Печатаемый ниже документ представляет собою стенограмму речи В. И. Ленина, произнесенной им на совещании заведующих под’отделами внешкольного образования 25 февраля 1920 года. Речь В. И. Ленина посвящена задачам культурно-просветительной работы в соответствии с практическими задачами технической и экономической перестройки страны. Стенограмма речи В. И. Ленина, хранится в архиве Института Ленина.
«Позвольте мне от имени Совнаркома приветствовать ваше совещание и высказать вам по этому поводу несколько мыслей. Что касается нашего международного положения, я могу рассказать о радио, которое сегодня получено из Англии и которое лучше всего характеризует это международное положение. Радио сообщает, что вчера, 24 числа, центральный совет союзных держав пришел к выводу, что если пограничные с Россией государства спросят совет о политике, он, скажет, что не может советовать им войны, которая, пожалуй, повредит их интересам, и что еще меньше может советовать им наступательную войну против России; но что если Российская Советская Республика нападет на их законные границы, союзный совет окажет им поддержку. Затем господа союзники желают послать в Россию комиссию, принадлежащую к комиссии труда в Вашингтоне. Устроители конференции— социал-предатели с Альбертом Тома—условились о некоторых социальных реформах и желают эту публику, которая представляет часть Лиги Наций, послать в Россию, чтобы исследовать, насколько условия России соответствуют обычным требованиям «цивилизованных» государств.
Это сообщение о вчерашнем решении союзников ясно показывает, как эти господа запутались и какую пользу мы можем извлечь из их путаницы. Дали сотни миллионов жителей на поддержку войны (со стороны английского государства) и заявили, что поддерживать войну дальше не могут. Этим наступательный пыл их окончен, хотя вопрос военного снаряжения Польши продолжает итти: они продолжают подвозить оружие; у нас есть точные сведения, что Польша совершает перегруппировки войск, рассчитанные на наступление, так что положиться с уверенностью на их заявление мы не можем. Хотя теперь на девять десятых отпала всякая угроза внешней опасности со стороны союзников, но, во всяком случае, и внешняя угроза остается: после окончания войны против Деникина военную готовность придется сохранять. На полную демобилизацию рассчитывать мы не можем.
Итак, на девять десятых опасность нашествия международного капитализма на Россию исчезла: они провалились достойным образом настолько, что выносят (который уже раз!) предложение о посылке комиссии в Россию. Если эта комиссия будет содержать господ вроде Альберта Тома, который посещал Россию во время войны, то ничего, кроме скандала для НИХ и прекрасного повода для агитации для нас, не выйдет. Мы их встретим так, что они как можно скорее из России уберутся, и ничего, кроме агитации для рабочих других стран, у них не выйдет. Они желают попугать, а, когда мы скажем, что мы дорогих гостей встретим, они спрячут свою попытку. Это показывает, до какой степени они растерялись.
Теперь мы имеем окошко в Европу благодаря миру с Эстонией и в состоянии получать оттуда основные продукты. Наше международное положение представляет действительно огромный прогресс и улучшение: на девять десятых всякая внешняя опасность для Советской республики устранена. Чем больше она устраняется, тем больше мы можем заняться работой мирного строительства, и на вашу деятельность, на вас, занятых во внешкольной области, мы рассчитываем.
Чтобы школьное образование поставить более солидно, для этого нужен целый ряд материальных изменений: постройка школ, подбор учителей, внутренние реформы по организации и подбору преподавательского персонала. Это все—вещи, которые требуют длительной подготовки. По отношению к внешкольному образованию мы этой длительной подготовкой очень стеснены. Потребность населения получить образование вне установленной школьной системы и нужда в работниках в этой области чрезвычайно сильно возрастают. Мы уверены, что с общей помощью и общими усилиями будет сделано больше, чем до сих пор. Я в заключение скажу о характере внешкольного образования, которое связано с пропагандой и агитацией.
Одним из коренных недостатков постановки образования и просвещения в капиталистическом обществе было то, что оно было оторвано, по основной задаче, от организации груда, поскольку капиталисту нужно было насаждать и нагруппировать покорных и дрессированных рабочих. Связи между действительными задачами организации народного труда и между преподаванием в капиталистическом обществе не было. Получался мертвенный, схоластический, казенный, загаженный поповскими влияниями характер преподавания, который везде, в самых демократических республиках, сделал то, что все свежее, здоровое должно было устраняться. Непосредственная живая работа была затруднена, потому что без аппарата государственной власти, без материальной и финансовой помощи широко поставить образование нельзя.
Поскольку мы можем и должны готовиться к переходу всей нашей советской жизни с рельс военной подготовки и военного отпора на рельсы мирного строительства,—постольку нужно и необходимо вам, работникам внешкольного образования, эту перемену учесть и в своей пропагандистской деятельности, в ее задачах и программе сообразоваться с этой переменой. Чтобы показать, как я понимаю задачи, сиречь характер образования, преподавания, воспитания и обучения в соответствии с изменившимися задачами Советской республики, напомню ту резолюцию об электрификации, которая принята последней сессией ВЦИК. Вероятно, всем она знакома.
