Покончить с недооценкой роли механика-контролера

ХIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР поставил задачу: “Обеспечить во всех отраслях промышленности дальнейшее серьезное повышение качества продукции. Решительно внедрять государственные стандарты, отвечающие современным требованиям”. Это указание целиком относится к машинно-тракторным и специализированным станциям, располагающим всеми возможностями для выполнения и перевыполнения заданий новой пятилетки как по количественным, так и по качественным показателям.

Ремонтные мастерские МТС оснащены современным оборудованием для производства высококачественного ремонта машин. Они обеспечены также стендами для испытания двигателей на мощность и расход горючего, регулировки дизельной топливной аппаратуры, приспособлениями для восстановления базисных деталей и проверки соосности механизмов, комплектами различных съемников, контрольно-измерительной аппаратурой. Выросли квалифицированные кадры ремонтников, способных полностью освоить новейшее оборудование.

Словом, у нас есть все для того, чтобы отремонтировать весь огромный тракторный парк в срок и в соответствии с требованиями заводского стандарта.

Но, чтобы осуществить это, требуются вдумчивая разработка технологических процессов ремонта, строжайшая технологическая дисциплина, неослабный пооперационный контроль. Известно, что там, где о технологии думают мало, нарушаются технические требования, где нет борьбы за высокую культуру производства, там порождается брак.

В целях обеспечения постоянного технического контроля за качеством ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин, своевременного проведения технических уходов в период полевых работ постановлением Совета Министров СССР введена должность механика-контролера МТС. Ему предоставлены большие права н полномочия.

Механик-контролер совместно с директором и главным инженером станции обязан обеспечить каждое рабочее место техническими условиями ремонта и решительно пресекать малейшие их нарушения. Он должен стоять на страже технологической дисциплины, быть непримиримым ко всяким нарушениям, предупреждать брак, содействовать повышению культуры производства, бороться за экономное расходование средств и материалов, за комплектность выпускаемой продукции и осуществлять контроль за использованием запасных частей.

Вот как организовал свой труд механик-контролер Сабинской МТС X. Г. Гараев. Придя в мастерскую, он сразу делает обход рабочих мест, последовательно проверяет ремонт деталей или узла от первой до последней операции. На протяжении смены от непосредственного контроля его не ускользает ни одна деталь. Такой метод позволяет обнаруживать брак не при окончательной приемке, а оперативно, своевременно устранять его.

Когда в ремонт поступает очередной трактор, бригада опытных водителей — тт. Закирзянов, Шакуров, Хайруллин — производит разборку, тщательно промывает и протирает все детали. Затем т. Гараев приступает к дефектовке, весьма ответственному делу, требующему хорошего знания машины, умения быстро и безошибочно оценивать состояние деталей. Осмотр разобранной машины т. Гараев превращает в своего рода школу для механизаторов. Обнаружив преждевременный износ или излом детали, он тут же объясняет, по какой причине произошел дефект, что надо было сделать для его предотвращения.

Внедрение в практику прогрессивного узлового метода ремонта позволило т. Гараеву легко осуществлять пооперационный контроль и дополнительный взаимоконтроль. Например, бригада по сборке (тт. Хамзин и Кабиров) принимает готовые узлы и ставит их на трактор. При этом тт. Каримов, Шарипов, Зарипов, занятые на восстановлении деталей и сборке узлов, проверяют, правильно ли монтажники устанавливают их на машину. Так каждый ремонтник интересуется качеством выполнения не только своей, но и предыдущей в последующей операций.

Окончательная проверка моторов в Сабинской МТС производится на испытательном стенде. Тов. Гараев опять привлекает к участию в этом не только заведующего мастерской, но и руководителей монтажных групп. Что касается обкатки, контрольного осмотра двигателей, то они расцениваются здесь как большое производственное событие. Контролер при участии общественности тщательно следит за обкаткой на всех режимах, изучает состояние подшипников, поршневой группы. головки блока и других механизмов. Результаты испытания двигателя заносятся в специальную карточку.

Тов. Гараев вывесил на каждом рабочем месте таблички с указанием номера рабочего места, описанием работ и техническими условиями на ремонт, с перечнем мерительного и рабочего инструмента, приборов и приспособлений. Это мероприятие ценно тем, что позволяет резко поднять культуру производства, повысить производительность труда и улучшить качество.

