Горячая экзаменационная пора в школах закончилась. Основная масса учащихся Экзамены и испытания по русскому языку, литературе, математике выдержала удовлетворительно. Обстоятельные, глубокие по содержанию ответы на экзаменах, большую начитанность, умелое владение русским литературным языком показали на выпускных экзаменах учащиеся казанских школ №№ 3, 80,90,19,39,88, 101, средних школ Зеленодолъска, Теньковского, Елабужского, Юдинского и других районов.
Значительно поднялась грамотность учащихся, культура их письменной речи. В сравнении с предыдущими учебными годами сочинения большинства сдающих экзамены на аттестат зрелости выгодно отличаются свободными от штампов оборотами и фразами, разнообразными по характеру, выбору и способам их использования.
Повысился уровень знаний по литературе. Учащиеся старших классов четко разбираются в историко-литературном процессе, в литературных направлениях, в анализе содержания произведений, знают их текст, приводят на память цитаты и умело ими пользуются при характеристике персонажей, идеи, языка и стиля произведений. Но у многих учащихся знания о художественных особенностях произведений менее четки, чем знания о их содержании, сюжете, идейно-тематической направленности. Не всегда учащиеся умеют обобщать и анализировать. При общем повышении грамотности они затрудняются в морфологическом анализе состава слов и грамматическом анализе предложения. Это характерно для многих школ республики. На изучение грамматики в следующем учебном году необходимо обратить большее внимание.
Экзамены по физике и математике показали, что во многих школах эти предметы изучаются кабинетно, в отрыве от реальной жизни. Случалось, что выпускник, решающий сложные задачи с применением бинома Ньютона, хорошо описывая рентгеновские лучи, затруднялся ответить на простой вопрос—почему образуются волны на поверхности воды от брошенного камня. Подобные вопросы ставили, например, втупик выпускников Заинской и Акташской школ.
Одно из последних мест в республике заняли средние школы — Заинская, Акташская и Ст.-Тябердинская, Подберезинского района. Знания большинства учащихся этих школ не соответствуют требованиям, предусмотренным государственной программой. Так, например, ученица Заинской школы М. в сочинении, состоящем из 700 слов, допустила 48 ошибок, ученица Г. в сочинении из 550 слов — 32 ошибки. Из 23 учащихся только двое получили за сочинение 4 балла, остальные — 3 и 2. В сочинениях много орфографических и пунктуационных ошибок, неправильных оборотов речи, стилистических неточностей.
В Ст.-Тябердинской школе 20 сочинений из 39 оценены неудовлетворительными баллами. Результаты устного экзамена также неутешительны, учащиеся здесь плохо владеют русской речью. В районе было известно о неудовлетворительном положении с изучением русского языка, но никаких мер не принято.
В настоящее время Наркомпрос Татарии приступил к присуждению золотых и серебряных медалей. Все письменные работы снова строго и объективно проверяются специальной комиссией. Обнаружилось, что в отдельных случаях государственные экзаменационные комиссии проявили либерализм, забывая, что высшая оценка дается за сочинения без единой орфографической и пунктуационной ошибки, безупречные по композиции, содержанию и стилю. Школы города выдвинули 90 кандидатов На присуждение медалей. Запросы школ Явно превышены. Вот, например, школа № 9 ВВС выдвинула на присуждение медали 13 лучших учеников. Комиссия сочла возможным присудить только 5 медалей—3 золотых и 2 серебряных. Аналогичное положение и в других школах. Работники многих школ, вероятно, будут неприятно разочарованы. Однако, огорчаться нечем — требования предъявлены строгие, но справедливые — медали присуждаются только за выдающиеся успехи.
Л. ГРИШИНА.
Начальник школьного управления Татнаркомпроса.