На-днях в печати появилось сообщение о том, что в двухмесячный срок (В официально напечатанном сообщении было сказано в двухнедельный срок— это ошибка,—что в двухмесячный срок будет разработан план электрификации страны, рассчитанный на два—три года по программе-минимум и максимум на 10 лет. Характер всей нашей пропаганды и чисто партийной, и школьного преподавания и образования, и характер внешкольного преподавания должен измениться не в том смысле, чтобы изменились самые основы и направление преподавания, а в том, чтобы приспособить характер деятельности к переходу на мирное строительство широким планом промышленного и экономического преобразования страны, потому что общая экономическая трудность и общая задача—это задача восстановления экономических сил страны таким образом, чтобы рядом с мелким крестьянским хозяйством пролетарская революция могла создать новые основы экономической жизни.
До сих пор крестьянину приходилось сдавать хлеб с пуда рабочему государству. Цветные бумажки—деньги крестьянина удовлетворить за хлеб не могут. Крестьянин, не будучи удовлетворен ими, требует законного права: в обмен на даваемый им хлеб—продуктов промышленности, которых мы не можем дать, пока не восстановим хозяйства. Восстановить—это основная задача, но мы не можем восстановить на старом экономическом и техническом основании. Это невозможно и технически было бы дико: нужно найти новое основание. Таким новым основанием является план электрификации. Мы выступаем перед крестьянством, перед массой, наименее развитой, с указанием, как новый переход к более высокой ступени культуры и технического образования необходим для успеха всего советского строительства.
Итак, необходимо восстановить хозяйство. Самый темный крестьянин понимает, что оно разорено войной, что без восстановления его он не может справиться с нищетой—получить необходимые продукты в обмен на хлеб. Именно к этой то самой непосредственной, насущной нужде крестьянства должна примыкать и зацепляться вся работа пропаганды, образования, просвещения и внешкольного образования, чтобы она не была оторвана от самых насущных нужд повседневной жизни, а именно исходила бы из их развития и разумения для крестьянина, подчеркивая, что выход из положения только в восстановлении промышленности.
Но восстановление промышленности не может быть на старой почве: его нужно восстановить по почве современной техники. Это значит—электрификация промышленности и под’ем культуры. Электрические станции требуют до 10 лет работы, но работы более культурной и сознательной. Мы развернем широкий план работы, который должен быть связан в представлении широких масс крестьянства с ясной, практически поставленной целью. Этого нельзя сделать в несколько месяцев. Дать программу-минимум можно не меньше чем на три года. Но, не задаваясь утопиями, можно сказать, что в течение 10 лет мы в состоянии покрыть всю Россию сетью электрических станций и перейти на такое состояние электрической промышленности, которая удовлетворяла бы современным требованиям техники и покончила бы со старым крестьянским землевладением. Она требует более высокой культуры и образования.
Не скрывая от себя, что теперь непосредственная практическая задача есть восстановление транспорта и подвоз продовольствия, что при теперешнем состоянии производительности широкими задачами заниматься нельзя, мы в области пропаганды и просвещения эту задачу полной перестройки на почве, соответствующей культурно-техническим потребностям, должны все же иметь в виду и выполнить ее.
Мы от старых методов пропаганды, которые покрылись устарелостью, которые до сих пор подходили к крестьянину с общими фразами о классовой борьбе, на почве которых выдумывались всякие глупости о пролетарской культуре и т. д., от этого плана, который очень похож на детские болезни ребяческого возраста, мы с большой быстротой будем исцеляться. В пропаганде, агитации, деятельности образовательной и просветительной мы будем переходить к постановке вопроса более трезво и деловито, более достойно людей советской власти, которые за два года научились кое-чему и которые идут к мужику с практическим, деловым и ясным планом перестройки всей промышленности и изложением того, что теперь мужик и рабочий, при теперешнем состоянии образования, этой задачи не выполнит, и из грязи, нищеты, сыпняка и болезней не вылезет.
Эта практическая задача, ясно связанная с под’емом культуры и образования, должна послужить узлом, вокруг которого весь характер нашей партийной пропаганды и деятельности, нашего преподавания и обучения должен группироваться. Когда он так глубоко зацепит за насущнейшие интересы крестьянской массы, так свяжет общий под’ем культуры и знания с наболевшими экономическими нуждами, то мы еще во сто раз усилим потребность образования со стороны рабочих масс.
Мы абсолютно уверены в том, что если мы в два года решили труднейшую военную задачу, то мы решим и в пять-десять лет задачу еще более трудную, культурно-образовательную и просветительную. Вот то пожелание, с которым я хотел к вам обратиться»
Москва, 25 апреля. (По радио).