Основные вопросы сессии.
(Беседа с заместителей председателя Центрального Исполнительного Комитета тов. Ганеевым)В беседе о предстоящей работе 2 сессии Центрального Исполнительного Комитета Татарской республики тов. Ганеев нам сообщил:
Местный бюджет.
В работе 2 сессии первое место отведено местному бюджету. Местный бюджет Татарской республики тесно связан с развитием сельского хозяйства.
Бюджет составлен с дефицитом. Перед Центром возбуждено ходатайство о дотации (пособии). Без серьезной поддержки со стороны Центра в нынешнем году мы не обойдемся. На покрытие самых необходимых расходов по народному просвещению, здравоохранению и другим нужна сумма до 5 миллионов рублей.
Трудно ожидать, чтобы Центр покрыл дефицит целиком, но если нам отпустят до 2—3 миллионов, мы при невероятно тяжелых условиях сохраним то, что уже с большим трудом восстановлено: школы, больницы, агрономические пункты и прочие начинания на пути культурного возрождения.
Перспективы на будущий бюджетный год трудно определить. Но если урожай нынешнего года будет сравнительно хорошим, то можно ожидать, что наше финансовое хозяйство на много улучшится.
Задача наших финансовых органов в данный момент—это изыскание средств, источников новых доходов как в счет местного бюджета, так и государственного.
Кроме того, сессия должна дать директивы по введению волостного бюджета с тем расчетом, чтобы в нынешнем году уже волостной бюджет был составлен.
По Комиссариату Земледелия.
Второй вопрос сессии-доклад Комиссариата Земледелия. Отсталость татарского населения в отношении землепользования диктует необходимость оказания агрономической помощи татарскому крестьянству. В этом вопросе должно сыграть крупную роль сельскохозяйственное образование, приближение к татарскому населению культурных очагов.
Кооперация.
Решение ХIII Съезда нашей партии в смысле усиления кооперирования населения должно быть при
менено в Татарской республике в полной мере и, особенно, через потребительскую кооперацию. Частная торговля захватила рынок в деревне. Необходима усиленная борьба с ней посредством внедрения в деревню кооперации. Нужно разъяснить трудовому татарскому населению значение кооперации.
Реализация татарского языка.
Реализация татарского языка вопрос большой политической важности. Сессия должна на него обратить особое внимание.
Царизм не допускал татарское население к государственному аппарату. Наша задача—приблизить аппарат к массе татарского населения. Практические шаги в этом направлении уже сделаны.
Укрупнение волостей дало результаты. Из 1222 сельских советов с татарским населением в более 1000 введено делопроизводство на татарском языке.
Такая же картина наблюдается в волостях. Из 81 волостного исполнительного комитета с большинством татарского населения в 50 волостях введено делопроизводство на татарском языке.
Работа по татаризации, начатая с низовых ячеек (сельских советов и волостных исполнительных комитетов), требует перенесения центра тяжести на кантонные и центральные учреждения.
Постановление, изданное Центральным Комитетом Татарской республики от 30 апреля, сыграло существенную роль. Государственные кооперативные учреждения обратили на это дело серьезное внимание и нужно пожелать, чтобы профессиональные организации, в свою очередь, повели работу в этом направлении.
Детская беспризорность.
В Татарской республике насчитывается около 40000 детей круглых сирот и до 80000 полусирот. Отсутствие средств не дает возможности справиться с этим социальным злом. Большинство детей находится на улице. Их воспитание проходит без общественного надзора. Необходима широкая общественная помощь, инициатива всех организаций и всего населения. Только так мы победим это зло.
Вот те вопросы, которые предстоит разрешить настоящей сессии.
А. Ч.
Государственное имущество и местный бюджет.
В общем балансе ценностей Татарской республики не малую роль играет группа государственных имуществ, являющихся доходными статьями в распоряжении Наркомзема: свободный земельный фонд, луговой фонд, торфяной, Советские Хозяйства, рыболовные угодья, усадьбы и постройки бывших нетрудовых землепользователей, сады, мельницы, сенопрессовальные заводы.
Организованное в сентябре 1923 года Управление государственными имуществами Наркомзема взяло на себя урегулирование дела учета, рациональной эксплуатации, улучшения, оценки этих национализированных имуществ. Раньше до-военное управление земледелия и государственных имуществ имело в Казанской губ. в своем ведении 638 земельных участков, общей площадью в 13081 дес, 8 мельниц, 96 рыбных ловель, 667 усадебных мест с площадью в 85 дес. Все это составляло общую доходность в 121. 804 руб. в год.
