Ленин о государственном аппарате.
Еще ХII партийный съезд подошел вплотную к оценке нашего государственного аппарата, и поставил перед партией задачу по реорганизации и улучшению его.
Перед ХII съездом тов. Ленин дал ясное и точное определение состояния государственного аппарата. Он сказал, что аппарат далеко еще не является действительным орудием диктатуры пролетариата, что он не в достаточной мере обслуживает интересы рабочего класса и крестьянства, что он по социальному подбору не наш, не всегда удовлетворительно отражает задачи экономической политики.
Поэтому государственному аппарату должно быть уделено такое же внимание, какое мы уделяли Красной армии во время гражданской войны.
Первейшей задачей должно быть приближение его к рабоче-крестьянским массам через привлечение в аппарат лучших рабочих и крестьян, через упрощение, сокращение и удешевление аппарата. В конечном результате аппарат должен быть рулем в руках рабочих и крестьян, направляющим советское хозяйство по пути социалистического накопления, укрепляющим союз рабочих и крестьян и подготовляющим необходимые экономические отношения для перехода к социализму.
Путь к этому, — приближение аппарата к партии, прямое и точное выполнение советским аппаратом всех решений партии. Это может быть достигнуто чрез посредство органическогоучастия партии в советском хозяйстве и в первую очередь, через органическое слияние Рабоче-Крестьянской Инспекции и Контрольных Комиссий партии.
Эти органы должны быть образцовыми и авторитетными, должны вести систематическую, неослабную работу по упрощению, удешевлению и приближению государственного аппарата к рабочим и крестьянским массам, изменяя и улучшая направление работы органов так, чтобы достигалось наибольшее закрепление союза между рабочими и крестьянами
Аппарат в цифрах.
Опыт изучения Центральной Контрольной Комиссией, Рабоче-Крестьянской инспекцией и его местными органами государственного и хозяйственного аппаратов и состояния отдельных пунктов нашего хозяйства показал, что слова Ленина оправдываются с поразительной ясностью.
Так, если обратиться к цифрам и посмотреть на количественный состав советских служащих в государственных учреждениях, не считая хозяйственных организаций, то мы имеем по Союзу Республик по прошлому году 1500 тысяч служащих и в нынешнем году 1200 тысяч — сокращение произошло только на 300.000, но зато учреждения, состоящие на хозяйственном расчете, за год увеличили состав служащих более чем на 200 тысяч. Получилось, таким образом, не сокращение и удешевление аппарата, а перекачка служащих из одних учреждений в другие. Если принять во внимание, что со
держание всех этих служащих по государственному бюджету обходится до 15 и даже 20 процентов бюджета, то очевидным станет вся тяжесть Государственного аппарата на нашем еще слаборазвитом хозяйстве, требующем решительного облегчения накладного пресса. А если посмотреть на хозяйственные органы, то кому неизвестна еще большая раздутость в штатах этих учреждений, пожирающих большой процент из оборотного, а иногда из основного капитала средств. Например, по 58 конторам «Хлебопродукта», не считая центральных учреждений, числится до 9.900 сотрудников. Цифра внушительная, над которой партия должна задуматься
Качественный состав аппарата.
Дальше, если обратиться к государственному и хозяйственному аппарату и проанализировать, насколько он наш, то-есть, насколько он выражает в своем составе политику рабочего класса и его партии и насколько, таким образом, он является верным проводником классовой линии диктатуры пролетариата, то и здесь цифры нам скажут о возможности больших опасений и беспокойства.
Прежде всего остановимся на коммунистическом составе. В высших центральных органах управления страны дело; обстоит в общем благополучно, там мы имеем 86 процентов коммунистов, но рабочих в этих органах все же мало, всего лишь 21 процент.
Если в руководящих государственных и хозяйственных органах страны мы имеем сравнительно удовлетворительный процент коммунистического состава — от 30 до 50 процентов и даже больше членов партии, то в остальной сети учреждений этот процент еще ничтожно мал, доходя от 7 до 9 и редко до 12 процентов коммунистов, а в кооперации и того меньше; здесь даже среди руководящего состава наших ответственных работников коммунистов было всего лишь 13 процентов.
