Руссофикаторская политика прошлого.
Московское государство под давлением крупных торговцев Москвы, с начала ХVI века, начало колонизировать Поволжье. Тогда в Поволжьи господствовало Казанское Ханство, отличавшееся своими торговыми операциями.
Это Казанское Ханство не давало московскому царю продвигаться по Поволжью так, как ему хотелось Только в половине ХVI века была устранена эта преграда.
С этого дня Поволжье стало колонией крупных помещиков и торговцев московского государства. Москва начала водворять здесь свой собственный государственный порядок. Для переселенцев из Москвы, Новгорода и др. городов были даны различные льготы.
Согласно различных законов, им отводились самые хорошие земли. Татарские, чувашские и марийские крестьяне, боясь угнетения русских помещиков, переселялись в лесную глушь.
С другой стороны, православное духовенство, которое было опорой русского государства, начало здесь распространять православие; для этой цели они избрали Казань, как центр миссионерства.
В силу этой экономической эксплуатации и миссионерской политики, в этих местностях началась беспрерывная руссификация инородцев. Руководителям этой политики хотелось, чтобы инородцы забыли свой прежний государственный правопорядок.
Народности Поволжья отличались очень сильным религиозным фанатизмом. Этот фанатизм противостоял политике руссификации.
Пробуждение национального самосознания.
1905 год разбудил национальное самосознание татарского народа. Но вплоть до Февральской революции вопросы культурно-национальной автономии неполучили резкого выявления ни в одном общественном слое татарского народа.
Правда, классово-сознательные рабочие Урала, Казани и Донецкого бассейна сильно боролись против татарской буржуазии. Но татарская буржуазия в союзе с русскими капиталистами использовала против них царскую полицию и беспощадно подавляла эту борьбу; татарская буржуазия называла их «атеистами», «социалистами» и при каждом удобном случае доносила против них.
Самосознание татар в этом периоде не было еще втиснуто в рамки определенной программы. Но они уже начали заботиться о своих школах, литературе, газете и театре.
До Февральской революции в татарской печати — ни в буржуазной, ни в социалистической (социал-революционеров, социал-демократов), не было выставлено программы требования самостоятельной республики для татар Волжско-Уральского района. Татары вступили в Февральскую революцию без всякой национальной программы.
Происки татарской буржуазии.
В дни Февральской революции рабочие и крестьяне татары совместно с рабочими других национальностей начали борьбу против защитников тогдашней власти — буржуазии вообще, и, в частности, против татарской буржуазии и духовенства (татарский социалистический комитет, газеты «Аваз» и «Кзыл Байрак» в Казани).
Но татарская националистическая буржуазия в союзе с духовенством начала выбрасывать различные лозунги для одурманивания голов татарских пролетариев и беднейших крестьян.
Были выброшены следующие лозунги: на первом съезде мусульман — по вопросу власти татары идут «между анархией и монархией»; на втором съезде был выброшен лозунг: «культурно-национальной автономии».
В Башкирии Заки Валидов бросил лозунг: «Башкирия только для одних башкир». Но лозунг большевиков в очень скором времени победил все эти хитросплетения и завоевал симпатии всех рабочих и крестьян.
Этот лозунг был: «Самоопределение всех национальностей; свободный выбор государственных форм должен быть предоставлен в руки каждой национальности». В скором времени все эти националистические лозунги были побеждены лозунгом большевиков.
Люди, называвшие себя руководителями национально-религиозных движений, перешли в лагерь контр-революционеров, идущих против большинства данной национальности.
Перед Октябрем эти группы организовались и образовали: в Уфе — мусульманские полки, в Казани — войска Военного Шуро, в Оренбурге — вспомогательные отряды войск Дугова.
При этом татарская националистическая буржуазия шла рука об руку с татарским духовенством. Они подготовляли крупный заговор против татарских рабочих и крестьян.
Идея территориальной автономии.
Культурно — национальная автономия есть лозунг социалистов — реформистов. Поэтому татарская буржуазия и татарское духовенство крепко уцепились за него: Уфимское Национальное Собрание было мертворожденным ребенком культурно-национальной автономии.
Октябрьская революция совершенно уничтожила все эти движения. Был выдвинут вопрос территориальной автономии. Хотя в одно время и был выброшен лозунг «Урало-Волжского штата», но этот лозунг противоречил принципу, самоопределения национальностей (в этом штате предполагалось собрать шесть—семь национальностей, интересы которых расходились); с другой стороны, белогвардейцы Поволжья попытались использовать этот лозунг для своих коварных замыслов (Военное Шуро, выбранное 2 Мусульманским Военным Съездом).
Поэтому этот лозунг заглох сам собой. Казанская Забулачная республика была движением комиссаров того-же самого Военного Шуро. Но эти черно
сотенные движения были подавлены твердой рукой пролетариата.