Ныне же местное Управление государственными имуществами имеет свыше 80 тыс. десятин земель, около 15000 дес. лугов, свыше 120 Совхозов площадью более 55000 дес., рыбных ловель республиканского значения с протяжением свыше 2190 верст на Волге и Каме, где 34 затона площадью в 1588 дес., 1199 поемных озер, площадью в 5736 дес. Все это разделено на 87 эксплуатационных участков и кроме того: сады, мельницы, торфяной фонд и т. д.
Бюджет республики еще слаб, необходимо его укрепить, укрепить не только налогами, но и по линии рационального и вместе с тем экономически выгодного вовлечения в хозяйственный оборот государственных имуществ, как земельных, так и других, чтобы сделать их одним из активных факторов в деле поднятия хозяйства республики.
С начала деятельности нового органа в составе Народного Комиссариата Земледелия проделана огромная работа как в организационном отношении, так и в отношении определения, учета и эксплуатация государственных имуществ. Вместе с тем проведены и культурно-технические мероприятия в данной области.
Одновременно, в связи с переселением крестьян Татреспублики остающиеся свободными земли государственного фонда сдаются в платное арендное пользование трудовому крестьянству, как сельским обществам, так и отдельным группам домохозяев.
До момента организации Управления государственными имуществами было в аренде по республике 2222 дес. государственной земли на сумму 8030 рублей годовой арендной платы. В течение же 9 месяцев деятельности Управления вовлечено в аренду уже 36592 дес. Сумма годовой арендной платы по договорам на землю, заключенным к настоящему времени, составляет 92055 рублей, не считая суммы по прежде заключенным договорам.
Дальнейшая сдача свободных земель в аренду продолжается. Предположено вовлечь в течение будущего операционного года еще 21186 десятин на сумму до 66363 рублей.
Таким образом, общая сумма поступлений следующего операционного года от земельного фонда выразится в 166448 рублей.
Производится и сдача в аренду лугового фонда; пока вовлечено 2287 дес. на сумму 5826 руб. и будет использовано в течение нынешнего года еще 5500 дес. на сумму 13750 руб. годовой арендной платы. На будущий год предположено вовлечь 11250 дес. с годовой платой в сумме 33750 рублей.
Менее значительную роль в бюджетном отношении играют Советские Хозяйства, находящиеся в платной аренде, их доходность на первые два года не превышает 2852 рублей ежегодно.
Недостаток средств, отпущенных из местного бюджета, поставили в критическое положение дело определения и отграничения государственных земельных имуществ. Нужно пожелать в дальнейшем большего внимания и реальной, поддержки Управлению со стороны финансовых органов, чем это было в текущем году.
Большая доля участия в балансе государственных имуществ падает на рыболовные угодья Часть их передана в ведение и эксплуатацию кантонных исполкомов, которые получают доход в свой бюджет, но большая часть остается в рыболовном хозяйстве Татарской республики.
Все рыболовные участки сданы в аренду по договорам, и годовой доход с них выражается, в сумме 13954 рублей, не считая участки, переданные кантонам.
В текущий рыбоводный сезон в двух пунктах на Волге и Каме проведены работы по искусственному рыбоводству—выведение молька стерляди до 1,000,000 штук.
В дальнейшем от эксплуатации рыбных угодий ожидается увеличение доходности на 50%—что в смете будущего года дает сумму 20931 рубль.
В результате правильно поставленная эксплуатация государственных имуществ обещает за год крупный доход, 242.000 рублей по смете на будущий год, а к настоящему моменту введено уже в оборот имуществ с годовой арендной платой на 136.000 рублей.
Необходимо провести ряд мер к улучшению дела: прежде всего произвести оценку земель по качеству, улучшить луга, начать борьбу с кустарниками, провести землеустройство.
Окажут поддержку финансовые органы,—приток доходов от государственных имуществ будет обеспечен в максимальной цифре.
И. Амиров.
Кредитные учреждения Татарии.
Сотрудник нашей газеты имел беседу с заместителем народного комиссара финансов тов. Бекбулатовым, который высказал следующее:
В Татарской республике существует теперь 6 кредитных учреждений. Баланс их к 1 мая достиг 7.646 тысяч рублей.
Общая сумма основных капиталов равна 3.514 тысячам руб. Местных вкладов в основные капиталы было 1.081 тысяча руб. или 14% общего баланса.
В местных вкладах роль частного капитала такова: в Промышленном Банке 7%, Коммерческом 25%, Обществе Сельскохозяйственного Кредита 5% Обществе Взаимного Кредита 99%.
На 1 мая задолженность в кредитных учреждениях составляла: государственных организаций—54%, кооперации—25% и частных лиц—21%.
Что же касается вкладов в основные капиталы местных банков, то роль в них частного капитала ничтожна, составляя в среднем лишь 1%. Остальные 97% приходятся на государственные учреждения и 2% на кооперацию.