Нечего и говорить о техническом обслуживающем составе наших аппаратов, в них процент коммунистов и рабочих вообще исчисляется в десятых, а то и сотых долях процента
Недостатки в хозяйственном строительстве.
Наблюдая за тем, как ведется и строится наше хозяйство, придется сказать, что в направлении сбережения и накопления материальных средств в стране потребуются колоссальные усилия партии, руководящих советских аппаратов и рабочего класса в целом, чтобы выполнить заветы Ильича.
Дело с планированием нашего хозяйства, то есть с учетом и регулированием последовательного, равномерно-зависимого и правильно расположенного развития производительных сил страны, требует больших усилий в расположении и использовании этих сил, а главное — требует наиболее строгого, наиболее точного учета и отчетности в использование материальных средств, их сбережении и соответствующем накоплении.
Не секрет, однако, что в этом отношении наше уменье еще не выдерживает необходимого экзамена. Здесь и несоразмерно высокие накладные расхода в производстве, высокая себестоимость продукции, ведение хозяйства не только без прибыли, но иногда в убыток за счет основного капитала, отсутствие учета экономической конъюнктуры и влияния рынка, большая конкуренция частного капитала в опто
во-разничной торговле (84 процента). Тут и плохая постановка счетоводства и отчетности, так, заключительные балансы запаздывают на полгода и более, да и то требуют тщательной проверки, составляются иногда «опытными» бухгалтерами в особых целях; и всякие бесхозяйственные непроизводительные расходы (командировочные, поденные, транспортные, наградные, а то и ряд хищений) по нескольким учреждениям и предприятиям в одной Татарской республике примерно достигают десятков тысяч золотых рублей.
Все это обуславливало причину «ножниц», то есть несоответствие цен между продуктами промышленности и сельского хозяйства, недоступность цен для массового потребителя, застой и кризис сбыта в промышленности и сокращение производства в целом
Наши задачи.
Такой общий и поверхностный анализ внутреннего и хозяйственного положения нашего государственного аппарата говорит о неудовлетворительном положении в этой области, и партия должна принять все меры к тому, чтобы заветы Ленина были проведены железной рукой.
Проведение денежной реформы связано с уменьем создать, бездефицитный бюджет, поэтому необходимо устранить все непроизводительные расходы, проводя твердо и непреклонно жесткое сжатие, сокращение и удешевление аппарата.
Чтобы заставить аппарат быть послушным орудием диктатуры пролетариата и тесно связать его с рабочими и крестьянскими массами, надо всемерно использовать ленинский призыв рабочих от станка для вовлечения его в советские и другие органы
Вторая важнейшая задача по улучшению нашего аппарата состоит в том, чтобы сделать его способный доподлинно быть выразителем истинной классовой пролетарской линии.
В этих целях всю партию и передовую часть рабочих необходимо глубже втянуть в изучение и руководство советским хозяйством во всех областях; надо серьезно подумать о необходимости почистить его от таких элементов, которые не могут и не хотят понимать и выполнять задач пролетарской классовой политики.
Наконец, чтобы успешно завершить нашу политику по линии закрепления смычки между рабочими и крестьянами и не допустить в этом союзе посредничества представителей частного капитала, необходимо приступить к систематическому изучению и пересмотру системы нашего хозяйствования для рационализации его и планового регулирования.
Только такая постановка хозяйства обеспечит наиболее быстрый рост производительности наших государственных фабрик и заводов и тем самым улучшит материальное положение рабочего класса, обеспечит через кооперацию сбыт необходимых крестьянству промышленных товаров соответственно емкости крестьянского рынка, что даст толчок к дальнейшему развитию. крестьянского хозяйства.
Нельзя, в конце концов, не упомянуть о том, что в условиях Татарской республики перед партией и рабочим классом в области реорганизации улучшений государственного аппарата стоит постоянная и первоочередная задача сделать его орудием диктатуры пролетариата в руках трудящихся туземных масс. НЕДАЧИН.