Конфликт на Восточно-Китайской Ж. Д.
Сегодняшние телеграммы из Пекина и Харбина сообщают о серьезном конфликте на Восточно-Китайской ж. д., возникшем по вине китайских военных властей в Манчжурии. Последний конфликт является продолжением враждебной политики, которую ведет вот уже более года маршал Чжан-Цзо-Лин против СССР. В начале прошлого года на дороге происходили недоразумения из-за так называемого “восьмого участка” в Харбине. Конфликт этот окончился подчинением китайских властей распоряжения правления В.-К. ж. д.
Следущий конфликт произошел летом 1925 г., года Чжан-Цзо-Лин пытался отменить распоряжение управляющего дороги тов. Иванова об увольнении служащих дороги, не состоящих поданными Китая или СССР. Речь шла таким образом об увольнении с дороги белогвардейцев, Благодаря энергичному выступлению тов. Карахана китайские власти вынуждены были приостановить кампанию против приказа тов. Иванова.
Однако, фактически приказ этот не был выполнен, т. к. вся масса белых получила от чжанцзолиновских властей китайские паспорта и тем самым осталась на дороге.
Особенно серьезное вмешательство китайских военных властей в дела дороги имело место вскоре после начала гражданской войны, осенью прошлого года. Прежде всего власти Чжан-Цзо-Лина стали препятствовать подвозу и погрузке на В.-К. ж. д. экспортных грузов, идущих на Владивосток. В результате приходившие во Владивосток иностранные пароходы не грузились по нескольку дней, что приносило громадные убытки Восточно-Китайской ж. д. и Владивостокскому порту.
Затем власти Чжан-Цзо-Лина начали поход на граждан СССР, проживающих в Манчжурии и работающих на Восточно- Китайской ж. д.
Особенную остроту бесчинства китайских властей на дороге достигли незадолго до выступления против Чжан-Цзо-Лина генерала Го-Сун-Лина. Штаб производил воинские перевозки по дороге, продолжая задерживать оплату этих перевозок Восточно-Китайской ж. д.
Тогда т. Иванов обратился к китайским военным властям в Манчжурии с письмом, в котором указывал на имеющуюся задолженность в несколько миллионов рублей за воинские перевозки. Тов. Иванов предлагал ликвидировать эту задолженность, ибо в противном случае дорога отказывалась от дальнейших перевозок в кредит.
Местные китайские власти обещали передать письмо т. Иванова в Мукден. Уже давно прошел оговоренный т. Ивановым срок, однако, китайские военные власти не давали никакого ответа. Ответом явились те бесчинства китайских властей, о которых говорится в нотах т. Карахана и консула СССР в Харбине т. Грандта.
Вместо того, чтобы договориться с управлением дороги о дальнейших передвижениях эшелонов, китайские военные власти начали захватывать на южной ветке подвижные составы, и под страхом расстрела заставлять служащих дороги отправлять поезда на север. Особенно возмутительным является приказ главноначальствующего на Восточно-Китайской дороге Чжан-Хуан-Сяна, который угрожает расстрелом за невыполнение распоряжений китайских военных властей.
Не входя в подробный анализ существующих соглашений о Восточно-Китайской ж. д., для всякого ясно, что действия китайских властей в Манчжурии в корне противоречат советско-китайскому договору, заключенному в мае 1924 г. и специальному соглашению о дороге, подписанному, между прочим, самим Чжан-Цзо-Лином в ноябре того же года.
Происходящие на Восточно-Китайской ж. д. бесчинства китайских властей следовало ожидать. Они находятся в прямой зависимости от последних событий, происшедших в Манчжурии в декабре прошлого года.
Чжан-Цзо-Лин празднует победу. Го-Сун- Лин разбит. Манчжурский сатрап снова возвратился к власти. Он намерен усилить свою антисоветскую политику на В.-К. ж. д. Чжан-Цзо-Лин идет на обострение своих отношений с СССР. Несомненно, Чжан-Цзо-Лин действует в полном согласии с японскими милитаристами, которые умышленно раздувают конфликт на В.-К. ж. д. Характерно, что не только Чжан-Цзо-Лин, но и японская Южно-Манчжурская ж. д. тоже недовольна политикой советской части правления В.-К. ж. д.
Чем же В.-К. ж. д. плоха для японской дороги? Тем, что она неполностью направляет экспортные грузы на Дайрен, тем, что она протестует против постройки японцами ряда дорог в Манчжурии, тем, что она …работает не на пользу Южно-Манчжурской ж. д.
Но ведь это вполне естественно. В.-К. ж. д. есть предприятие, принадлежащее Китаю и СССР. Поэтому деятельность дороги, прежде всего, должна соответствовать интересам этих стран.
Будем надеяться, что энергичное выступление тов. Чичерина найдет соответствующую поддержку со стороны китайского правительства.