После этого был объявлен декрет о Татаро-Башкирской республике; но в виду гражданской войны (чехо-словацкий фронт), этот декрет не мог быть осуществлен. Лозунг Татаро-Башкирской республики не имел целью объединения татар и башкир, потому что громадный процент башкирского народа живет в совершенно другой экономической обстановке, чем поволжские татары.
После разгона чехо-славацких банд из Поволжья были объявлены отдельные республики: Татарская и Башкирская.
Четырехлетняя практика сказала правильность объявления отдельной республики для татар. Она и соответствовала разрешению национального вопроса в духе учения Ленина.
Достижения за четыре года.
Татарская Советская Социалистическая республика отстала в культурно-экономическом отношении вследствие двух причин. Во первых, благодаря политики царских миссионеров, а во-вторых — вследствие разрушения этих местностей во время гражданской войны.
Поэтому, хотя в начале и нельзя было ожидать скорейшего культурно-экономического поднятия, но, благодаря усилиям сознательных рабочих и крестьян, мы можем констатировать следующие достижения:
Объединение татарского населения.
Руссификаторская политика царской власти раздробила территорию татар по различным губерниям. По объявлении Татарской Советской Социалистической республики все эти местности были собраны воедино и подчинены одной администрации.
Так, из Уфимской губернии были отрезаны Мензелинский и Челнинский кантоны, из Вятской губернии — Елабужский, из Самарской губернии — Бугульминский уезд. Таким образом, был создан единый административный центр с татарским большинством.
Огосударствление татарского языка.
Для того, чтобы правильно разрешить национальный вопрос в данной республике, необходимо огосударствление языка той национальности, которая составляет большинство. Когда этот язык войдет во все учреждения, хозяйственные и торговые органы, — экономически отсталые татары получат большую помощь для поднятия своего хозяйства. Идея, положенная в основу декрета от 25 апреля 1921 года, соответствует идее национальной программы коммунистов.
Твердая, неуклонная политика Коммунистической партии, в особенности, постановления ХII съезда РКП по этому вопросу дали возможность поставить реализацию татарского языка на должную высоту.
В настоящее время татарский язык введен в 1000 татарских деревнях, из общего числа 1222. Также реализован татарский язык в 65 процентах всех волостных исполнительных комитетов и во многих кантонных исполнительных комитетах.
В этом отношении мы идем все время вперед. В центральных советских, кооперативных учреждениях реализация татарского языка идет более медленным путем, но все-же она продвигается дальше.
Рост татарской общественности.
До Октябрьской революции татары совершенно не работали в государственных учреждениях. После постановлений партийных съездов, в этом направлении мы имеем тоже ряд достижений. Например, в состав ответственных технических работников центральных учреждений (Казани) входят до 20—25 процентов работников татар. Из 11.258 всех членов сельских советов Татарской республике имеется до 5.170 татар. В волостных исполнительных комитетах также число членов-татар доходит до 58 процентов. Это вполне удовлетворительный результат.
Поднятие культурного уровня.
Несмотря на колоссальную разруху после голода и гражданской войны и несмотря на тяжелое экономическое положение Татарской республики, правительство отпускает на дело народного образования до 33 процентов всех доходных поступлений. Это показывает то, что правительство придает большое значение делу народного образования.
До Октябрьской революции в высших учебных заведениях Казани было всего несколько студентов-татар. В настоящее время в казанских высших учебных заведениях обучается до 300 студентов татар (студенты двух рабочих факультетов и Коммунистического Университета в это число не входят).
Кроме того, в различных средних учебных заведениях Казани и кантонов обучается также много татар. Во всей Татарской республике имеется 948 татарских школ с общим количеством учащихся до 800 тысяч. В этих школах имеется 1.700 учителей. Русских школ 760. Количество учащихся — 71 тысяча, количество учителей 1.700.
Помощь крестьянству.
Выше было сказано, что после голода и гражданской войны сельское хозяйство республики пришло в упадочное состояние. Но и здесь мы видим, что с каждым годом сельское хозяйство Татарской республики поднимается все выше и выше. Например, у нас было 1.714.277 десятин посевной площади. В 1921 году (вследствие голода) эта посевная площадь понизилась до 1.354 тысяч десятин и в 1922 году — до 1.031 тысячи десятин. В 1923 году посевная площадь дошла до 1.537 тысяч. В 1924 году — до 1.765 тысяч десятин.
Кроме того, в течение 3 лет крестьянам Татарской республики было отпущено 9 510 тысяч пудов семенного материала. Животноводство тоже поднимается. Татарские крестьяне, сидящие в неудобных землях и страдающие от малоземелья, переселяются на хорошие земли. В промышленности, судебных делах и в делах охраны труда также проводится линия, намеченная ХII партийным съездом.
И дальше по заветам Ленина.
25 июня, в день четырехлетия Татарской республики, рабочие и крестьяне Татарской республики еще раз дадут слово итти по пути, намеченному великим руководителем всемирного пролетариата — В. И. Лениным, и выполнить все его заветы.
Фатых САЙФИ.