На строительстве Куйбышевафй ГЭС

У подножья горы Могутовой

Правый берег Волги. Волнами перекатываясь на фоне прозрачного голубого неба, уходит вдаль гряда живописных Жигулевских гор. Там, где Волга вруто поворачивает к острову Телячьему, огромной шапкой выступает гора Могутовая, густо поросшая соснами и березами. У подножья горы расположен основной участок строительства Куйбышевской ГЭС — роется котлован. Круглые сутки здесь стоит шум от сотен автомашин, тракторов, различных механизмов. Время от времени берег содрогается от сильных взрывов. Это взрывают на Могутовой камень или в котловане—мерзлую, неподатливую зубьях экскаваторов землю.

Если взойти выше на гору, то перед взором во всем своем величии открывается картина грандиозного строительства. Полукольцом, вдаваясь в русло реки, высоко поднимается над ледяным покровом Волги перемычка — земляная дамба с металлическим шпунтовым забором. Эта своеобразная дамба воздвигнута гидростроителями в прошлом году для защиты гигантского котлована от весеннего паводка. Десятки мощных пяти- и десятитонных дизельных автосамосвалов бесконечной вереницей двигаются во всех направлениях. Одни отвозят грунт от экскаваторов. другие доставляют камень на перемычку. По котловану то там, то здесь медленно двигаются бульдозеры. Они прокладывают новые дороги для автомашин. Глубоко внизу несколько экскаваторов. Они кажутся издали не больше спичечных коробок. Их стрелы то и дело описывают в воздухе полукруг. Земля здесь буквально дрожжит. Воздух колышется от неумолчного гула.

Котлован под здание гидроэлектростанции роется быстрыми темпами. Отсюда уже вынуто около 4 миллионов кубометров грунта. Однако чем глубже становится котлован, тем трудней приходится работать экскаваторщикам, водителям автосамосвалов. Большую помеху создают грунтовые воды. Они подземными потоками идут со стороны гор и со стороны реки, размывая забои экскаваторов, дороги для автомашин. Землеройные машины работают на сплошных настилах, сделанных из толстых бревен.

Чтобы создать более нормальные условия для работы механизаторов, котлован взят в кольцо скважин глубинного водоотлива. Круглые сутки насосные станции откачивают из недр земли воду и десятками тонн гонят ее по проложенным трубам в Волгу. Помимо артезианских турбинных насосов, установленных в скважинах, работают десятки передвижных водопонизительных установок с иглофильтрами.

Решения XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, речь товарища Сталина и его гениальное произведение «Экономические проблемы социализма в СССР» вдохновили механизаторов стройки на новые успехи Преодолевая трудности, экскаваторщики настойчиво добиваются до проектной отметки глубины котлована. Следует особенно отметить высокопроизводительную работу знатных экскаваторщиков «Куйбышевгидростроя” коммуниста Михаила Евец и комсомольца Владлена Мячева Несмотря на сильные морозы и снегопады бригады экскаваторщиков, которыми они руководят, уже достигли глубины 37 метров и первыми подготовили площадки под бетонные работы.

В середине котлована на многотонных широких лапах стоит гигантский высоты шагающий экскаватор. Он производит не совсем обычную для него работу. Захватив порцию грунта, разворачивается на 180 градусов и разгружает ковш в кузов подошедшего автосамосвала. Два ковша экскаватора полностью загружают десятитонный автосамосвал. Этот новый метод работы шагающего экскаватора впервые применен на строительстве куйбышевской ГЭС.

— Как велика будет экономия электроэнергии и времени, если мы сумеем разработать внедрить в практику этот метод, — говорил секретарю партийного бюро эксковаторщик коммунист Валентин Морозов. — Сейчас наш экскаватор выбрасывает грунт на отвал. После нас его грузят на автомашины другие экскаваторы. Получается двойная работа. А новый метод позволит освободиться от

нее.

Смелый замысел экскаваторщика был поддержан. Однако не так-то просто было решить задуманное. Дело в том, что висящий на тросу ковш сильно раскачивало в воздухе и трудно было уловить момент его опрокидывания. Для этого требовался точный расчет.

Шли дни. Валентин Морозов настойчиво добивался своей цели. Труд новатора увенчался, наконец, успехом. Морозов добился того, что скоро стал грузить на своем экскаваторе автосамосвалы. Новый метод работы был применен и на других экскаваторах с висящими ковшами. В результате экскаваторщики района сэкономили государству десятки тысяч рублей.

