
Существенным элементом оздоровления Казани является канализации. Без нее немыслима нормальная жизнь большого промышленного города. В Казани 340 километров улиц и только 49 километров канализационной сети. При наличии 20.000 жилых домов и десятков предприятий в городе имеется всего тишь около 400 подключений к канализационной сети. Дела — непочатый край. Но организации, способной вести водопроводные и канализационные работы, в Казани нет. Следует исправить положение. При вновь организованном строительном управлении горисполкома должен быть создам трест Водоканалстрой.
Велики задачи по благоустройству города. Но они должны быть выполнены. Надо сделать все, чтобы улицы нашего города были чистыми и красивыми.
И. ЗАБОТИН