На Восточно-Китайской ж. д.

Арест т.Иванова

21 января генеральный консул СССР в Харбине Грандт пред’явил китайским вла­стям вторую ноту по поводу непрекраща­ющихся бесчинств, насилий и издева­тельств воинских чинов над служащими дороги.

21 января китайскими военными властями арестован управляющий Китайско-Восточной дорогой Иванов и увезен в главный штаб китайских войск.

Генеральный консул СССР т. Грандт заявил решительный протест против арес­та Иванова, требуя его освобождения и об’яснения причин ареста.

Генерал Чжан-Хуан-Сян прислал прав­лению дороги следующее письмо: «Иванов вызван в штаб для допроса. Прошу уво­лить его с должности и назначить для уп­равления дорогой двух его помощников, из них одного китайца, которые должны управлять совместно, выпуская распоря­жения только за двумя подписями».

Советские члены правления заявили ка­тегорический протест против ареста Иванова и отказались вести разговоры по каким-либо вопросам до освобождения Ива­нова. Но распоряжению советской части правления заместитель Иванова, Эйсмонт, вступил в управление дорогой. Полиция уже разыскивает Эйсмонта и многих дру­гих советских работников правления.

Нота тов. Чичерина

МОСКВА, 23 января. (ТАСС). Наркоминдел тов. Чичерин отправил нашему послу в Китае тов. Карахану следующую ноту для пред’явления китайскому правительству в Пе­кине, а также Чжан-Цзо-Лину в Мукдене:

— 21 января был арестован в Харбине китайскими военными властями управляю­щий Китайско-Восточной железной дороги Иванов, при чем без всякой попытки со сторо­ны местных властей уладить дело путем переговоров с советским правительством. Этот неслыханный поступок харбинских властей произошел после того, как в течение 5-ти дней систематически нарушалось советско-китайское соглашение о Китайско-Восточной желез­ной дороге, и управление фактически устранилось от исполнения своих функций военными властями, которые потворствовали нарушениям порядка на железной дороге и организовали захват поездов воинскими чинами.

Мы ожидаем от китайского правительства принятия необходимых мер и мирного разрешения вопроса, не уклоняясь от расследования нарушений договора о Китайско-Восточной железной дороге как с той, так и с другой стороны. Мы требуем, чтобы в 3-х дневный срок было достигнуто полное восстановление порядка на Китайско-Восточной же­лезной дороге, осуществление договора и освобождения Иванова. В случае, если по каким-нибудь причинам китайское правительство окажется не в состоянии обеспечить мир, порядок и разрешение этих вопросов в указанный срок, советское правительство просит ки­тайское правительство разрешить СССР собственными силами обеспечить осуществление договора и защитить обоюдные интересы Китая и СССР.

Китайские солдаты захватывают поезда

ХАРБИН, 21 января, (ТАСС). Гене­ральный консул в Харбине т. Грандт от­правил в Пекин телеграмму на имя пол­преда т. Карахана, в которой пишет:

— Сообщаю, что 17 января в 17 ча­сов китайское командование самовольно и насильно отправило почтовый поезд в Харбин. Поезд вела паровозная бригада под угрозой расстрела. Управление дороги неоднократно ставило в известность ки­тайское военное командование, что как только превратятся бесчинства солдат, совершенно парализовавших работу желез­нодорожной администрации, грузовое дви­жение автоматически будет восстановлено, но эти бесчинства доныне продолжаются и поощряются. На станции Куа-Чен-Цзы военное командование формирует состав в 40 товарных вагонов, который оно наме­рено самовольно двинуть в Харбин. Ки­тайское командование поощряет действия, угрожающие приостановкой движения. Сегодня на станции Имяны-По 13 солдат также самовольно захватили паровоз и под угрозой расстрела заставили маши­ниста ехать на станцию У-Цзи-Михе, тог­да как в Имяны-По из Харбина шел поч­товый поезд и 3 товарных поезда. Таким образом провоцировалось столкновение по­ездов. При создавшемся положении, при фактическом отсутствии охраны на дороге, управление дороги не может нести ответ­ственность за движение и порядок. Этот спор принял необычайно острый ха­рактер.

Бесчинства продолжа­ются

ХАРБИН. 22 января. (ТАСС). Китайское военное командование возобновило бесчинства на южной линии Китайско- Восточной железной дороги. 21 января оно самовольно отправило воинский эше­лон, чем вновь нарушило безопасность движения. В связи с этим управля­ющий дорогой т. Иванов вновь отдал распоряжение о временном прекра­щении всякого движения на южной линии. Штаб охранных войск официаль­но сообщил правлению Китайско-Восточной железной дороги, что он организовал при штабе “Комитет по поддержанию сообще­ний”, который будет поддерживать дви­жение на юг.

К начальнику станции Харбин явилась полиция и потребовала от него подчинения распоряжениям главноначальствующего в полосе отчуждения, генерала Чжан-Хуан-Сяна или немедленной сдачи станции уволенному с дороги известному белогвар­дейцу. Начальник станции, несмотря на угрозы, отказался. Захват Харбинского узла означал бы попытку захватить дви­жение всей дороги, в связи с чем растет возбуждение рабочих и служащих дороги.

Притеснение советских граждан

Улица, где находится советское кон­сульство, с обеих сторон окружена китай­ской полицией, не пропускающей никого из советских граждан к консульству, за исключением сотрудников консульства. Те­леграф занят китайской полицией. На те­леграфе установлен контроль. В рабочих клубах расположены на ночлег многочисленные полицейские отряды. В Харбинском узле арестовано несколько служа­щих движения. Вышел первый номер подпольной газеты “Рабочий Бюллетень”, где говорится: «Чаша терпения перепол­нена. Дальнейшие издевательства и избиения советских граждан недопустимы. До­лой разгул белогвардейщины, китайской военщины и сатрапов японского импери­ализма».

Помещение профсоюзов находится под бдительным оком шпиков и полицейских. Город имеет вид военного лагеря. На ули­цах курсируют конные полицейские, от­рядами в 50 человек. Положение чрезвы­чайно напряженное.

Происки Японии

Японский консул стремится втянуть дипломатический корпус во вмешательство в конфликт, созывая собрание консулов и приглашая Иванова. Иванов категорически отказался явиться на заседание. Англий­ский и американский консулы высказы­ваются против японского предложения о вмешательстве в конфликт.

В белогвардейских газетах помещена провокационная беседа «одного из самых влиятельных и авторитетных представите­лей иностранной колонии». Это лицо— японский консул Амо. В этой беседе гово­рится, что «если Китаю не удастся осу­ществить свое право на практике, то иностранные державы, естественно, должны принять необходимые меры». Далее в бе­седе оправдываются действия китайского командования и распоряжения Чжан-Хуан- Сяна, после чего следуют нападки на Иванова.

Несмотря па полицейские притеснения, служащие дороги продолжают мужественно нести свои служебные обязанности. Штаб охранных войск выпустил четыре новых об’явления, в которых обвиняет Иванова в прекращении движения и нежелании выполнять распоряжения штаба. Китайская цензура не пропускает информации о поло­жении на дороге в советском освещении и заставляет печатать приказы штаба. Стоящей на советской платформе газете “Эхо” категорически запрещено оставлять белые места, а также ссылаться на цен­зуру для об’яснения скудости помещаемого материала.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще