СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ
С утра до вечера в микробиологической лаборатории идут опыты. Вот и сейчас, несмотря на каникулы, пришли студенты. Работает над своей дипломной темой выпускница Соня Иванова, четверокурсница Надя Гизатуллина проводит химическую реакцию, ассистент Роза Абдрахмановна Сайманова произвела посев из проб воды в питательные среды. Она изучает микрофлору пластовых вод, сопутствующих нефтяным месторождениям. Через несколько дней Сайманова начнет наблюдения за появлением и развитием культур.
Над микроскопом склонилась высокая женщина в белом халате, доцент кафедры физиологии растений и микробиологии, доктор биологических наук Маргарита Ильинична Беляева. Она отвечает за все, что совершается здесь, в микробиологической лаборатории Казанского университета, руководит курсовыми дипломными работами студентов, всеми исследованиями в экспериментами.
Увлекательны и разнообразны проблемы микробиологии — науки о бесконечно малых, невидимых простым глазом организмах — бактериях или микробах. Их можно обнаружить в воздухе и в морском иле, на голых скалах и в глубине земных недр. Грандиозные титанические дела совершают эти лилипуты, участвуя в круговороте веществ в природе. Они вызывают опустошительные эпидемии, от которых в древности и в средние века вымирали целые города. Они разлагают органические вещества животного и растительного происхождения, пополняя тем самым запасы углекислоты, разлагают продукты, содержащие азот, делая его доступным для растений, участвуют в геологических процессах. Микробиологи изучают законы, управляющие жизнью этих мельчайших организмов. чтобы «тем эти законы служили человеку. Многие микробы давно «приручены», они находят применение в пищевой и химической прочышленностм, в сельском хозяйстве. Особые микроорганизмы вызывают брожение. необходимое для приготовления хлеба, вина, спиртов, уксуса, повышают урожайность полей. Культуры микробов используются для производства лечебных сывороток и различных лекарств.
Эта практическая сторона микробиологии особенно привлекала к себе Маргариту Ильиничну. когда она была еще студенткой биолого-почвенного факультета. Свою дипломную работу, основанную на экспериментальном материале, она посвятила влиянию дрожжевого экстракта на скорость молочнокислого брожения. Дипломная работа, отлично выполненная, решила дальнейшую судьбу девушки. После окончания университета в 1934 году она была оставлена ассистентом при кафедре Физиологии растений и микробиологии. Через три года молодой ассистент по заданию Казанского винного завода проводит исследование расы дрожжей, выделенной из бродящего клюквенного сока. С итогами своего исследования Маргарита Ильинична выступила на конференции молодых ученых университета. Труды конференции были напечатаны в «Ученых записках». К своему имени Маргарита Ильинична добавила имя студента Скворцова, помогавшего ей в многочисленных экспериментах.
Снова запрос с производства. Казанский кетгутный завод обеспокоен выпуском высококачественного ампульного кетгута. Задание было поручено Беляевой, успевшей зарекомендовать себя как способный растущий научный работник, как добросовестный и настойчивый экспериментатор. Она подробнейшим образом изучает технологический процесс завода, начиная с момента поступления сырья—бараньих кишок—и кончая готовой продукцией. Ставит опыты по стерилизации сырья и ампульного кетгута. Метод стерилизации, предложенный М П. Беляевой, был апробирован. она получила авторское свидетельство. Успех окрылил молодого ученого. Свою работу она оформила как кандидатскую диссертацию и защитила ее в 1940 году.
Практические запросы производства и в настоящеевремя занимают немало моста в научной деятельности М. И. Беляевой. В послевоенные годы микробиологическая лаборатория многое сделала для Казанского уксусного завода, для химфармзаво-да. М. И. Беляева активно участвует в движении советских ученых в помощь промышленности. Она хорошо помнит сталинские слова о том, какой должна быть советская наука, не отделяющая себя от народа, служащая народу.
