Арест т.Иванова
21 января генеральный консул СССР в Харбине Грандт пред’явил китайским властям вторую ноту по поводу непрекращающихся бесчинств, насилий и издевательств воинских чинов над служащими дороги.
21 января китайскими военными властями арестован управляющий Китайско-Восточной дорогой Иванов и увезен в главный штаб китайских войск.
Генеральный консул СССР т. Грандт заявил решительный протест против ареста Иванова, требуя его освобождения и об’яснения причин ареста.
Генерал Чжан-Хуан-Сян прислал правлению дороги следующее письмо: «Иванов вызван в штаб для допроса. Прошу уволить его с должности и назначить для управления дорогой двух его помощников, из них одного китайца, которые должны управлять совместно, выпуская распоряжения только за двумя подписями».
Советские члены правления заявили категорический протест против ареста Иванова и отказались вести разговоры по каким-либо вопросам до освобождения Иванова. Но распоряжению советской части правления заместитель Иванова, Эйсмонт, вступил в управление дорогой. Полиция уже разыскивает Эйсмонта и многих других советских работников правления.
Нота тов. Чичерина
МОСКВА, 23 января. (ТАСС). Наркоминдел тов. Чичерин отправил нашему послу в Китае тов. Карахану следующую ноту для пред’явления китайскому правительству в Пекине, а также Чжан-Цзо-Лину в Мукдене:
— 21 января был арестован в Харбине китайскими военными властями управляющий Китайско-Восточной железной дороги Иванов, при чем без всякой попытки со стороны местных властей уладить дело путем переговоров с советским правительством. Этот неслыханный поступок харбинских властей произошел после того, как в течение 5-ти дней систематически нарушалось советско-китайское соглашение о Китайско-Восточной железной дороге, и управление фактически устранилось от исполнения своих функций военными властями, которые потворствовали нарушениям порядка на железной дороге и организовали захват поездов воинскими чинами.
Мы ожидаем от китайского правительства принятия необходимых мер и мирного разрешения вопроса, не уклоняясь от расследования нарушений договора о Китайско-Восточной железной дороге как с той, так и с другой стороны. Мы требуем, чтобы в 3-х дневный срок было достигнуто полное восстановление порядка на Китайско-Восточной железной дороге, осуществление договора и освобождения Иванова. В случае, если по каким-нибудь причинам китайское правительство окажется не в состоянии обеспечить мир, порядок и разрешение этих вопросов в указанный срок, советское правительство просит китайское правительство разрешить СССР собственными силами обеспечить осуществление договора и защитить обоюдные интересы Китая и СССР.
Китайские солдаты захватывают поезда
ХАРБИН, 21 января, (ТАСС). Генеральный консул в Харбине т. Грандт отправил в Пекин телеграмму на имя полпреда т. Карахана, в которой пишет:
— Сообщаю, что 17 января в 17 часов китайское командование самовольно и насильно отправило почтовый поезд в Харбин. Поезд вела паровозная бригада под угрозой расстрела. Управление дороги неоднократно ставило в известность китайское военное командование, что как только превратятся бесчинства солдат, совершенно парализовавших работу железнодорожной администрации, грузовое движение автоматически будет восстановлено, но эти бесчинства доныне продолжаются и поощряются. На станции Куа-Чен-Цзы военное командование формирует состав в 40 товарных вагонов, который оно намерено самовольно двинуть в Харбин. Китайское командование поощряет действия, угрожающие приостановкой движения. Сегодня на станции Имяны-По 13 солдат также самовольно захватили паровоз и под угрозой расстрела заставили машиниста ехать на станцию У-Цзи-Михе, тогда как в Имяны-По из Харбина шел почтовый поезд и 3 товарных поезда. Таким образом провоцировалось столкновение поездов. При создавшемся положении, при фактическом отсутствии охраны на дороге, управление дороги не может нести ответственность за движение и порядок. Этот спор принял необычайно острый характер.
Бесчинства продолжаются
ХАРБИН. 22 января. (ТАСС). Китайское военное командование возобновило бесчинства на южной линии Китайско- Восточной железной дороги. 21 января оно самовольно отправило воинский эшелон, чем вновь нарушило безопасность движения. В связи с этим управляющий дорогой т. Иванов вновь отдал распоряжение о временном прекращении всякого движения на южной линии. Штаб охранных войск официально сообщил правлению Китайско-Восточной железной дороги, что он организовал при штабе “Комитет по поддержанию сообщений”, который будет поддерживать движение на юг.
К начальнику станции Харбин явилась полиция и потребовала от него подчинения распоряжениям главноначальствующего в полосе отчуждения, генерала Чжан-Хуан-Сяна или немедленной сдачи станции уволенному с дороги известному белогвардейцу. Начальник станции, несмотря на угрозы, отказался. Захват Харбинского узла означал бы попытку захватить движение всей дороги, в связи с чем растет возбуждение рабочих и служащих дороги.
Притеснение советских граждан
Улица, где находится советское консульство, с обеих сторон окружена китайской полицией, не пропускающей никого из советских граждан к консульству, за исключением сотрудников консульства. Телеграф занят китайской полицией. На телеграфе установлен контроль. В рабочих клубах расположены на ночлег многочисленные полицейские отряды. В Харбинском узле арестовано несколько служащих движения. Вышел первый номер подпольной газеты “Рабочий Бюллетень”, где говорится: «Чаша терпения переполнена. Дальнейшие издевательства и избиения советских граждан недопустимы. Долой разгул белогвардейщины, китайской военщины и сатрапов японского империализма».
Помещение профсоюзов находится под бдительным оком шпиков и полицейских. Город имеет вид военного лагеря. На улицах курсируют конные полицейские, отрядами в 50 человек. Положение чрезвычайно напряженное.
Происки Японии
Японский консул стремится втянуть дипломатический корпус во вмешательство в конфликт, созывая собрание консулов и приглашая Иванова. Иванов категорически отказался явиться на заседание. Английский и американский консулы высказываются против японского предложения о вмешательстве в конфликт.
В белогвардейских газетах помещена провокационная беседа «одного из самых влиятельных и авторитетных представителей иностранной колонии». Это лицо— японский консул Амо. В этой беседе говорится, что «если Китаю не удастся осуществить свое право на практике, то иностранные державы, естественно, должны принять необходимые меры». Далее в беседе оправдываются действия китайского командования и распоряжения Чжан-Хуан- Сяна, после чего следуют нападки на Иванова.
Несмотря па полицейские притеснения, служащие дороги продолжают мужественно нести свои служебные обязанности. Штаб охранных войск выпустил четыре новых об’явления, в которых обвиняет Иванова в прекращении движения и нежелании выполнять распоряжения штаба. Китайская цензура не пропускает информации о положении на дороге в советском освещении и заставляет печатать приказы штаба. Стоящей на советской платформе газете “Эхо” категорически запрещено оставлять белые места, а также ссылаться на цензуру для об’яснения скудости помещаемого материала.