По докладу наркома просвещения Татарии т. Контюкова развернулась оживленные прения.*) Большинство участников съезда признает, что работа над повышением качества учебно-воспитательной работы еще далеко недостаточна, что нужно еще многое сделать и самим школам и органам народного образования. О борьбе с формализмом в школах района рассказал заведующий Чистопольским РОНО т. Муратов. Он предъявил к Наркопросу Татарии и РСФСР ряд требований о снабжении сельских школ методической литературой, об увеличении тиража “Учительской газеты” и педагогических журналов. Преподавательница литературы и русского языка школы № 3 т. Суворкова остановилась на воспитательном значении литературы. Литература не только сообщает звания учащимся, она формирует их личность, их миропонимание и мировоззрение. Если преподаватель воспитает в своих учениках способность творчески изучать произведения литературы, вживаться в них, ни о каком формализме не будет и речи.
Преподавательница школы № 19 т. Плотникова говорила о необходимости растить педагогическую смену, помогать молодым учителям овладевать педагогическим мастерством, шире вовлекать в методическую работу.
Директоо женской средней школы № 20 т. Ксенофонтова рассказала о том, как в школе была организована подготовка к экзаменам на аттестат зрелости. Одним из методов подготовки было собрание X классов с подробным анализом типичных ошибок в русском языке. Школа выдвинула на получение медалей 5 девушек, но после просмотра письменных работ комиссией Татнаркомпроса отметки 4-x были снижены. Из этого факта т. Ксенофонтова делает правильный вывод о том, что школа должна предъявлять к выпускникам-десятиклассникам, более высокие требования, работать еще более углубленно.
Начальник школьного управления Татнаркомпроса т. Гришина “подчеркнула значение внеклассного чтения, как неотъемлемой части воспитания и обучения.
О воспитательных задачах школы говорил в своем выступлении участник Отечественной войны подполковник Сальников, бывший директор школы № 24. Заведующая Шереметьевским РОНО т. Сагитова, приводя факты низкой квалификации части учителей, особенно молодых, выдвинула предложение организовать в каждом районе методический кабинет.
Много критических замечаний было высказано по адресу Института усовершенстования учителей. Делегаты из районов республики критиковали Наркомпрос Татарии за слабый контроль, за то, что инспектора редко выезжают на места, особенно в отдаленные районы.
С интересом были выслушаны выступления директора Арской средней школы т. Сорокиной и завуча Казанской школы № 15 т. Каллиникова об их опыте внеклассной работы.
Выступавшие много говорили об одном из основных недостатков народного просвещения Татарии — о слабом усвоении учащимися-татарами русского языка.
На причинах этого подробно остановилась т. Гульба (Мензелинск). Одной из причин она считает несоответствие между объемом программного материала и количеством учебных часов. К этому добавляется отсутствие книг для внеклассного чтения на русском языке, без чего невозможно освоить русский язык во всем его богатстве и многообразии.
Затем съезд заслушал доклад заместителя наркома просвещения Татарии т. Азовского о повышении квалификации учителей.
В прениях по докладам выступало более 30 человек, в том числе зав. отделом школ и вузов ОК ВКП(б) т. Зарубина, заведующий Казанским гороно т. Бекшанский, директор Казанского педагогического института т. Туншев, инспектор Шугуровского РОНО т. Мизинова, заведующая РОНО т. Фролова, писатель Кави Наджми, председатель ОК союза работников школ т. Лаврова, секретарь ОК ВЛКСМ по школам т. Попова и др.
Председатель Президиума Верховного Совета Татарии т. Динмухаметов в своей речи указал, что на культурное строительство отпускаются по бюджету большие средства, надо, чтобы райисполкомы и роно сумели целесообразно использовать их, образцово подготовить к новому учебному году материальную базу школ.
В заключение выступил секретарь Обкома ВКП(б) т. Муратов, остановившийся на важнейших задачах учительства Татарии.
С большим подъемом делегаты създа приняли текст приветственного письма товарищу Сталину.
Съезд принял проект обращения к учителям и работникам народного просвещения Татарии.
Последний день съезда был посвящен работе секций.