Маргарита Пльиннчна не принадлежит к типу кабинетных ученых, которые ничего не видят, кроме своей Специальности. На протяжении всей работы в университете она принимает деятельное участие в его общественной жизни. В течение ряда лет была членом обкома союза работников высшей школы, более 10 лет — ученым секретарем биологического факультета. Незадолго до окончания Великой Отече-. ственной войны в жизни Маргариты Ильиничны произошло важное событие: она вступила в ряды Коммунистической партии и вскоре проявила себя как активный член партийной организации биолого-почвенного факультета. Руководила агитколлективом. В 1951 году Маргарита Ильинична была избрана секретарем Факультетской партийной организации. Еще более укрепился ее авторитет растущего ученого, умеющего сочетать научно-исследовательскую деятельность с общественной и партийной работой.
В 1951 году М. И. Беляева защитила докторскую диссертацию и ей было присвоено званое доктора биологических наук.
Самый процесс работы над докторской диссертацией ярко отражает характер Маргариты Ильиничны, ее исключительное трудолюбие, упорство, настойчивость в научных поисках и экспериментах. Когда Маргариту Ильиничну приняли в заочную докторантуру Института микробиологии Академии наук СССР, сотрудники института говорили ей:
— Трудно вам будет, не уложитесь в срок…
Но упорство Маргариты Ильиничны преодолело все трудности. А их оказалось немало. Надо было максимально уплотнять время, засиживаться в лаборатории до рассвета, летние отпуска проводить в Москве, докладывая о проведенных разделах диссертация, консультируясь с виднейшими микробиологами. Сколько изучено книг, какое неизмеримое число экспериментов проделано! Диссертация докторанта-заочника была закончена точно в срок.
Это было интересное исследование, М. И. Беляева глубоко и тщательно изучила физиологию и экологию (распространение во внешней среде) водородных бактерий. Маргарита Ильинична разыскивала этот вид микроорганизмов повсюду — в водоемах окрестностей Казани, в различных почвах, в битуминозных песчаниках, в глубоких геологических разрезах. Она неустанно изучала свойства водородных бактерий, уточняла и дополняла представления об этой виде микроорганизмов. В процессе исследования выяснялись интересные теоретические вопросы, например, о механизме хемосинтеза, т. е. способности бактерий строить органические вещества клетки за счет химической энергия, о способности водородных бактерий фиксировать атмосферный азот, синтезировать метан и т. д.
Но, проводя все эти сложные эксперименты, микробиолог Беляева ни на минуту не забывала о практических выводах своей диссертации. И потому с особенным старанием она искала присутствие водородных бактерий в почвах и пластовых водах нефтеносных районов и, наконец, в самой нефти. Повсюду встречались здесь водородные бактерии. Они были предвестниками нефтяных месторождений. И Маргарита Ильинична видит ближайший практический вывод в своей диссертации в возможности использования водородных бактерий, как индикаторов, т. е. показателей на нефть при мелком и глубоком бурении. Изучением бактериальной микрофлоры в нефтяных заяежах уже занимаются советские ученые, и диссертация М. И. Беляевой расширяет возможности бактериологической разведки.
Свою диссертацию Маргарита Ильинична считает скромной попыткой продолжить исследования выдающихся русских микробиологов С. Н. Виноградского, В. И. Омелянского, Б. Л. Исаченко. Тема диссертации продолжает волновать Маргариту Ильиничну. Но перед советскими микробиологами в связи е открытием О. Б. Лепешинской и углубленным изучением наследия академика И. П. Павлова возникают новые актуальные проблемы. И Маргарита Ильинична одновременно с увлечением берется за новые сложные эксперименты.
Коллектив профессоров, преподавателей и студентов биологического факультета с большим уважением относится к доктору биологических наук М. И. Беляевой —ученому-коммукисту, скромной, трудолюбивой и упорной советской женщине. Он выдвинул ее кандидатом в депутаты Казанского областного Совета депутатов трудящихся по Казанскому — Университетскому избирательному округу №20, зная, что т. Беляева оправдает доверие своих избирателей.
Н. КОЗЛОВА.
Неутомимый рационализатор
На предвыборном собрании рабочих, служащих и специалистов Чистопольского часового завода едиводушно выдвинут кандидатом в депутаты областного Совета по Чистопольскому—Володарскому избирательному округу №98 главный технолог завода Василий Иванович Дудин. Кандидатура т. Дудина получила горячую поддержку на окружном совещании представителей трудящихся и зарегистрирована Окружной избирательной комиссией.
