— Башка парень! Монтер, а котелок варит, как у инженера.
Коробковский «котелок» действительно хорошо варит. У Коробкова больше десятка изобретений, в том числе: щиток к токарным станкам, предохраняющий баббитовую стружку от разбрасывания; патрон для фрезировки (растачивания) шурупов; приспособление для безопасной перекидки ремней токарных станков; прибор для испытания предохранительных клапанов на цилиндровых крышках.
Эти изобретения Коробкова приняты. Применяются на практике. Но у Коробкова есть еще пяток изобретений, которые кружатся по разным канцеляриям: усовершенствованный ход переменного золотника у насоса тормоза Вестингауза; прибор для полировки наждачным камнем поршневых штоков; грушевидная масленка для смазки парового насоса у тормоза Вестингауза; реконструкция перепускного клапана Байпса.
Коробков не может спокойно рассказывать о своем особенно ценном Изобретении — об изложницах для отливки сальниковых колец к паровозам серии Э.
Два года назад смастерил Коробков свои изложницы.
— Считаем, что ваше изобретение — новое слово в технике по всему СССР,— сообщили Коробкову из комитета содействия изобретателям.
Изобретателю присудили патент, выдали охранное свидетельство. В Агрызе администрация дала 100 рублей премии. Коробков сделал точные чертежи своего изобретения, послал в Доризул. О коробковских изложницах не говорили, а кричали. Писали в журнале «Обмен опытом”. По Московско-Казанской ж. д. сообщалось:
— Делайте отливку колец к паровозам по способу Коробкова. Вещь очень выгодная. Дает в год 24.000 рублей экономий.
С Ташкентской дороги Коробкову писали:
— Узнали о вашем изобретении. Хотим применять у себя. Пришлите, пожалуйста, эскиз изложниц,
В муромских мастерских начали, было, изготовлять сальниковые кольца по рецепту Коробкова.
Но… в дело вмешивается доризуловский инженер Гуревич. Тут и началось.
Трудно перечесть, сколько инстанций прошло коробковское изобретение, сколько раз сам Коробков ездил по линии, показывая свое изобретение, сколько бессонных ночей провел Коробков из-за волокиты.
Пропустим эту скорбную главу. Перейдем к сегодняшнему дню.
Инженер Гуревич повернул дело по- своему. Изобретение Коробкова, по его мнению, гроша ломаного не стоит. Приводил расчеты. Но что за расчеты!
Искусственно уменьшил стоимость баббитовых отходов (обрезков) и стружек, употребляющихся при изготовлении сальниковых колец при помощи изложниц Коробкова. Умолчал о стоимости других металлов, которые сохраняются при изготовлении колец но способу Коробкова.
Прошло два года сплошных мытарств изобретателя, пытавшегося осуществить свое изобретение. Железная дорога выиграла бы за два года 50 тысяч рублей экономии.
Однако, до сих пор изобретатель не видит желанных результатов. Недавно в Агрыз прислали изложницы для отливки сальниковых колец. Вот, дескать, вам изложницы, которые необходимо использовать.
Коробков потащил присланную игрушку к специалистам ст. Агрыз, в производственную комиссию. Вертели, щупали, считали. И признали:
— Ну, брат Коробков, твои изложницы куда проще, дешевле и экономию дают немаленькую — 24 тысячи в год.
Возмущенные безобразным отношением к изобретательству рабочих и двухлетней волокитой члены производственной комиссии ст. Агрыз записали в своем протоколе:
— Спецы затирают рабочих-изобретателей. Если так будет и дальше продолжаться, то мы никаких усовершенствований в производстве делать не будем.
Возмущаться есть чем. Кроме изобретений Коробкова, гибнет еще десятка полтора изобретений, принадлежащих
агрызским железнодорожникам.
Неужели совсем погибнут? Не может быть. А на что Рабкрин? Прокуратура? Они, наверное, заинтересуются всем этим делом. Дело серьезное.
Кстати, приведем такой факт. По линии раскатывается какой-то техник Потапов. Этот самый Потапов очень охотно беседует с рабочими насчет их изобретений допытывается у каждого о разных усовершенствованиях.
Потапов смывается с горизонта, а через некоторое время на сцену выплывают предложения рабочих, но уже с маркой Потапова. Хитрая механика!
Н. Соколов.