…Его слава будет бессмертна… вечная любовь России к нему.
Истоки творчества
Деятельность Н. А. Некрасова развернулась в тот период, когда, по словам В. И. Ленина, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками Выступив страстным противником крепостничества, Некрасов своими произведениями возбуждал в каждом честном человеке ненависть в рабовладельцам, любовь к народу, призывал к борьбе.
Ведущей чертой творчества Некрасова явилась народность Поэт видел ее не в натуралистическом бытописательстве, а в реалистическом и полном отражении важнейших сторон русской действительности, в органической связи с освободительным движением Это и определило его отношение к народному творчеству.
Обращение к народной поэзии Некрасов связывал с задачами политической борьбы и развития передовой реалистической литературы. В противовес реакционному воспеванию фольклорной архаики он отдавал преимущество в крестьянской поэзии жанрам сказки и особенно песни, в которых с наибольшей силой отразились демократизм, свободолюбие и «широкий размет богатырской души». В своих теоретических взглядах и, главным образом, в поэтическом творчестве, Некрасов утверждает органическую связь народной поэзии с историей русского народа Причину возникновения и распространения старинных протяжных песен, напоминающих стон, он видит в самих условиях многовековой подневольной жизни народа. В «Пире на весь мир», проникнутом горячей любовью к обездоленным, отразил Некрасов «невеселые подневольные песни», горькие «как барщина сама”.
Вместе с тем Некрасов хорошо видел зреющие силы в русском крестьянстве (образ Савелия—«богатыря Святорусского». способном создать новые песни, в которых будут
не жалобы
На долю подневольную,
Не рабская тоска,
А радость воссмеявшейся
Души народа русского,
Из мрака и уныния
Воспрянувшей души!!!
Творчески обращаясь к тем или иным идеям и образам народной поэзия. Некрасов создавал произведения большой обобщающей силы и художественного совершенства Во всех его произведениях, основанных на богатейшем роднике народной поэзии, всегда видна самостоятельность авторского таланта, отражается его передовая мировоззрение, возникшее на народной почве. Отсюда громадная сила обратного воздействия некрасовской поэзии на устное творчество трудового народа.
Характерным примером переосмысления народного произведения является легенда «О двух великих грешниках», включенная в поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов использует наиболее социально острый вариант легенды: жестокий помещик гибнет от руки бывшего разбойника Кудеяра. Переосмысленная Некрасовым легенда звучит революционным призывом к народному восстанию.
В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов вступает в полемику со сказкой «Морозко», фантастика которой направлена на разрешение этической проблемы: Морозно награждает сокровищами добрую падчерицу, преследуемую злой мачехой. У Некрасова этическая тема перерастает в тему социально-общественного значения.
Рисуя смерть крестьянина, Некрасов широко использует традиции народных причитаний, как характерный элемент крестьянского быта, беря из них наиболее социально значимое, типичное е точки зрения революционной демократии. В образе Дарьи «величавой славянки» вопло-щена красота и мощь русской души.Гибель ее в лесу в объятиях Мороза придает ее образу глубокий трагизм.
Стихийные силы природы, воплощенные в фантастическом образе Мороза, не противоречат реальному содержанию поэмы. Они как бы смыкаются с силами социального гнета, тяготевшего над народом.И все же поэма имеет глубокий оптимистический смысл. Она говорит о том, что народ должен надеяться на свои силы.
Глубокое знание Некрасовым народной жизни и народного творчества позволило ему изобразить самое существенное в жизни народа. Глубоко проникая во внутренний мир тружеников, Некрасов раскрывает замечательные черты, свойственные русскому народу.
Некрасовская поэзия в значительной
степени основана на мотивах народных лирических песен и причитаний. Некрасов увидел в них не только отражение социального зла и страданий угнетенных, но также отражение народных стремлений. народных идеалов.Певучими мелодиями лирической песни проникнуто стихотворение «Катерина», рисующее образ смелой женщины, не покорившейся патриархальному гнету.
Огромное впечатление оказало на Некрасова песенное творчество знаменитой русской вопленницы Ирины Федоровой. Ее причитания дали поэту новый богатый материал для изучения народного быта и народной психологии Социально насыщенного реалистические образы народной поэтессы вдохновили Некрасова на создание «Крестьянки».
Теснейшая связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с народной традицией сказалась в основной теме произведения — поисках народного счастья. Передовое мировоззрение Некрасова в обращение к народной традиции позволили ему дать революционно-демократическое разрешение проблемы положительного героя.
Активное отношение Некрасова к творчеству современного ему трудового народа определяло замечательную силу революционного воздействия его подлинно народных произведений.
Доцент К. НАЗАРЕТСКАЯ. I