Слабое участие частного капитала в образовании основных капиталов банков и во вкладах на текущие счета не соответствовало широкому пользованию банковским кредитом со стороны частных клиентов.
Поэтому проводится жесткое сжатие кредитования частным клиентам, с расширением кредита государственным кооперативным организациям.
К.
Задачи потребительской кооперации.
В результате обсуждения вопроса о внутренней торговле и кооперации на страницах прессы и на партийных конференциях, XIII Съезд Российской Коммунистической Партии дал ряд директивных указаний для направления дальнейшей работы потребительской кооперации.
Задача работников на местах вложить в рамки этих резолюций практическое осуществление и, тем самым, содействовать действительному «заострению внимания на организацию торговли и кооперации».
Сеть потребительской кооперации.
В результате усиленной работы инструкторов «Татсоюза» (Союза Потребительских Обществ) в период с марта по 1 июня, мы имеем в Татарии вместо прежних 115 (из коих на добровольное членство переведен 46) уже 154 потребительских общества.
Дальнейшая работа в данной области должна заключаться в переводе до 1 октября всех не реорганизованных еще кооперативов на добровольное членство и в систематическом расширении сети кооперативов.
По мнению районных инструкторов, вся сеть сельских потребительских обществ к 1 октября будет увеличена до 250.
Число кооперированного населения.
В этом отношении у нас дело обстояло далеко неблагополучно. На 1 января 1924 г. во всех городских потребительских обществах насчитывалось около 18.100 членов (а в Казани членов профессиональных союзов около 40.000), в сельских же и кантональных числилось 23.000. Но, как выясняется сейчас, как 1 так и 2 цифра в большой степени раздутые и среди них очень много «мертвых душ».
На 1 июня 1924 года, в результате упорной кампании по вовлечению членов, мы имеем новых членов в сельских потребительских обществах 20.511 (нет сведений по 2 кантонам: Челнинскому и Чистопольскому). Если эта цифра и скромна, то все же верность ее можно ручаться. Никто, однако, на этом не хочет считать работу законченной.
В этом отношении недавно закончившийся съезд инструкторов поставил себе задачей кооперировать в первую очередь 75 проц. все членов профессиональных союзов и 25 проц. всех домохозяев-крестьян.
Кооперирование женщин.
Кампания по вовлечению в кооперацию женщин развивается успешно. В этом направлении работают не только женщины-инструктора, но и все мужчины. В условиях нашей республики, где женское население еще более отстало, чем в других местах, приходится прибегать к ряду таких способов, как специальные женские собрания, более длительная для женщин рассрочка пая, создание при кооперативах отделений специально «материнских» товаров и т. д.
В результате первого периода кампании, вовлечено в кооперацию 1135 женщин, что составляет 5 процентов всего вновь вовлеченного числа членов. Сравнительно с результатами в других местностях Советского Союза, надо признать относительный успех.
Однако, и здесь предстоит большая работа по широкому кооперированию женщин.
Особенно восторженно встречают женщины-татарки инструкторов-татарок, которые, зная из язык, быт и психологию, умеют подойти к ним близко и сразу завоевывают доверие.
Аппарат организационной работы.
Вся работа по расширению сети, вовлечению наибольшего числа членов, организации счетоводства, дачи технической помощи и т. д. возложена «Татсоюзом» на его организационно-инструкторский отдел, который имеет в своем составе: одного члена правления, одного заместителя заведующего отделом (оба коммуниста), 12 инструкторов (из них 3 члена коммуниста) и 7 практикантов-инструкторов (из них 5 коммунистов).
Таким образом, из 21 товарища, работающих по организационной работе, 10 являются коммунистами, 8—знающими татарский язык (татар 7, в том числе 2 татарки).
Стремление вовлечь в управляющие органы татар видно из состава правлений.
Всего за июнь имеется 463 члена правлений и 437 членов ревизионных комиссий. Из членов правлений: татар—53 процента, русских—39 процентов и прочих—8 процентов, партийных—17 процентов и беспартийных—83 процента. Женщин 4. Из членов же ревизионных комиссий: татар—53 процента, русских—37 процентов, и прочих—10 процентов; партийных—25 процентов и беспартийных—75 процентов. Женщин 12.
Дальнейшее улучшение состава управленческих органов потребительской кооперации не только в смысле его партийного и социального состава, но и деловитости членов—одна из очередных задач.
Углубление организационного руководства.
На долю «Татсоюза», через его оперативный и инструкторский аппараты, выпадает еще весьма много работы по улучшению состояния потребительской кооперации, налаживанию торговой политики и техники, расширению оборотов низовой сети, удешевлению товаров, уменьшению накладных расходов и т. д.
С. Гнатовский