Мы, работники завода, давно знаем и уважаем Василия Ивановича как крупного советского специалиста. Он прошел большой трудовой путь. Оставшись без родителей, в раннем возрасте, т. Дудин в дореволюционные годы испытал немало горя и нужды. Чтобы заработать кусок хлеба, ему пришлось бросить учебу в средней школе. Только в годы советской власти он смог продолжать учебу, окончил художественно-промышленный техникум.
В 1930 году т. Дудин начал работать конструктором на часовом заводе и с тех пор не покидает его. Настойчиво совершенствуя мастерство, Василий Иванович выпояняет все более ответственные обязанности: становится старшим конструктором, заведует техническим бюро, руководит группой штампов технического отдела, затем возглавляет этот отдел.
За 22 года работы на заводе т. Дудин стал опытным специалистом, внес много ценного в улучшение технологии производства, создал ряд оригинальных конструкций, штампов и приспособлений. Предложения т. Дудина дали большой эффект.
В минувшем 1952 году т. Дудину в числе группы работников Министерства машиностроения и приборостроения СССР за создание высокопроизводительного инструмента и оснастки в часовом производстве присвоено почетное звание лауреата Сталинской премии.
Не так давно т. Дудин разработал новую конструкцню пылеводонепроницаемого корпуса часов «Победа». Внедрение этой конструкции даст около миллиона рублей условной годовой экономии. По предложению т. Дудина в ближайшее время впервые на заводе осуществится штамповка ободка наручных часов из листового материала, что позволит предприятию получить значительную экономию цветного металла. Уже изготовлены образцы часов с новым ободком.
Неутомимо борясь за повышение производительности труда, лучшее качество продукции, экономию материалов, наш главный технолог требует того же от своих подчиненных. Болыцое внимание оказывает он молодым специалистам. С его помощью чертежник т. Тюленев вырос в конструктора группы штампов. Заметно повысили свою квалификацию работники конструкторского бюро тт. Мокеев. Немова и др. Своим богатым опытом и знанием технологии Василий Иванович охотно делится на курсах мастеров.
Славный патриот Родины, беспартийный советский специалист т. Дудин — достойный кандидат в депутаты Чистопольского областного Совета. Все мы уверены, что Василий Иванович с честью оправдает высокое доверие.
Работники Чистопольского часового завода:
Е. ГАБИДУЛЛИНА — доверенное лицо
Б. САМОЙЛЫЧЕВ – секретарь заводского комитета ВЛКСМ.
А. КОРНЕВ, Ф. КИРИКОВ, В. НАГУМАНОВА — конструкторы.
3. КИСЕЛЕВА — технолог.
Мастер татарского театра
«Жизнь в искусстве» — так можно было бы охарактеризовать деятельность Абдуллы Рухуловича Шамукова. Еще в детстве, когда он. маленький деревенский мальчишка, читал наизусть любимых татарских поэтов и писал, в подражание им. стихи, определилась та основная «колея», вне которой немыслима жизнь. Это было призвание.
Призвание к искусству было настолько определенным и ярко выраженным, что Шамуков не испытал тех колебаний, сомнений и перемен профессий, которые так обычны, — была завидная цельность художественной натуры.
Прошли годы школьного учения в родной деревне Асаново. Мелекесского района Ульяновской области, и двадцатилетий Абдулда (это был 1929 год) уехал в Уфу, где поступил в театральный техникум.
С тех пор и до сегодняшнего дня — энергия всей его жизни и счастье ее — в искусстве.
За два года закончив техникум, Шамуков был принят актером в Башкирский академический театр драмы.
В это же время Абдулла Рухулович начинает руководить одним из самодеятельных театров рабочей молодежи, отдавая приобретенные знания и мастерство жадно тянувшимся к искусству трудовым людям. В этом рабочем самодея тельном театре Шамуков воспитал таких известных впоследствии актеров, как Кудашев, Янбулатова. Багия Валеева и другие.
С 1933 года Шамуков начинает преподавать в театральном техникуме сценическую речь, и сейчас он считается крупнейшим мастсром-педагогом в этой области. За двадцать лет своей работы— сначала в Башкирском театральном училище. а затем в Татарском — Шамуков воспитал многих актеров, влившихся в огромную армию советских чтецов, мастеров художественного слова. Сам Шамуков — замечательный чтец-реалист, всесторонне овладевший культурой чтения, умеющий сочетать юмор с глубиной передачи содержания и ярко донести основной смысл, идею исполняемого произведения.
