Есть в Ютазинской машинно-тракторной станции два тракториста: Аремгас
Марданшин в Муннира Давлетова. Соревнование между ними идет уже несколько лет. Они почти одновременно закончили курсы, стали водить маломощные колесные машины. Сейчас им вверены гусеничные тракторы «ДТ-54» Новую технику они быстро освоили. И если в первый год Муннира Давлетова обогнала своего товарища в количестве обработанных гектаров, то во второй год впереди был Аремгас Марданшин.
Прошедшим летом шла борьба с переменным успехом. А когда тракторы доставили в мастерскую для ремонта, подвели окончательные результаты Муннира Давлетова выполнила сезонное задание на 159 процентов, вспахав 1.274 гектара и сэкономив 2.366 кг горючего. Аромгас Марданшин выработал 150 процентов плана — 1.202 гектара, сберег 985 кг топлива.
Факт — обыденный. В МТС республики соревнуются сотни трактористов. Одни добиваются лучшего успеха, другие несколько отстают. Но в соревновании Марданшина и Давлетовой есть одна примечательная черта. Движение вперед они подучают благодаря горячему стремлению в совершенстве овладеть техникой. Им присуща крепкая дружба с книгой, журналом, откуда черпают они новые знания, дополняют свой опыт теорией.
— Знатоки дела, знают и машину, и Агротехнику — говорят о них колхозники — Настоящие мастера.
Звание мастера далось не сразу. Еще на курсах два будущих механизатора настойчиво и хорошо изучили отдельные узлы и агрегаты машин, их взаимодействие. Читали много книг по вопросам агротехники. Росла, менялась техника МТС, пополнялась новыми, более совершенными машинами. И пока еще вверенные им ныне тракторы собирались на заводском конвейере. Давлетова и Марданшин сидели за учебными пособиями которые вводили их в мир этих новых машин.
У некоторых трактористов уже после Первого месяца работы стало заметно снижение мощности двигателя. Этого не было у Давлетовой и Марданшина. До последних дней работы в поле они обеспечивали не только выполнение, но и перевыполнение сменных норм. Высокая выработка на трактор не только сократила время па производство тех или иных полевых работ, что особенно важно в борьбе за повышение урожайности, но и помогла снизить стоимость тракторных работ Передовые механизаторы обрабатывали каждый гектар почти на два рубля дешевле, чем в целом МТС. Они сберегли государству многие сотни рублей.
Сейчас механизаторы, занятые на ремонте машинно-тракторного парка, берегут каждую минуту, используют время для быстрейшего выполнения работ. Давлетова с Марданшиным тоже заняты ремонтом машин. Но они не забывают и о дальнейшем совершенствовании мастерства. повышении своей квалификации. Они изучают комбайн, устройство навесных и других прицепных орудий, шаг за шагом обогащают свой опыт.
Таких, как Давлетова и Марданшин.— у нас теперь много. «Секрет» успехов Героев Социалистического Труда—бригадира Буинской МТС т. Сторожева, комбайнеров Мураливской МТС тт. Калимуллина и Гарифуллина кроется именно в том, что они не терпят застоя в своих познаниях, непрестанно учатся, перенимают все новое, прогрессивное, что подсказывают им наука и передовая практика. Этих новаторов отличает неугасимое стремление глубже, разносторонней овладеть техникой, чтобы выжать из нее все. что она может дать. Подсчитано, что у отлично владеющих машинами механизаторов простои по так называемым техническим причинам сведены на нет, полезная работа машин превышает 90 процентов всего рабочего времени.
А простои машин по техническим причинам в МТС республики все еще весьма велики. И это происходит в большинстве случаев не от нежелания механизаторов работать лучше, а от их незнания техники от недостаточной квалификации. Объясняя причины низкой выработки в отдельных бригадах, директор Бондюжской МТС т. Дусманов недавно признался:
— Что поделаешь, когда у бригадиров «багажа» нехватает. 17 лет работает в МТС Загрей Низамутдинов, а знает только колесные тракторы. Бригадиры Денисов и Киреев — старательные люди, но технической культуры у них недостаточно. Побывал когда-то на курсах — и все.
Значит, директор станции понял, как нужна постоянная кропотливая работа по повышению квалификации механизаторских кадров непосредственно на производстве. Однако этого еще недооценивают руководители ряда других МТС. Так и повелось на практике: дирекция МТС, требуя от трактористов и бригадиров побольше выработанных гектаров, ничуть не заботится о том, чтобы создать им благоприятные условия для учебы, для роста деловой квалификации.
— Некогда учиться, — говорит директор Ст Тимошкинской МТС т. Белов, — сейчас ремонт быстрее кончать надо. Курсы но повышению квалификации организуем потом.
Тов. Белову невдомек, что из-за слабых технических знаний многих механизаторов и ремонт-то затягивается обычно до начала полевых работ. Тогда курсы повышения квалификации срываются, планы полевых работ не выполняются. В прошлом сезоне выработка в среднем на трактор по этой МТС не превышала 200 гектаров.
Проходит лучшее время для повышения знаний трактористов. Но во многих МТС занятия не организованы Например, в Н. Шешминской МТС есть все условия для проведения зимней учебы: и помещении, и книги, и квалифицированные преподаватели. Нет только одного — желания руководителей помочь рядовым механизаторам совершенствовать свое мастерство.
— А время где? Летом — полевые работы, зимой — на ремонт нажимаем — такое, с позволения сказать, объяснение дает директор МТС т. Жалыбин.
Государство не жалеет средств на повышение мастерства механизаторов сельского хозяйства. Благодаря заботам партии и правительства выросла многочисленная армия высококвалифицированных руководителей, специалистов, бригадиров, трактористов, комбайнеров и т. д.
Но техника не может стоять на одном месте. Она должна все время совершенствоваться. Старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая — новейшей. «Без этого. — указывает товарищ Сталин. — немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи ни изобилие сельскохозяйственных продуктов» Техника без людей — мертва. Нужны кадры, овладевшие ею. Задача заключается в том, чтобы постоянно совершенствовать мастерство механизаторов, пополнять их технические звания.
На 1952—1953 годы правительством установлен план повышения квалификации трактористов, комбайнеров, бригадиров тракторных бригад и их помощников, учетчиков-заправщиков без отрыва от производства. Курсы должны быть созданы во всех машинно-тракторных и специализированных станциях. Для них разработаны специальные программы и методические указания. В дни ремонта тракторов занятия по повышению квалификации должны проходить два-три раза в неделю по 2—3 часа в день, а после окончания ремонта — ежедневно по 7—8 часов. вплоть до полного выполнения учебной программы, но не позднее начала полевых работ.
В пятой сталинской пятилетке мощность тракторного парка МТС увеличится. Это потребует кадров, умелых и знающих технику. Поэтому руководители МТС и сельскохозяйственные органы должны помочь росту механизаторов. раcширить их деловую квалификацию и политический кругозор.
А. ТРОИЦКИЙ
Начальник сектора Управления сельскохозяйственной пропаганды. Министерства сельского хозяйства ТАССР.