• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Старые статьи > ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В НОВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ
    11.12.2014 12:34

    ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В НОВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ

    Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР являются величественной программой дальнейшего роста могущества Советского государства и значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня народа. Эта программа опирается на открытый и научно обоснованный товарищем Сталиным в его гениальном произведении «Экономические проблемы социализма в СССР» основной экономический закон социализма. Выполнение пятого сталинского плана явится новым крупным шагом вперед по пути развития СССР от социализма к коммунизму.

    В пятой пятилетке так же как и на протяжении всего периода социалистического строительства, предусматриваются высокие темпы развития машиностроения — основы технического прогресса всех отраслей народного хозяйства. Если в целом уровень промышленного производства в СССР должен возрасти за текущее пятилетие, примерно, на 70 проц-. то производство продукции машиностроения и металлообработки за это же время должно быть увеличено, примерно, в 2 раза.

    В своем классическом труде «Экономическое проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин указывает, что «.. Нигде так охотно не применяются машины, как в СССР, ибо машины сберегают труд обществу и облегчают труд рабочих, и , так как в СССР нет безработицы, рабочие с большой охотой используют машины в народном хозяйстве». Социалистический строй открыл неограниченные возможности для технического прогресса народного хозяйства, для широкого внедрения новой техники это находит особенно яркое отражение в пятом пятилетнем плане.

    В директивах съезда подчеркивается что особо важной задачей в машиностроении является полное обеспечение оборудованием электрических станций, предприятий черной и цветной металлургии, строительство заводов по переработке нефти и производству искусственного жидкого топлива и химической промышленности.

    В этих целях за 5 лет должно быть увеличено производство паровых турбин в 2.3 раза, паровых котлов — в 2.7 раза, гидротурбин-—в 7,8 раза, нефтеаппаратуры—-в 8.6 раз. металлургического оборудования на 85 процентов, в том числе прокатного более чем о 2 раза.

    Никогда еще эти отрасли тяжелого машиностроения не развивались в таких масштабах, как это намечено в директивах съезда. Однако всем своим предыдущим развитием советское тяжелое маши-ностроение подготовлено решению исключительно сложных и ответственных задач пятой пятилетки.

    На заводах и в институтах выросли замечательные кадры новаторов производства, рабочих, мастеров, конструкторов, технологов, металлургии, ученых, пламенных патриотов нашей Родины, творчески решающих сложнейшие задачи тяжелого машиностроения.

    Правительство отметило Сталинскими премиями 216 работников предприятий и научных учреждений Министерства тяжелого машиностроения. Среди лауриатов Сталинской премии — инженер Уралмаш завода тов. Химич, руководивший проетированием первого отечественного рельсобалочного стана, главный конструктор по гидротурбостроению Ленинградского металлического завода имени Сталина тов. Ковалев. создатель мощных гидротурбин для Лнепрогэса и Цимлянской гидроэлектростанции инженер тов. Сатовский, с именем которого связано создание трехкубовых экскаваторов «Урялец» и сверхмощных шагающих драглайнов емкостью ковша 10 и 14 кубометров.

    Сведи удостоенных высокой награды немало рабочих—новаторов производства В их числе — токарь-скоростник Ленинградского металлического завода имени Сталина тов. Бирюков, выполнивший за четвертую сталинскую пятилетку 30 годовых норм, и многие другие.

    В 1951 году производство металлургического оборудования по заводам Министерства тяжелого машиностроения увеличилось по сравнению с предвоенным 1940 годом в 3.4 раза, паровых турбин—в 3.2 раза, паровых котлов—в 4,7 раза, дизелей—в 2,1 раза и подъемных кранов—в 3,3 раза. Только на один III квартал текущего года заводы Министерства тяжелого машиностроения изготовили основных видов продукции значительно больше, чем за весь 1946 год. Это является ярким показателем высоких темпов развития тяжелого машиностроения в послевоенный период.

    Не менее важным итогом является создание и внедрение в промышленность большого количества новых конструкций машин и агрегатов, ранее никогда не производившихся в СССР.

    В число новых конструкций машин, созданных и освоенных заводами тяжелого машиностроения и ныне успешно используемых в народном хозяйстве,—блюминги, рельсобалочные станы, трубопрокатные агрегаты, колесопрокатные установки, металлургический краны грузоподъемностью до 350 тонн, мощные нефтебуровые установки, электрические З-кубовые эксковаторы,шагающие драглайны с ковшом емкостью 3.4—4 ку-бических метра, шахтные подъемные машины с диаметром барабана до 9 метров и другие.

    Новые конструкции советских прокатных станов благодаря применению высокой механизации всех процессов и авто-матическому управлению превышают по своей производительности существующие заграничные конструкции на 10—15 процентов и требуют для своего обслуживания меньшее количество рабочих.

    Выполняя директивы XVIII съезда партии о техническом перевооружении энергетики страны — переводе ее на пар высокого давления в 100 атмосфер, — заводы тяжелого машиностроения освоили серийное производство турбин высокого давления мощностью 25, 50 и 100 тысяч киловатт, паровых котлов производительностью до 230 тонн пара в час, насосов, арматуры и другого необходимого вспомогательного оборудования.

