За комплексную механизацию строительных работ

Беседа с заместителей министра строительного дорожного машиностроения Е. С. Новоселовым.

Советскому машиностроению принадлежит решающая роль в обеспечении технического прогресса народного хозяйства. Резко возросший объем строительства в послевоенный период потребовал создания в короткий срок средств механизации тяжелых и трудоемких работ.

Предприятия и научно-исследовательские организации Министерства строительного и дорожного машиностроения организовали в послевоенной пятилетке серийное производство многих машин. В первые годы машины выпускались небольшой мощностью и производительность для восстановительных работ. Затем внимание было сосредоточено на создании и освоении высокопроизводительных мощных и сложных машин, обеспечивающих механизацию наиболее тяжелых и трудоемких процессов строительства. Значительное место отводилось изготовлению комплектного оборудования для заводов строительных материалов.

Сейчас наряду с увеличением выпуска уже освоенных машин предстоит организовать производство новых совершенных экскаваторов, скреперов, бульдозеров, каналоройных машин непрерывного действия, мощных подъемных кранов для сборного крупнопанельного и многоэтажного строительства, комплексных автоматизированных бетонных заводов, самоходных дорожностроительных комбайнов и других.

Директивы XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза предусматривают дальнейшее развитие строительной индустрии, ставят задачи завершения механизации основных строительных работ, чтобы затем перейти от механизации отдельных процессов к комплексной механизации. В осуществлении этих задач значительную роль призваны сыграть предприятия Министерства строительного и дорожного машиностроения. Уже сейчас они изготовляют свыше 400 типов различных машин, созданных советскими конструкторов с учетом новейших достижений современной техники. Эти машины широко применяются на стройках страны

Основной объем работ по приготовлению бетона на Волго-Доне осуществлен пятнадцатью автоматизированными и механизированными заводами. С их помощью за год на канале уложено бетона почти в два раза больше, чем за все время строительства Днепрогэса. Суточная укладка бетона в сооружении Цимлянского гидроузла достигала 9 тысяч кубометров, что является мировым рекордом суточной укладки бетона на одной строительной площадке.

Автоматизированные бетонные взводы в сотни раз повысили производительность труда и высвободили тысячи рабочих.

В пятой пятилетке будут действовать десятки автоматизированных и механизированных заводов с бетономешалками емкостью 2.400 литров, сотни заводов с бетономешалками емкостью 1.200 и 425 литров. Количество таких заводов в новой пятилетке увеличится по сравнению с четвертой пятилеткой в 42 раза.

Комплексная механизация приготовления бетона осуществляется одновременно с механизацией и автоматизацией подачи бетона на рабочее место. На Волго-Доне действовали специальные бетононасосы. С их помощью уложено свыше 500 тысяч кубометров бетона. Транспортировка бетонной массы осуществлялась и в бадьях, которые ковшовыми экскаваторами — кранами или портальными кранами перебрасывались к месту укладки. Наиболее эффективно и безотказно работали экскаваторы — краны «Э-1003» и «Э-1004». Уплотнение бетона осуществлялось специальными вибраторами.

В нашей стране создан комплект машин, обеспечивающих полную механизацию строительства дорог. В этом комплекте — корчеватели пней, кусторезы, бульдозеры, грейдеры, рыхлители, скреперы, самоходные грейдер-элеваторы, моторные катки, асфальтобетонные смесители, самоходные укладчики асфальтобетона, профилировочные машины, самоходные машины для уплотнения и отделки цементно-бетонных покрытий и другие.

Для обслуживания комплектов машин по строительству цементно -бетонных дорог требуется около 50 человек. При двусменной работе они обеспечивают ежесуточное строительство 500 метров цементно-бетонных дорог шириной семь метров. Для проведения такого объема работ старыми методами понадобилось бы в 15—20 раз больше строителей.

В четвертой пятилетке было выпущено одиннадцать комплектов оборудования для строительства цементно-бетонных бетонных дорог. За годы пятой пятилетки предприятия министерства дадут стране еще 164 комплекта таких машин.

Комплексная механизация успешно осуществлена на заводах сухой гипсовой штукатурки. Производство такой штукатурки является в Советском Союзе совершенно новой отраслью промышленности строительных материалов. Машиностроители изготовляют для этих предприятий комплекты оборудования; полностью механизирующие производство сухой гипсовой штукатурки. Благодаря этому одни завод сейчас выдает несколько миллионов квадратных метров сухой штукатурки в год. В пятой пятилетке число высокомеханизированных заводов сухой штукатурки увеличится в семь раз.

Впервые в строительной практике разработана технология массового производства крупноразмерных железобетонных изделий конвейерно-поточным способом. Созданы новые оригинальные машины и основное оборудование для заводов железобетонных изделий, строительство которых ведется под Москвой.

Применение крупноразмерных железобетонных конструкций решает вопрос о переводе строительства на высокие индустриальные методы: трудоемкие работы

выполняются на механизированных заводах. Строительные площадки превращаются в площадки монтажа готовых изделий.

В пятой пятилетке вводятся в действие заводы по изготовлению железобетонных труб. Будет пущен завод железобетонных архитектурных изделий, проектная мощность которого в 2.5 раза превысит выпуск этой продукции всеми действующими заводами Москвы.

Коллектив работников Министерства строительного и дорожного машиностроения, воодушевленный историческими решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, с честью выполнит возложенные на него задачи по созданию первоклассной техники, обеспечивающей комплексную механизацию всех строительных работ.

(ТАСС)

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще