Работа, связанная с введением всеобщего обучения в Татарии, до последнего времени не ставилась с достаточной остротой ни плановыми органами, ни органами народного образования.
Рост коллективизации сельского хозяйства и переустройство старого быта на социалистических началах требуют скорейшего удовлетворения культурных запросов трудящихся. Принятый ранее по Татарии план введения всеобщего обучения сейчас далеко отстал от темпов действительности. Обеспечение детского населения Татарии начальной школой, несмотря на рост сети, все еще крайне недостаточно.
Первоначальным планом начало всеобщего обучения намечалось на 1933-34 год. Всех детой в возрасте 8-12 лет предполагалось охватить школой к 1936-37 году.
Совет Народных Комиссаров Татарии, заслушав доклад о всеобщем обучении, признал необходимым изменить прежний план. Срок введения обучения установлен на 1930-31 год для детей 8 лет по всей Татарии, а в рабочих поселках и крупных колхозах и совхозах и для детей 9-летнего возраста. Ответственность за осуществление всеобщего обязательного обучения в установленные сроки возложена на кантонные и районные исполнительные комитеты, городские, поселковые и сельские советы.
Совнарком особо подчеркнул, что необходим немедленный переход на ускоренные темпы введения всеобщего начального обучения. Вокруг этой задачи должно быть организовано внимание трудящихся масс.
Чтобы работа эта опиралась на инициативу общественности, необходимо всем органам советской власти и общественным организациям сосредоточить свое внимание на практическом осуществлении обязательного обучения по всей Татарии. В работе надо широко применять общественные формы — культурные походы, социалистическое соревнование, массовые конференции. В составлении планов всеобщего обучения непременно должны участвовать сами трудящиеся и общественные организации, при чем следует учитывать средства и силы, которые выделит население, профессиональные сою-: зы и кооперация.
Принимая решение об ускоренных темпах всеобщего обучения, Совнарком ТР. дал Наркомпросу ряд практических предложений, но предложения эти исполняются недопустимо медленно.
Для общего руководства подготовкой всеобщего обучения надо было создать правительственную комиссию. Нарком-- прос все еще ее не создал.
К 15 апреля следовало разработать конкретизированный план введения всеобщего обучения в территориальном и национальном разрезе, выяснить необходимое количество учительских кадров, учесть школьное строительство, изыс- скать средства, обеспечивающие успешное проведение всеобуча. Наркомпрос пока все еще «предполагает» всю эту, работу закончить в мае.
Должны быть организованы комиссии по введению всеобщего обучения при городских, поселковых и сельских советах. Комиссий нигде нет.
Медленно развертывается подготовка в Казани. Еще медленнее в кантонах. Из Челнинского отдела народного образования пишут, что на местах не всем ясно, как проводить всеобщее обучение, требуется инструктирование при составлении планов.
Кантонным и районным исполнительным комитетам надо производить весенний прием в школы детей 8 и 9 лет, но в этом отношении почти ничего еще не предпринято.
СКОЛЬКО УЧАЩИХСЯ БУДЕТ В ШКОЛАХ.
По предварительным данным, всеоб-1 щим обязательным начальным обучением будет охвачено в текущем году, 248.658 детей, из них 126.460 татар.
В 1931 . 32 г. всеобуч охватит 259.253 детей, из них татар 125.078.