    В довоенное время тепловые электро-

    станции СССР работали в основном на паре давленном до 35 атмосфер. Переход на агрегаты высокого давление дает свыше 300 тысяч тонн экономии высококачественного угля в год на каждый миллион киловатт мощности. В прошлом году более 70 процентов общего выпуска парових турбин и котлов составляли турбины и котлы высокого давления.

    Крупным достижением советского тяжелого машиностроения является создание конструкций и организация производства сверхмощных шагающих драглайнов с ковшом емкостью 10—14 кубических метров и длиной стрелы 75—65 метров. Уралмашзавод уже изготовил восемь таких машин, каждая из которых заменяет труд 7—10 тыс. человек. Впервые в мировой практике гидротехнического строительства они были применены на Волгодонстрое.

    Работы по созданию новых конструкций высокопроизводительных машин для энергетики, металлургической, топливной и других отраслей тяжелой промышленности в текущем пятилетии получают значительно больший размах, чем когда бы то ни было,

    Весьма показательным к этом отношении является большое развитие гидро-турбостроения. В течение ближайших 3—4 лет нам предстоит построить для Куйбышевской и Сталинградской гидро-электростанций 37 поворотно-лопастных гидротурбин максимальной мощностью до 126 тысяч киловатт каждая, что в 1,5 раза больше мощности каждой из машин, установленных в послевоенные годы на Днепрогэсе. В настоящее время конструкторы Ленинградского металлического завода имени Сталина заканчивают проектирование этих уникальных машин

    Вот некоторые данные об этих гидротурбинах-600—700 кубических метров воды. Диаметр ее рабочего колеса превышает 9 метров. Вес колеса с шестью лопастями в собранной виде достигает 400 тонн. Общий вес турбины составляет около 1.600 тонн. Таких турбин никогда и нигде в мире еще не создавалось.

    Заводы тяжелого машиностроения должны будут спроектировать и изготовить большое количество мощных гидротурбин и для других крупных гидро-электростанций, строящихся на Волге, Каме, Днепре. Аму-Дарье и Иртыше.

    В области паротурбостроения, наряду с весьма значительным ростом производства уже освоенных типов турбин, котлов и вспомогательного оборудования на высокие параметры пара, большое развитие получит производство паровых турбин и котлов малой мощности для строящихся небольших и средних электростанций.

    В текущем пятилетии будет сделан также новый важный шаг в дальнейшем повышении технического уровня советской энергетики — будет положено начало внедрению в нашу энергетику пара сверхвысоких давлений и температур. На Ленинградском металлическом заводе имени Сталина сконструирована и изго-товлена крупнейшая в мире одновальная паровая турбина «СВК-150» мощностью 150 тысяч киловатт на сверхвысокое давление. Для питания паром этой турбины на Таганрогском заводе «Красный котельщик* сконструированы и построены мощные паровые котлы производительностью 240 тонн пара в час каждый. электрическая станция, оборудованная такими агрегатами, будет расходовать топлива на 8—-10 процентов меньше, чем станция высокого давления.

    Большое развитие получает в новом пятилетии производство прокатного оборудования. Это оборудование характеризуется большим разнообразием видов машин и агрегатов — от блюмингов и слябингов, обжимающих слиток в квадратную или плоскую заготовку, до станов, изготавливающих газовые трубы, шестерни, балки, рельсы или тончайшую ленту.

    В текущем пятилетии на заводах тяжелого машиностроения должно быть изготовлено новых прокатных станов значительно больше, чем за четыре предыдущих пятилетки.

    Одной из главных задач нового пятилетнего плана является завершение в основном механизации тяжелых и трудоемких работ в промышленности и строительство и всемерное развитие комплексной механизации в важнейших отраслях народного хозяйства.Выполнение этой важной народнохозяйственной задачи потребует от машиностроителей дальнейшего увеличения выпуска и создания новых конструкций землеройных машин, подъем-но-транспортного и другого оборудования.

    В текущем пятилетки выпуск основных видов подъемно-транспортного оборудования по сравнению с четвертой пятилеткой должен быть увеличен в 2—3 раза. Значительно расширяется номенклатура производства подъемно-транспортных машин: будут освоены новые типы металлургических кранов, перегружателей, козловых и портальных кранов большой грузоподъемности, новые типы конвейеров, высокопроизводительные средства пневматического транспорта и т. п.

    Среди других новых машин, которые дадут народному хозяйству заводы тяжелого машиностроения в текущей пятилетке, — мощные механические и гидравлические ковочные прессы, тяжелые нефтебуровые установки с 5-дизельными приводом для бурения на глубину в несколько километров, многие новые виды нефтеаппаратуры и т. п. Наша задача — оснастить тяжелую индустрию высокопроиводительным, экономичным оборудованием. надежным и удобным в эксплуатации.

    Рабочие, инженеры, техники и служащие заводов тяжелого машиностроения самоотверженно трудятся, выполняя предначертания нашей партии, нашего правительства.

    Армия работников тяжелого машиностроения, воодушивленная историческими решениями XIX съезда нашей партии, претворит в жизнь ответственные задания пятой пятилетки, внесет свой вклад в великое дело строительства коммунизма.

    Г. БОБЫРЕВ.



    Добавить комментарий