• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Старые статьи > Путь поэта
    11.12.2014 12:30

    Путь поэта

    Спустя год после смерти величайшего гения русского народа К. С Пушкина, в Петербург из далекого волжского села Грешнева приехал 17-летний Н. А. Некрасов Он уже писал стихи и в памяти своей крепко держал пушкинскую оду «Вольность». Вспоминая позднее свое детское чтение. Некрасов писал:

    Хотите знать, что я читал? Есть ода

    У Пушкина, названье ей: «Свобода».

    Может быть и не случайно Некрасов некоторое время склонен был считать годом своего приезда в Петербург «год смерти Пушкина» В истории русской поэзии именно Некрасову суждено было подхватить трагически оборвавшееся творчество Пушкина и его ближайшего «наследника»

    — Лермонтова.

    В литературу Некрасов вступил в тяжелое время: царизм душил мысль, народ стонал в неволе. В детстве в имении отца

    — деспотического помещика — Некрасов видел ужасы крепостничества и проклял его, Петербург, куда приехал Некрасов,

    — столица с ее богатством и роскошью дворянско-чиновной знати и нищетой народа—усилил гнев и ненависть молодого поэта ко всему строю жизни.

    Некрасов на себе испытал жизнь в условиях самодержавно-крепостнического государства, «Ровно три года я чувствовал себя постоянно каждый день голодным». — писал он. Но ни нужда, на изнуряющий труд литературного поденщика не сломили его волю.

    Некрасов искал путь к народу.Найти этот путь, понять высокое общественное назначение поэта помог ему Белинский Он поднял Некрасова на огромную высоту передового революционного творчества.

    Всю жизнь сохранил Некрасов благоговейное отношение к Белинскому, называл его своим учителем и учителем всех лучших русских людей того времени. С самого начала творчество Некрасова было связано с революционными идями Белинского, питалось ими Некрасов стал другой в идейный единомышленником великих русских революционных демократии Чернышевского и Добролюбова.

    Н. Г. Чернышевский был для Некрасова высшим нравственно-политическим авторитетом. Чернышевский же высоко оценил Некрасова, он писал, что «его слава будет бессмертно, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов»,

    Поэзия Некрасова и его общественная деятельность являются ярким выражением передовых революционных демократических идей. Его стихотворения и поэмы хают исключительно правдивую картину жизни России середины и второй половины XIX века. В И. Ленив и И. В. Сталин неоднократно приводили в своих выступлениях образы из поэзии Некрасова, раскрывающие жизнь дореволюционной России

    До дна видел Некрасов горе народное, и скорбью великой наполнялась каждая строка его произведений. Жестокость царя. помещиков, чиновников, издевательство их над людми вызывали у поэта ненависть к палачам народа:

    Вчерашний день, часу в шестом,

    Зашел я на Сенную:

    Там бичи женщину кнутом,

    Крестьянку молодую.

    Ни звука из ее груди,

    Лишь бич свистал, играя…

    И Музе я сказал: «Гляди!

    Сестра твоя родная!»,

    Уже в этих относительно ранних стихах Некрасова 1848г.) определилась его позиция народного поэта, для которого дело писателя и интересы народа — единое полов.

    Чем дальше развивался Некрасов, тем все более рос и креп его талант поэта-гражданина борца за народное счастье. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» 1858 г.), напечатанном впервые в «Колоколе» Герцена, Некрасов донес типичную картину крепостного крестьянства. С горечью спрашивает поет:

    Родила земля!

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал.

    Где бы сеятель твой в хранитель.

    Где бы русский мужик не стонал? Призывом к революции является стихотворение того же 1858 гола «Песня Еремушке». Поэт советует воспитывать В себе «не холопское терпение», а Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность великую К бескорыстному труду.

    Велики заслуги Некрасова как поэта-сатирика. В И. Ленин ставил Некрасова рядом с Салтыковым-Щедриным, «Еще Некрасов и Салтыков. — писал Владимир Ильич, — учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика хищные интересы учила ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов».

    Бичующие стихи Некрасова, еге «карающая лира» была направлены против угнетателей иипалачей народа, помощи-вов-крепостников, дворянских либералов, рыцарей наживы — капиталистических хищников, злобных чиновников, против всего, что стояло на пути к освобождению народа.

    Сатирические образы Некрасова веста точны и убийственно саркастичны.Представителей бюрократии поэт заклеймил формулой: «Будешь ты чиновник с виду и подлец душой…». Дворянские либералы это — «самодовольные болтуны», у которых «много благородных слов, а дел не видно благородных».

    Истинных вождей народа видел поэт в революционных деятелях, как чернышевского, Добролюбов, Шевченко, образы которых воплощены в его поэзии Стихотворение Некрасова «Памяти Добролюбова» — ярчайший в истории нашей литературы портрет патриота, борца-революционера

    …Плачь, русская земля! Но и гордись—

    С тех пор, как ты стоишь под небесами,

    Некрасов был певцом героического подвига Гимны деятелям русского освободительного движения — стихотворения и поэмы о декабристах, революционных демократах, образы народного мстителя

    крестьянина Савелия, народного заступника Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежат к лучшим созданная Некрасова.