Отличительной чертой творческой деятельности Шамукова является постоянное стремление к совершенствованию. Будучи уже крупным, признаным мастером сцены. Шамуков закончил три курса театроведческого факультета Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Война прервала учение. Но с переездом в 1946 году в Казань Шамуков продолжил его, он окончил Вечерний университет марксизма-ленинизма, а в 1948 году поступил на заочное отделение историко-филологического факультета Казанского педагогического института, которое закончил в 1952 году.
Свое неуемное стремление к знаниям Шамуков стремится привить и театральной молодежи. Как заместитель секретаря партийной организации театра, он отвечает за работу сети партийного просвещения. С увлечением он стремится передать свои знания другим, ведет кружок по изучению истории партии в истории СССР, организует в театре всю работу по изучению материалов XIХ съезда КПСС, гениальных произведений И. В. Сталина, активно привлекает молодежь к занятиям в Вечернем университете марксизма-ленинизма и к повышению своего общеобразовательного уровня. Простой в обращении, любимый всеми наставник и товарищ, Шамуков, никогда не отхделяет своих личных интересов от интересов театра и тех целей, которые стоят перед всем коллективом.
В 1939 году Шамуков создал образ Тукая, своего любимого поэта. Об этой роли Шамуков мечтал с юных лет. Но, как всегда бывает, самая любимая роль оказалась и самой трудной. Вереницы бессонных ночей, заполненных упорной работой, страстные поиски на репетициях могли бы рассказать о том колоссальном труде, который был затрачен на создание образа. Но в результате было все то же ощущение неудовлетворенности и острое сознание творческой неудачи. Казалось, все усилия шля впустую. Но однажды одна старая актриса. лично знавшая Тукая, сказала актеру: «А вы не играйте, будьте самим собой». И все стало на место: проделанная большая работа мысли и фантазии, одухотворенная глубокой любовью к поэту, расцвела подлинными творческими красками. и Шамуков создал вдохновенный образ Тукая. до глубины души потрясающий зрителей.
Бережно хранит Шамуков пластинки, на которых записаны четыре речи Владимира Ильича Ленина. С глубоким волнением рассказывает актер о том дне, когда он, что театр поручил ему создать сценический образ Владимира Ильича в спектакле «Человек с ружьем» И Шамуков воспринял это поручение, как ответственнейший момент во всей своей жизни.
Из того, что писалось о Ленине, в особенности много дала Шамукову маленькая брошюра Горького. Образ Левина настолько близок всем, что играть Владимира Ильича без обязательного усвоения его известных внешних характерных черточек нельзя. По актер прекрасно понимал, что она никак не должны заслонять главного содержания образа. Такой путь привел актера к большой победе. И образ Владимира Ильича, созданный Шаиуковым. был оценен общественностью как одно из лучших достижений советского искусства.
Больших творческих успехов добился Шамуков и в образах классического репертуара (Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Дормидонт в «Поздней любви» Островского, Труфальдино в «Слуге двух господ» Гольдони, и в пьесах русских советских авторов (Клобуков и «За тех, кто в море» Лавренева), и в пьесах современных татарских драматургов. И все успехи актера определяются, прежде всего, серьезным и глубоко сознатальным отношением к своему творчеству. Умением самокритически оценить результаты работы и предъявить к себе высокие требования. Беспрерывно растущий и кропотливо ищущий актер, Шамуков не любит говорить о своих успехах и все врема обращается к своим неудачам, стараясь понять их причины.
Шамуков известен и как крупный переводчик произведений Пушкина. Грибоедова, Крылова, Чехова, Шекспира, Шиллера, советских драматургов, либретто различных опер. Им написано также пять оригинальных пьес.
Все многообразие творческой деятельности народного артиста ТАССР и заслуженного артиста Башкирской АССР Абдуллы Рухуловича Шамукова подчинено одной пели — поднять еще выше искусство Советской Татарии.
Трудящиеся достойно оценили заслуги Абдуллы Рухуловича Шамукова и выдвинули его кандидатов в депутат Казанского областного Совета по 9-му избирательному округу. В СЕЧИН.