Результаты применения узлового метода ремонта, неуклонное соблюдение технических условий, строгий пооперационный контроль на всех стадиях производственного процесса, разумеется, не могли не сказаться на темпах и качестве работ и на эксплуатационных показателях машинного парка. В прошлом сезоне Сабинская МТС закончила подготовку тракторов к 20 декабря с хорошим качеством. План полевых работ был перевыполнен, простой машин из-за технических неисправностей составил ничтожный процент.

Нынче станция так же своевременно и организованно провела ремонт тракторов. Годовой план был выполнен во второй декаде декабря. Немаловажную роль в этом успехе сыграл механик-контролер т. Гараев.

Но так поставлен технический контроль далеко не во всех МТС. Нередко механики-контролеры проявляют недостаточную требовательность, либеральничают с бракоделами, не взыскивают с них убытков, нанесенных производству.

Недавно в Девликеевсной МТС в пяти отремонтированных тракторах, включенных в сводку отчетности, обнаружено до 12 серьезных дефектов в каждом. У трактора “СТЗ” № 8 неправильно установили регулятор, что понизило его мощность. Кроме того, не была произведена шплинтовка шатунного подшипника, продольной и поперечной тяг рулевого управления, у картера не оказалось большого количества болтов крепления его к блоку, ввиду чего масло вытекало. Другие тракторы имели подобные же дефекты. Все они выпущены е помятыми капотами, крыльями, болты крепления узлов не стандартные.

Подобное бракодельство — результат крайне слабого технического контроля за качеством ремонта. При проверке выяснилось. что бывший директор МТС т. Хабибуллин самовольно освободил т. Сагдеева, специально назначенного на должность механика-контролера. Вместо него был назначен т. Анваров, плохо знающий свои права и обязанности. Вместо пресечения брака т. Анваров ограничивается поверхностным осмотром деталей и узлов, причем многие операции, требующие точных измерений, производятся на глазок. Дефектные ведомости ведутся небрежно. Не указывается, например, какие детали подлежат ремонту, реставрации или идут в брак.

Не пытается поднять техническую культуру производства, не замечает, что существующая на производстве кустарщина приводит к низкому качеству ремонта, и механик-контролер Рождественской МТС т. Карпов. В подготовленных тракторах и сельскохозяйственных машинах часто обнаруживаются серьезные дефекты. Дело дошло до того, что пять тракторов “СХТЗ” ремонтировались прямо в поле. Какая тут может быть речь о качестве ремонта?

Нарушения технологии допускаются в Димитровской МТС. В минувшем сезоне низкое качество ремонта привело к тому, что уже во второй декаде мая простой тракторов по техническим неисправностям составил до 53 тракторо-часов в среднем на один трактор. Выработка была недопустимо низкой. Беспечность механика-контролера т. Самаева дорого обошлась государству. Станция допустила перерасход средств на ремонт и нефтепродукты в сумме 52.700 рублей.

В свете эти фактов надо бросить серьезный упрек директорам машинно-тракторных станций, которые продолжают недооценивать роль механиков-контролеров. На эту ответственную должность ими выдвигаются малосведущие в производстве люди. В Базарно-Матаковской и Пичкасской МТС контролерами назначены трактористы, а в Шибашской — шофер. На ряде станций вместо укрепления авторитета механика-контролера принижают его, забывая, что в конечном счете это обращается против самой же машинно-тракторной станции.

Надо отметить, что инженерно-технические работники Министерства сельского хозяйства ТАССР, бывая на местах, плохо помогают механикам-контролерам в повышении их квалификации, в освоении новой технологии, в организации труда. Они ограничиваются только составлением актов проверки качества ремонта и Фиксированием дефектов, активно не вмешиваются в производственные дела.

На колхозные поля должны выйти добротно отремонтированные машины. Им предстоит много поработать. Их надо надежно подготовить, чтобы не было ни часа простоя. Борьбу за доброкачественную подготовку машин должны вести вместе с руководством МТС и всем коллективом механизаторов и механики-контролеры. Это их долг п обязанность.

Инженер-механик М. КУЛАКОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще