• Республика Татарстан | РТ Онлайн > Старые статьи > Работы самодеятельных художников
    11.12.2014 11:29

    Работы самодеятельных художников

    Недавно творческая конференция подвела итоги республиканского смотра — выставки работ самодеятельных художников.

    В течение нескольких месяцев на заводах, в профсоюзных клубах и дворцах культуры Казани, Елабуги, Зеленодольска и других городов Татарии проходили местные смотры В них приняли участие 578 самодеятельных художников. Комиссия по проведению смотра отобрала лучшие работы для показа на республиканской ой выставке. Около трехсот произведений, любовно исполненных руками рабочих, служащих, ученых, свидетельствуют о том, что самодеятельное изобразительное искусство пользуется в Татарии большой популярностью.

    На выставке экспонировался ряд работ, исполненных с большим вкусом и даже профессиональным мастерством. К числу их следует отнести многие произведения художника-самоучки, техника одного из казанских заводов т. Сотникова. Внимание зрителей привлекала его декоративная ваза из орехового дерева, посвященная 30-летию ТАССР. Автор создал чрезвычайно сложное по композиции и удивительное по тонкости пластической обработки произведение. Большой интерес представляли гипсовые скульптуры Сотникова и его два эскиза горельефов для резьбы по дереву. «Родина мира» — так называется один из них, На фоне преображенного пейзажа нашей Родины художник изобразил И. В. Сталина, указывающего путь в коммунистическое будущее,

    В ближайшее время Сотниковым будет закончена другая работа, в поэтических образах воссоздающая знаменательное событие в жизни пашей страны — слияние вол Волги и Дона. Показанные на выставке этюды, рисунки и натюрморты Сотникова. несмотря на наличие в них некоторых свидетельствуют об исключительном таланте их автора.

    Люди самых различных профессий и возрастов приняли участие в смотре. На выставке рядом с барельефами из папьемаше 67-летнего И. М. Щипакова представлены миниатюрные скульптуры из цветного пластелина. исполненные семилетним Валей Ивановым. Сколько острой наблюдательности, какая удивительная для ребенка широта охвата окружающей действительности чувствуются в этих первых опытах юного художника!

    Много любви и кропотливого труда вложили в свои работы вышивальщицы. К числу лучших произведений следует отнести вышитый цветными нитками портрет И. В Сталина, обрамленный лучами восходящего солнца. Автор его, счетовод т. Давлетшина из Муслюмовского района, написала под портретом вдохновенные стихи, посвященные великому Сталину, XIX съезду партии и борьбе за мир.

    Немало восторженных восклицаний зрителей можно было услышать у работ пенсионерки Погодиной, представившей серию мастерски вышитых копий с картин русских художников. В ее вышивках до иллюзии верно переданы тончайшие живописные особенности картин Шишкина, Поленова и Васнецова.

    Среди лучших работ вышивальщиц — небольшая композиция Мутагировой «За изучением трудов В. И. Ленина». Ар-чиашвили — декоративное панно «Красная площадь», работы Муртази и Лисицкой.

    В разделе живописи обращает на себя внимание картина инвалида Отечественной воины Д. Касимова, изображающая И. В. Сталина в далекой сибирской ссылке о селе Новая Уда. У окна простой деревенской избы через которое едва пробивается свет, товарищ Сталин читает письмо В. И. Ленина. Композиция очень проста и выразительна.

    Интересно по замыслу большое полотно конструктора М. Лящукова «Штурм рейхстага». До некоторой степени автору удалось здесь передать динамику движения советских воинов, порыв, стремление к победе, однако однообразие в колорите, ничем не оправданных зеленых , красок, погрешности в рисунке помешали созданию полнокровной, реалистической, жизненно-убедительной картины. Образ советской школьницы, комсомолки нашел свое воплощение в другой его работе, но и здесь чувствуется несколько условный колорит.

    Лучшим портретом на выставке является, пожалуй, портрет, написанный преподавателем т. Игнатьевым. Конечно, задача психологического анализа Игнатьеву еще не по силам, тем не менее здесь мы видим внимательную, серьезную работу над изучением натуры чего, кстати, нехватает многим самодеятельным художникам, участвующим в смотре. Очень часто художниками не учитывается важное значение работы с натуры, отсюда — обилие ошибок в живописи и рисунке.

    Большой раздел выставки — графика. Среди экспонирующихся рисунков и акварелей—сочные, широко написанные этюды профессоров В. А. Кондакова, В. Н. Баранова, А. М. Алексеева, старшего научного сотрудника филиала Академии наук ТАССР Н. Ф. Калинина и доцента Казанского педагогического института Г. В. Распопова. Отдельные работы этих художников, исполненные с тонким поэтическим восприятием природы, свидетельствуют о серьезной систематической работе художников над повышением своего профессионального мастерства. Такие вещи, как «Букет с каннами», «Сирень», камские пейзажи проф. Кондакова, рисунок пастелью «Подножие мыса Айя» т. Распонова и другие, трудно отличить от работ профессиональных художников. Интересно отметить, что свои рисунки казанские ученые широко используют как иллюстративный материал при чтении лекций по географии, ботанике, истории.

    Наши самодеятельные художники понимают, что их искусство, так же как и искусство всего советского народа, должно служить делу коммунистического воспитания трудящихся, помогать успешному строительству коммунизма.

    Изобразительное искусство может и должно быть острым оружием в борбе с врагами мира, с пережитками капитализма в сознании людей. Отсюда большое значение приобретает сатира. Представленные на выставке карикатуры, исполненные шлифовальщиком В.М. Дук, являются наглядным примером эффективной борьбы с бракоделами и лентяями на производстве. Слабее решены плакаты инженера Валеева, посвященные борьбе за мир, и работы учащегося изостудии зеленодольского Дворца культуры технолога К. Тарасова.

    Самодеятельные художники живут активной творческой жизнью. Отдавая часы досуга любимому делу, они создают произведения, в которых стремятся запечатлеть многогранную жизнь советского народа. Вот одна из скульптур молодого техника В. Горюнова. Она называется «Слесарь-лекальщик». Сосредоточенный взгляд, уверенные движения рабочего говорят о том, что здесь создан образ передового советского производственника, для которого труд — творчество.

    Однако, как показала творческая конференция, художники-любители не получают никакой методической помощи со стороны Дома народного творчества и Союза советских художников ТАССР. Выступившие на конференции тт. Погодина, Высоцкая и другие говорили о том, что самодеятельные художники работают разобщенно, как кустари-одиночки. Республиканский Дом народного творчества совершенно не интересуется работой самодеятельных художников и, по существу, кроме выпуска афиш и проведения смотра, он ничего, не сделал, чтобы возглавить это важное мероприятие. Вся подготовка смотра была проведана Татпрофсоветом. Однако и профсоюзные организаций отнеслись к проведению смотра несерьезно. Из 26 областных комитетов профсоюзов только 7 приняли в нем участие и только 19 профсоюзных клубов из 120 участвовали в смотре.

    Следует отметить, что при всех недостатках в организации, выставка значительно активизировала творческую работу художников-любителей. Если до смотра кружки изобразительного искусства существовали только в трех клубах, то теперь их уже 18. Этот факт свидетельствует о громадном стремлении самодеятельных художников повысить уровень своего- мастерства, научиться грамотно изображать волнующие события в жизни нашего народа.

    И. ГУСАРОВ.



    Добавить комментарий