    Великий поэт звал людей в самоотверженному труду и борьбе за счастье народа, во славу Родины:

    Иди в огонь за честь Отчизны

    За убежденья, за любовь…

    Иди и гибни беупречно,

    Умрешь недаром: дело прочно,

    Когда под ним струится кровь…

    Близость Некрасова к народу, глубокое понимание им реального положения масс, их внутренней силы, надежд и чаяний позволили поэту создать высокохудожественные произведения.

    Широко известны, например, три поэмы Некрасова: «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо», которые составляют подлинную энциклопедию жизни русского народа дореволюционной России.

    С сердечной теплотой изобразил поэт в «Коробейниках» любовь Вани и Кати. В чувстве людей из народа видел Некрасов настоящую красоту и высокую нравственность Но содержание поэмы выходят далеко за пределы любовной истории В поэме широко показаны горе народа, его страдания. В «Песне убогого странника», включенной в поэму, есть такие стили:

    …Я в деревню: Мужик! Ты тепло ли живешь?

    Холодно, странничек, холодно…

    Я в другую: Мужик! Хорошо да ешь, пьешь?

    Голодно, странничек, голодно…

    «Мороз. Красный нос» — это возвеличение силы, красоты, трудолюбия, твердости духа русского народа. Образ «величавой славянки» Дарья в поэме — один из лучших женских типов во всей русской литературе.

    Красавица, миру на диво…

    Вершиной творчества Некрасова является его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ни в одном произведении не дана с такой полнотой жизнь народных масс. Вся поэма проникнуто верой в народ:

    Еще народу русскому

    Пределы не поставлены,

    Пред ним широкий путь.

    Горячо любил Некрасов свою родину. «Сторона родная», «отчизна любезная», «родина-мать», «родимая Русь» — его наиболее часто встречающиеся У Некрасова поэтические образы. «Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал!» — писал Некрасов,

    Душевно рисовал Некрасов картины родной природы, ее красоту, яркость красок, простор полей и лесов. В величии природы русской Некрасов видел величие народа — хозяина земли.

    Поэт мечтал о таком времени, когда освобожденный народ развернет во всю богатырскую мощь свои творческие силы, преобразит природу Пророческими являются стихи Некрасова 1874 г, о будущем Волги:

    …Оных времен, иных картин

    Провожу я начало

    В случайной жизни берегов

    Моей реки любимой:

    Освобожденный от оков,

    Народ неутомимый

    Созреет, густо заселит

    Прибрежные пустыни;

    Наука воду углубит:

    По гладкой их равнине

    Суда-гиганты побегут

    Несчетною толпою.

    И будет вечен бодры! труд

    Над вечною рекою…

    Некрасов в истории вашей литературы является величайшим мастером художественного слова. Продолжая лучшие традиции Пушкина Лермонтова, Некрасов расширил круг жизненных явлений, отраженных в произведении литературы. Он первый в русской литературе сделал народ, его жизнь основным материалом поэзии. Впервые у Некрасова положительным героем выступает разночинец-демократ, «умственный пролетарий». Некрасов демократизировал стиль и язык поэзии, делал ее понятой для самых широких масс.

    Некрасов оказал могучее влияние на современную и последующую поэзию. Известна «некрасовская школа» поэтов — Михайлов, В. Курочкин и другие.У Некрасова учились не только русски поэты, но и поэты других братских народов нашей Родины. Классик татарской поэзии Г. Тукай многими сторонами своего творчества близок Некрасову. Народный поэт Белоруссии Якуб Колас выразил значение Некрасова для развития его творчества в следующих словах: «Точка зрения на народ привита мне Некрасовым».

    Творческие принципы Некрасова — его реализм, сатира, народность нашли дальнейшее развитие у многих советских поэтов — Маяковского, Д. Бедного, Исаковского, Твардовского.

    Поэт умер с мечтой, что его труд вольется в великое будущее горячо любимой им родины.Незадолго перед смертью, тажело больной. Некрасов продиктовал сестре естихотворение «Баюшки-Баю», которое можно назвать его поэтическим «памятником» и завещанием. «Чудный голос»внушает поэту мысль, что умереть ему не страшно, родина его не забудет, когда станет «свободной, гордой, и счастливой :

    Уступит свету мрак упрямый.

    Услышишь песенку свою

    Над Волгой, над Окой, над Камой …

    Ныне песни Некрасова, его благородный труд великого художника знают всюду За 35 лет советской власти сочинения Некрасова только и нашей стране выпущены в более чем 15 миллионах экземпляров на 37 языках-это в шестьдесят раз больше, чем за тридцать лет, предшествовавшие Октябрьской революции. А Некрасова знают не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами. До сердца каждого честного человека доходят слова великого русского поэта, воплощенные ныне в славных делах советских людей, стремящихся под руководством партии Ленина—Сталина коммунизм

    Воля и труд человека

    Дивные дивы творят!

    Дцент И. ПЕХТЕЛЕВ.



    Добавить комментарий