• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Старые статьи > А. М. Горький о Некрасове
    11.12.2014 12:21

    А. М. Горький о Некрасове

    Русская классическая литература была

    одним из «университетов», пройденных Горьким в казанский период его жизни.

    Первое знакомство Горького в поэзией Некрасова произошло еще тогда, когда мальчик служил посудником на пароходе «Добрый»—в каюте повара Смурого, где хранилась «самая странная библиотека в мире». Горький впервые прочел томик Некрасова.

    В 1884 г. царское правительство провело чистку библиотек от «крамольной» литературы. В числе других была закрыта студенческая библиотека Казанского университета, книги из нее студенты припрятали на квартирах. Когда, в 1884 году, Горький приехал в Казань и остановился у студента-медика Николая Деренкова, он нашел там значительную часть этой библиотеки, в том числе журналы Некрасова «Современник» и «Отечественные записки». Произведения Некрасова были широко представлены и в библиотеке Де-ренкова, лучшей, по определению Горького, нелегальной библиотеке тех лет, и среди книг Ромася, доступ к которым он вскоре получил. В «Моих университетах» Горький рассказывает, как знакомил Ромась его со своими книгами. — там были Пушкин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Некрасов. «Он гладил их широкой ладонью, ласково, точно котят, и ворчал, почта умиленно: — Хорошие книги…»

    С произведениями Некрасова Горький знакомил своих товарищей — пекарей, грузчиков… «Пользовался ими для агитации », — вспоминал он впоследствии.

    Жажда творчества, стремление выразить как-то впечатления страшной жизни, которая его окружала, выливалась в стихах — «втайне даже от близкого друга моего студента- Гурия Плетнева, я писал стихи о Терезе, Анатолии, о том, что снег весною тает не для того, чтобы стекать грязной водой с улицы в подвал, где работают булочники, что Волга — -красивая река… Стихи я писал легко, но видел, что они — отвратительны. и презирал себя за неуменье, за бездарность. Я читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, переводы Курочкина из Беранже и очень хорошо видел, что ни на одного из этих поэтов я ничем не похож…» Горький слишком сурово и не вполне справедливо судил о своих стихах. Не совсем был прав он, отрицая влияние Некрасова: правдивые картины трудовой жизни городской бедноты, разоблачение царящей в мире несправедливости, величественная красота трудовой Волги — все эти темы ранней поэзии Горького, несомненно, восходят к Некрасову.

    Эстетические взгляды молодого Горького складывались под воздействием революционных демократов. Уже в Казани понимая задачи литературы, по его собственным словам, «так. как Чернышевский», Горький выделял в русской литературе революционно-демократическое направление — поэзии Некрасова, повести Помяловского, В. Слепцова, Решетникова, рассказы Николая Успенского.

    В своих воспоминаниях Горький с иронией рассказывает о народниках, находивших в стихах Некрасова «артельный дух». Горький видел в Некрасове революционера-демократа. и с конца 80-х годов явился активным участливом той борьбы, которая велась вокруг наследства великого поэта. Он неутомимо боролся с реакцией клеветавшей на Некрасова, разоблачал народников и либералов, объявлявших поэзию Некрасова устаревшей, вскрывал

    фальсификацию наследства Некрасова буржуазными литературоведами.

    В 1895 г. в одном на Фельетонов в « Самарской газете» Горький гневно ополчился на «воспоминания» о Некрасове народников (в том числе и Михайловского).

    Когда в 1903 г. газета «Новости дня» обратилась в связи с 25-летием со дня смерти Некрасова к ряду писателей с анкетой: «Поэт ли Некрасов?», «Не отжила ли его поэзия?». Горький писал: «Я отказываюсь ответить на вопрос—поэт ли Некрасов.,. Я думаю, что постановка вопроса,—поэт ли Некрасов? — вызвана не духом все освещающей пытливости человеческой мысли, а духом праздности» Попутно Горький нанес сокрушительный удар по декадентскому пониманию слова «поэт».

    Ответ Горького на анкету о Некрасове вызвал такой переполох в лагере реакции, что «обиженных» декадентов пришлось «защищать» от Горького главному органу черносотенной реакции—«Новому времени».

    В лекциях по истории русской литературы Горький называл Некрасова одним из «столпов русской литературы». Горький внимательно следил за исследовательской литературой о Некрасове, помогал и поддерживал всякое серьезное начинание в этой области. «Мне, — вспоминает К. Чуковский. — он подарил несколько книг по Некрасову, в том числе заграничное издание «Кому на Руси жить хорошо», несколько томов «Современника»…Было похоже, что он мастер, раздает подмастерьям инструмент для работы ».

    Горький приветствовал выход первого советского собрания стихотворений Некрасова, в котором впервые читатель получал произведения Некрасова в подлинном, освобожденном от цензурных искажений виде. В «Письме в редакцию» опубликованном в «Правде» 14 марта 1928 г. Горький рассказал, что В. И. Ленин высоко оценил первое советское издание Некрасова — « нашел, что это «хорошая, толковая работа». А ведь Владимиру Ильичу нельзя отказать в уменье ценить работу». Горький поддержал советских литературоведов в их благородном труде — дать читателю подлинного Некрасова.

    Под влиянием бесед с Лениным Горький в готы советской власти еще энергичнее пропагандирует поэзию Некрасова. В 1933 году на совещании редакторов политотдельских газет он говорил,-что «не мешало бы… напомнить и Некрасова», перепечатывая в газетах некоторые его стихи Сам Горький постоянно «напоминал» Некрасова, цитировал его. В предисловии к «Книге русской женщины» он напоминал, что Некрасов «метко очертил положение крепостной крестьянки», назвал его «поэтом-безбожником». разоблачавшим взгляд церкви на женщину, как на рабу.

    Горький призывал советских поэтов учиться у Некрасова. «Читайте Пушкина, Лермонтова, — особенно нужно Вам знать стихи Некрасова». — писал Горький одному начинающему поэту.В этих же целях Горький организовал издание -«Библиотеки поэта».

    В одной их своих последних статей Горький назвал Некрасова «замечательным нашим поэтом-публицистом». Некрасов быд дорог Горькому как гениальный представитель великой русской литературы, традиции которой он воспринял и развил в своем творчестве.

    Е.ф. БУШКАНЕЦ.



    Добавить комментарий