ЗА КУЛИСАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

…Сотни пытливых глаз устремлены на сцену. Юные зрители взволнованы судьбой героя спектакля — русскою богатыря Никиты. Как сумеет он про-никнуть во владение морского царя и завладеть всесильным булатным мечом, который поможет ему освободить народ от притеснителей, облегчит борьбу за счастье и свободу? Дети полюбили этого простого русского крестьянина из села Карачарово. Их привлекают его честность, смелость и отзывчивость. Радостными возгласами сопровождают они сцены, когда Никита выходит победителем в борьбе с ненавистным Соловьем-разбойником, морским чудищем.

Идет спектакль Казанского кукольного театра «Никита — русский богатырь». Ребята забыли, что перед ними действуют не люди, а куклы всецело перенеслись в увлекательный сказочный мир. Они не подозревают, в каких исканиях рождались образы спектакля, как сложен труд актера, стоящего за ширмой

В то время, когда зрители поглощены «игрой» кукол, за кулисами идет напряженная творческая работа

Вот одна из последних сцен спектакля — бой русских с хозарами. Потемнело все вокруг, звенят сабли, падают сраженные воины. В этой сцене принимают участие все актеры. Они осторожно передвигаются на небольшой площадке с куклами на вытянутой руке, стараясь не мешать друг другу и не нарушать общего ансамбля. Около куклы-Никиты — не только исполнитель этой роли — Рычков, но и его помощница. Она «управляет» мечом сражающегося героя. Работница сцены трясет жестяной щит, звуки которого напоминают раскаты грома. Аккордеонист Н Булкин ведет музыкальное оформление. Над головами участников спектакля то вспыхивает, то потухает свет.

Актер обычного театра для раскрытия характера своего героя пользуется жестом, мимикой, при помощи которых психологически углубляет образ. Незримые артисты-кукловоды тоже играют и не только голосом, но и лицом, телом. Они смеются, радуются, негодуют. Но свои переживания, все многообразие мыслей и чувств они должны сообщить кукле и только при помощи руки и голоса. Поэтому точность и выразительность движения, определенная «походка» куклы особенно важны. У куклы лицо неподвижно, но зрителю иногда кажется, что оно оживает. Это уже мастерство артиста. Здесь большую роль играют определенный поворот головы куклы, интонация голоса актера, освещение, музыка.

В Казанском театре кукол работает небольшой, но талантливый н дружный коллектив. Пятнадцать лет выступает с куклами заслуженный артист Татарской АССР Б. С. Рычков. За это время он участвовал в 150 спектаклях, сыграл Вакулу, дьяка и Шаповаленко в «Черевичках» (актеры театра часто играют несколько ролей в одной постановке). солдата Ивана в «Солдате Иване», шута в «Золушке», китайского мандарина в «Братьях Лю» и др.

Полина Александровна Бикмухаметова известна как исполнительница героинь лирического плана — Оксана («Черевички»), Аленушка («Аленький цветочек»). Золушка из одноименного спектакля и др.

С любовью относятся к своему делу артисты В Н Третьякова, Н. И Кириллов, Е. Е. Григорьева, актеры гастролирующей по республике татар-ской группы кукольного театра: С 3 Валиуллина, заслуженная артистка ТАССР М С. Хисямова, Ф. А. Тагиров, В А. Гафаров

В кукольном театре, как может быть нигде, особенное значение приобретает художник. Он не только создает декорации. Наряду с автором он творит образы героев спектакля. И если внешность куклы не раскрывает характера персонажа,— не поможет никакая игра актера. Работа художника связана с большими трудностями.

Не сразу был найден образ Вакулы из пьесы «Черевички» Кузнец Вакула — молодой украинский парубок, трудолюбивый, находчивый, жизнерадостный. Прежде чем придти к окончательному решению, художник Э. Гельмс сделал до 15 карандашных набросков этой куклы. Затем начались поиски в скульптуре, маске. И когда кукла была готова и одета в нужный костюм, оказалось, что расцветка одежды не совсем гармонична. Вакуле сменили кушак, шапку…

Если в первых спектаклях Казанского кукольного театра играли только «петрушечные» куклы, приводимые в движение пальцами актера, то теперь в основном— «тростевые»: голова куклы надевается на руку актера, а руки куклы управляются с помощью тростей, прикрепленных к ее кисти или локтю. Широкий и выразительный жест этой куклы открыл большие возможности для показа пьес, где нужно наиболее глубоко раскрыть характер героя.

Казанскому кукольному театру в прошлом году исполнилось двадцать лет. Здесь режиссером заслуженным артистом ТАССР С М Хусни поставлено немало пьес, пользующихся неизменным успехом у зрителей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-царевич и серый волк». «По щучьему велению», «Волшебная палочка». «Братья Лю» и много других.

М. ФЕДОРОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще