На жизнь и поведение каждого человека большое влияние оказывает пример других людей. Это влияние проявляется в различных формах: положительный пример учит жить, бороться и трудиться, воодушевляет в трудные минуты жизни, вызывает соревнование, служит источником для заимствования и образцом для подражания.
Особенно большое значение имеет пример в жизни и поведении детей. Он является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Еще А. Н. Радищев указывал, что ребенка образует более всего пример. Большое значение примера объясняется некоторыми физиологическими и психологическими особенностями детского возраста. В высшей нервной деятельности детей, согласно учению академика П. П. Павлова, преобладающее значение имеет первая сигнальная система, которая является носительницей образного, конкретного мышления. Вторая сигнальная система, являющаяся носительницей словесного, абстрактного мышления, развита у ребенка слабее. Поэтому живой конкретный пример понятнее, доступнее ребенку и оказывает на него большее влияние, чем отвлеченная идея или теоретическое положение.
В детском возрасте основной формой влияния примера является подражание, и чем младше ребенок, тем такое влияние значительнее Эта склонность к подражанию — одна из наиболее характерных черт психики и поведения ребенка. И. К. Крупская писала: «Подражание для ребенка — такая же необходимость, как самостоятельное творчество. В этом также проявляется индивидуальность ребенка. Для взрослого подражание часто кажется глупым обезьяничанием, а для ребенка это работа, на которой он пробует свои силы.
Кто же является примером для наших детей? Раньше всего это лица семейною круга и прежде всего родители. Дети подражают им и во внешних чертах поведения, и в чертах характера, и в отношении к труду и другим людям.
Особенно охотно подражают дети старшим братьям и сестрам. От жизни и поведения старших братьев и сестер во многом зависит развитие и воспитание младших членов семьи. А. П. Ульянова-Елизарова, отмечая большое положительное влияние, которое оказал в детстве на В. И. Ленина пример его старшего брата Александра, указывает: «А если пример важен в детстве вообще, то пример несколько старших по возрасту братьев важнее примера взрослых».
В школьном возрасте дети подражают товарищам, учителям, историческим деятелям, литературным героям, великим деятелям в области науки и искусства, выдающимся советским людям. Жизнь и деятельность В. И. Ленина и И. В. Сталина является идеалом, образцом самых высоких моральных и душевных качеств, вызывая у наших детей страстное желание быть похожими во всем на наших великих вождей н учителей.
Пример и подражание оказывают многостороннее в глубокое влияние на формирование личности ребенка. Образец поведения выдающихся советских людей, героев гражданской и Отечественной войны и героев труда у наших детей формирует коммунистические черты личности, сильную волю и стойкий характер. Когда Олег Кошевой, будучи учеником 6-го класса, прочитал любимую книгу советской молодежи «Как закалялась сталь» Николая Островского, он обратился к матери:
— Мама, скажи, можно ло стать таким же выносливым, как Павка, таким терпеливым и закаленным, как сталь? — и продолжал: — Мама, я хотел бы во всем быть похожим на Павку.
И в своей славной деятельности коммисара «Молодой гвардии» Олег во всем следовал Павлу Корчагину, в образе этого героя он в трудные минуты жизни черпал силы и мужество для борьбы.
Дети охотно подражают трудовым действиям взрослых. Так, дети 2—3-летнего возраста, следуя примеру взрослых, принимаются мыть полы, убирать комнату, чистить и мыть посуду, стирать белье и т. д. Нет такой деятельности, которую они не пытались бы воспроизвести. Если взрослые поощряют это, то дети рано приобщаются к труду, у них вырабатываются элементарные трудовые навыки и воспитывается чувство трудолюбия. Такие дети уже в возрасте 5——6 лет становятся вполне реальными помощниками взрослых. Сознание своего участия в труде, сознание оказанной помощи родителям наполняет детские сердца глубокой радостью и моральным удовлетворением, особенно в тех случаях, когда их труд замечается и поощряется взрослыми.
Дети, подростки и юноши увлекаются игрой в профессии. Такие увлечения полезны. Они расширяют кругозор ребенка, дают элементарные навыки. А. Фадеев в «Молодой гвардии» описал характерную для детей игру в «доктора»: когда Любовь Шевцова была совсем маленькой девочкой, она была «доктором», всюду ходила с сумкой с красным крестом, наполненной бинтами, марлей, ватой, перевязывала мать, отца, знакомых. Однажды мальчик, старше ее, босой, спрыгнул с забора и поранил ступню стеклом от бутылки. Никого из взрослых не было дома, чтобы помочь ему, а шестилетняя девочка промыла ему ногу, залила иодом и забинтовала.
Пример и подражание оказывают значительное влияние и на физическое развитие ребенка. Жизнь и деятельность многих героев, по стопам которых стремятся идти дети и подростки, требует большой силы, выносливости, крепкого не только душевного, но и физического здоровья, и юный человек, беря за образец подвиги героя, требующие большей силы и выносливости, начинает закаляться, упражнять свои мускулы.
Однако подражание может оказывать за развитие ребенка не только положительное, но и отрицательное влияние, когда дети и подростки следуют дурному примеру взрослых, товарищей, отрицательным примерам из области литературы.
Сознание детей развито еще слабо, они не всегда понимают что такое «хорошо» и что такое «плохо». Если взрослые в присутствии детей сквернословят, проявляют грубость, раздражительность и другие отрицательные черты характера, то часто все это вслед за взрослыми повторяют и дети. К сожалению, некоторые родители сами подают детям плохой пример.
Положительный пример является важнейшим средством коммунистического воспитания. Школа и семья должны максимально использовать это средство наряду с убеждением, поощрением, наказанием и другими средствами воспитательного влияния Необходимо прежде всего самим родителям и воспитателям своим поведением давать детям хорошие примеры. Ничто так не калечит ребенка, как недостойное поведение родителей, воспитателей. Ф. Э. Дзержинский писал по этому поводу: «…Надо остерегаться при детях быть… раздраженными, ссориться, ругаться, сплетничать, и, что хуже всего, поступать вразрез со своими словами: ребенок все это заметит, если даже и не запомнит, все же в душе его останется след и из этих следов, и из этих впечатлений детства формируется фундамент его души, совести и моральной силы».
Необходимо, далее, в воспитании детей постоянно использовать положительные примеры товарищей, окружающих лиц, примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, яркие примеры из жизни в деятельности В. И. Ленина и И.В. Сталина. В воспитании детей, как и по всякой другой работе, необходимо постоянно помнить мудрый совет И В Сталина: «…иметь перед собой великий образ великого Ленина и подражать Ленину во всем.».
В. ПРОСЕЦКИЙ
Доцент, кандидат педагогических наук
в ПРОСРЦКИЙ. Доцент, кандидат педаго! ичеекмх наук.