На строительстве величайшего энергетического гиганта с каждым днем расширяется фронт строительных работ. На левом берегу Волги, недалеко от Комсомольска сооружаются нижний и верхний судоходные шлюзы, перемычка водосливной железобетонной плотины протяженностью в восемь километров.

Припорошены снегом откосы котлована нижнего шлюза. Вокруг него близко друг в другу стоят дощатые будочки. Это—насосы глубинного водоотлива. Сюда так же, как и в котлован под здание гидроэлектростанции, идут грунтовые воды. Борьба с ними принимает все более острый характер. В районе котлована шлюза работает в эти дни свыше тысячи насосов. Только за несколько последних месяцев отсюда откачано около 30 миллионов кубометров воды.

Нижний судоходный шлюз должен быть сдан в эксплуатацию к навигации 1954 года. Недавно в блоки шлюза были уложены первые сотня кубометров бетна. Это большая победа Сколько энергии и воли потребовалось от коллектива строителей, чтобы подготовить котловая шлюза под бетонирование.

Сильные морозы ветры, метели не остановили стахановскую работу гидростроителей. Экскаваторы, упорно вгрызаясь в толщу земли, с каждым днем все ближе подходили к проектной глубине котлована. За небольшой срок механизаторы вынули 800 тысяч кубометров земли. Глубина шлюза местами достигла 20 метров. И чем глубже становился котлован, тем настойчивей трудились механизаторы. Экскаваторщики Владимир Шитков н Николай Оленин в зимних условиях работы не только не снизили производительность своих машин, но еще больше ускорили выемку грунта, выполняя сменные задания на 200—250 процентов.

Большую и ответственную работу по подготовке котлована шлюза под бетонирование произвели монтажники. Бригады волгодонцев тт. Логинова, Осипова и Шалавина трудились с исключительной самоотверженностью. В тесном содружестве с инженерами они внедрили укрупненную сборку конструкций, разработали новый метод скоростного монтажа. В короткий срок бригады установили свыше тысячи металлоконструкций и полтора километра транспортеров.

Недалеко от района строительства нижнего судоходного шлюза, в широкой прибрежной равнине поднялась огромная песчаная насыпь. Это—перемычка водосливной железобетонной плотины. Подковой она уходит по берегу на остров Телячий. Длина перемычки — 8 километров, под ее защитой флотилия земснарядов разрабатывает котлованы водоливной плотины и верхнего судоходного шлюза. В некоторых местах земснаряды углубили котлованы больше чем на 20 метров.

По-стахановски трудятся на своем участке гидромеханизаторы. Добрая слава идет о работе коллектива земснаряда «Сталинградский-1001». Нет дня, чтобы агрегат не перевыполнял свое производственное задание. На 160—180 проц. выполняют задания лучшие багермейстеры земснаряда Василий Аксенов и Магус Мусатаев.

— Однако достигнутые успехи для нас не предел, — говорит начальник земснаряда Виктор Хлюст. — Мы стремимся к тому, чтобы перекрыть проектную мощность земснаряда в полтора раза. И добьемся этого.

Чтобы построить Куйбышевскую гидроэлектростанцию, мало одного стахановского труда строителей, нужны хорошо обеспеченные тылы. Правый левый берега Волги сплошь усеяны строительными площадками. Здесь создаются многочисленные предприятия — от мелких ремонтных мастерских до крупных предприятий. Уже пущены в действие кислородный и бетонный заводы. За одни сутки автоматизированный бетонный завод сможет выдавать до 2.000 кубометров бетона.

Успешно строится подвесная канатная дорога, которая протянется по строительным площадкам Гидростроя на 30 километров. Для строительства дороги потребуется установить около 135 одних только многометровых стальных опор.

Подвесная дорога будет полностью механизирована. Для более удобной эксплуатации она разобьется на несколько участков, связывающихся узловыми станциями в единую систему. Производительность каждого участка составит около 510 тонн в час, а грузоподъемность вагонетки — 1.700 килограммов.

…На десятки километров раскинулись строительные участки великой стройки в Жигулях. Вечерами на берегах Волги,

больше двух лет назад здесь царствовала безмолвная тишина да виднелись по ночам слабые огоньки редких селений.

Пройдет несколько лет. и Куйбышевская гидроэлектростанция вступит в строй действующих. Она явится новым большим вкладом в дело победы коммунизма в нашей стране.

М. ПЛЯСУНОВ.

г. Куйбышев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще