„Вперед, отважные!“
Казанский театр юного зрителя показал свою новую работу — пьесу А. Зака и И.Кузнецова «Вперед, отважны”!», рассказывающую о героической борьбе французских патриотов с американскими поджигателями войны, с их прислужниками во Франции.
В небольшой французский порт пришел пароход «Луара». Докеры отказываются грузить оружие, предназначенное для разбойничьей войны во Вьетнаме. Возглавляют борьбу докеров коммунисты, участие в ней принимают и другие жители городка — простые люди, которые не хотят войны, а также юноши и девушки, члены «Союза отважных» — основные герои пьесы. Они бойкотируют скаутов—детей деголлевцев, борются против превращения школы в казарму, помогают бастующим, выполняют их поручении, вместе со взрослыми встают на баррикады, чтобы преградить солдатам путь в порт.
Для спектакля Казанского тюза (режиссер Г. Цайзель) характерны динамичность, драматическая насыщенность, скупой, четкий, выразительный рисунок мизансцен. Бесспорная заслуга режиссера и актеров в том, что они сумели преодолеть схематизм многих образов. Прежде всего надо отметить заслуженного артиста ТАССР П. Мулярчика. В бледно написанной роли он передает страстность и глубину мысли коммуниста депутата парламента Раймона Робера, показывает его выдержку, целеустремленность, умение не теряться в трудных обстоятельствах. Попятно, почему появление Робера придает окружающим веру в собственные силы. К сожалению, эта тема не подкреплена в спектакле образом докера коммуниста Андре (Е. Клейман и Д. Затопский). В тесной дружбе с коммунистами действуют неразлучные друзья — члены «Союза отважных» Рене (Ю. Максимов). Жак (Б. Роскин), Ирен (В. Близнова и М. Сорокова). Люси (Л. Ваулина). Близок к ним сын докера Гильома Мишле—Поль (Л. Кузовкин). Впоследствии к «отважным» примыкает и ушедший из скаутской организация Жан (Н. Александров )
Образы «отважных» решены в спектакле в основном правильно. Это — подростки, не отвыкшие еще от своих мальчишеских, школьных игр и в то же время принимающие серьезное участие в больших событиях. Они по-юношески веселы, слегка восторженны, запальчивы, смелы.
Однако к исполнителям этих ролей можно предъявить и ряд упреков. Ю. Максимов но показывает в должной мере качества Рено как руководителя «Союза отважных», не подчеркивает, что Рене— докер, чем, кстати, во многом объясняется уважение, с каким относятся к Рене ребята. В. Роскину в роли веселого, задиристого Жака порой нехватает собранности. Правдивый образ Поля, скромного, настойчивого юноши, лучшего ученика школы, создает Л. Кузовкин. Но первую сцену, когда директор деголлевец Буше выгоняет Поля из школы, Кузовкин проводят, слишком сентиментально, чем снижается драматичность ситуации. В дальнейшем образ Поля растет. Пассивный вначале, он включается в активную борьбу «отважных» и совершает героический поступок, заслонив своей грудью Робера, когда в него стреляет наемный убийца.
Когда предательская пуля сражает Поля, его старшая сестра Мари Мишле бросается навстречу солдатам, которые посланы против бастующих докеров, обращается к ним с горячим призывом, несмотря на то, что офицер командует: «Огонь!». Высокий, звонкий, прерывающийся от волнения голос Мари хорошо слышен всем: «Солдаты, вы не можете, вы не будете стрелять в своих братьев! Опустите штыки! Вы не пойдете в порт!» И, как Раймонда Дьеи, Мари знает: надо во что бы то ни стало остановить их!
Героизм простой девушки — дочери французского народа хорошо передает артистка А. Пешкова.
Мари и Поль Мишле — дети трудовой семьи докера. Путь их отца Гильома—это путь многих простых людей Франции. Нужда, лишения, мечта о том, чтобы сын учился и вышел в люди, чуть не толкают Мишле к штрейкбрехерству. Но коммунисты — товарищи по работе, Поль, Мари и их друзья во-время заставляют Мишле одуматься, разобраться в лживых обещаниях американских «благодетелей», понять, что настоящий путь — это путь борьбы за мир, за демократию. Артист Ф. Коробов показывает, как постепенно пробуждается классовое сознание Гильома, как пассивность и подавленность сменяютс яростью, смелостью, решимостью.
Убедительное воплощение получил в спектакле образ Терезы Мишле (В. Козлова). Тереза — Козлова — изможденная нуждой и непосильным трудом, преждевременно состарившаяся, худая, бледная женщина. Актриса достигает в своей роли большого обобщения. Убит Поль, глубокое горе—в пристальном взгляде Торезы. Но зритель читает в нем и другое: Тереза понимает, что сын ее умер во ими мира, во имя того, чтобы были остановлены солдаты. И в ее взгляде не только горе, но и гордость матери.
Хуже удались в спектакле образы врагов — мэра города Бонара и американца Брегли. Артист А. Евстигнеев в роли Бонара правильно улавливает штрихи, которые могут характеризовать беспринципного, трусливого мэра — правого социалиста. Но штрихи эти не подчинены у Евстигнеева четкому, осознанному рисунку роли.
Брегли — А. Терентьев несколько трафаретен. Запоминается, главным образом, то, что у Брегли грубый, резкий голос и одна и те же интонации. Группу врагов дополняют скауты Эдмоп и Пьер Бонар, сын мэра, Эдмон в исполнении Ф. Романова — трусливый, нахальный, ограниченный юноша. А. Попова играет Пьера «папенькиным сынком», глупым, толстым мальчишкой, подчиняющими всем приказаниям Эдмонд.
Недостаточно четко дается экспозиция в начале спектакля. Сообщение, что в порт пришла «Луара», разговоры о том, кто будеть грузить ее и чем—пропадают в быстром говоре школьников. Не получает четкого развитая эта линия и в дивнейшем, когда докер коммунист Андре дает Рене поручение пробраться на «Луару» н наладить связь с моряками и т. д.
Лишена тревожной атмосферы в напряженности картина в школе, превращенной в казарму. А между тем мэр и Брегли должны испытывать страх, слыша шум, говорящий о приближении демонстрации.
Декорации спектакля (художник ГО. Антонычев) образно показывают два противоположных мира: с одной стороны—богато убранный, несколько аляповатый кабинет мэра, с другой — трущобы, в которых ютится беднота, старое здание школы с облупившейся штукатуркой на стенах. Но в декорациях и планировке последней картины (улица, ведущая в порт) не чувствуется, что за спиной у людей, стоящих на баррикаде, — порт.
В целом спектакль производит хорошее впечатление. Название пьесы «Вперед, отважные!» ярко воплощено в финале спектакля. Скульптурной группой вырисовываются на фоне вечернего неба защитники баррикады: Мэри, обращающаяся к солдатам, ее товарищи, коммунист Раймон Робер, подерживающий Мэри, готовый в любую минуту закрыть ее от пуль. А над баррикадой развевается знамя. на котором руками «отважных» нарисовал белый голубь мира.
Э. ГАНКОВА.