- Доступ в школу открыт для детей всех слоев населения СССР.
- Время приема учащихся устанавливается ОНО, но, как правило, прием должен производиться в городах с 20 августа, в селах—с 1 сентября и заканчиваться за неделю до начала школьных занятий. В отдельных случаях допускается прием учащихся весной.
Для поступления в школу достаточно письменного заявления родителей, опекунов или учащихся с указанием: а) времени рождения поступающего; б) социального положения родителей; в) сведений о предварительном обучении, а при переходе из одной школы в другую — представление соответствующего удостоверения школьного совета; г) представление удостоверений об оспопрививании и общем состоянии здоровья.
Прием заявлений от поступающих производится заведующими школами; вопрос об окончательном приеме решается школьным советом. Жалобы на неправильность приема подаются а местный ОНО через школьный совет, который обязан немедленно препровождать их в ОНО со своим заключением на предмет окончательного решения.
Прием в школу после начала учебного года допускается только в особо уважительных случаях: переезд родителей, стихийные бедствия, болезнь во время приема и проч.
- В целях обеспечения бедняцкому и батрацкому населению деревни широкого доступа детей в школу и прохождения в ней полного курса обучения для них устанавливаются льготные сроки в осеннем приеме, а равно они пользуются преимуществом при поступлении в школу в течение учебного года. Точные сроки приема для этой части населения устанавливаются ОНО в зависимости от местных условий.
В тех случаях, когда недостаток мест в школе не позволяет принять всех желающих обучаться, устанавливается следующая очередь при приеме:
а) в первую очередь принимаются дети рабочих, батраков, сироты и воспитанники детдомов и трудкологин, дети трудового (бедняцкого и середняцкого) крестьянства, дети рядовогс и командного состава Красной арми 1 и флота и несовершеннолетние члены кх семей, находящиеся на их иждивении, дети работников просвещения и Лучных специалистов;
б) во вторую очередь – дети служащих, кустарей и лиц свободных профессий, не пользующихся наемным трудом;
в) и, наконец, в последнюю очередь — дети всех прочих граждан.
Примечание. Внутри каждой категории преимущество отдается лицам, наименее обеспеченным в материальном отношении (т.-е. низкооплачиваемым, с большим, чем у других, количеством нетрудоспособных в семье и т. п.).
- Для умственно-отсталых и ф:«эи- чески-дефективных детей организуются вспомогательные школы или вспомогательные группы при нормальных 1 школах, которые работают на основе особых положений.
Вспомогательные школы имеют пяти- летний курс обучения и пользуются всеми правами, предоставленными по уставу школам I ступени.
Возраст для поступающих в первую группу вспомогательной школы устанавливается в 9 лет; для подготовительных групп возраст понижается до 8 лет, при чем в тяжелых случаях умственной отсталости или физического дефекта приемный возраст в первую гр/ппу может быть повышен до 10—11 лет с соответствующим увеличением срока пребывания в школе.
- В целях создания действительной возможности для детей беднейших слоев населения обучаться в школе устанавливается материальная помощь им из средств государственного и местного бюджета, профессиональных, кооперативных и общественных о’рганизаций в виде бесплатного (или чрезвычайно удешевленного) снабжения учебниками, пособиями, обувью, одеждой, горячими завтраками, а также в форме стипендий и организации общежитий для учащихся (в школах повышенного типа).
Примечание. В виду того, что во многих районах РСФСР дети беднейших слоев населения не оканчивают полного курса обучения в начальной школе V что имеется значительная часть школ- трехлеток, отделы народного образования организуют специальные мероприятия, обеспечивающие возможность перехода этих детей из па ильной школы в школу повышенного типа.
- Возраст для поступающих в первую группу данного типа школы устанавливается следующий:
а) первая группа школы I ступени— 7—9 лет;
б) пятая группа семилетки и девятилетки—1-я группа II ступени и первая группа ШКМ (младшего возраста)—
11— 15 лет;
в) Ш К М (старшего возраста)—14—18 лет;
г) восьмая группа профессионализированной девятилетки—4-я группа I ступени— 14—18 лет.
Примечание. Переросшие предельный возраст для поступления в школу обслуживаются специальными школами и курсами, а также учреждениями внешкольного характера.
- Прием в школу производится без всяких испытаний. Поступающие ь школу повышенного типа должны пред явить удостоверение об окончании школы начального образования.
Примечание 1. В школах -семилетках и девятилетках при переводе и приеме учащихся в пятую и восьмую группы никаких преимуществ учащимся, окончившим четвертую и седьмую 1-руппы данной школы, за исключением фабрично-заводских семилеток, не предоставляете?: они пользуются совершенно одинаковыми правами с учащимися других школ I ступени и школ – семилеток и поступают по заявлениям о желании продолжать образование в 5-й и 8-» группах на общих основаниях.;
П р и м е ч а н и е 2. Те, кто не имел возможности пройти полного курса начальной школы, при поступлении в школу повышенного типа подвергаются предварительному испытанию.
- В связи с тем, что сеть школ, дающах семилетнее образование, уже сети школ, дающих четырехлетнее образование, а сеть школ, дающих девятилетнее образование, уже сети школ, дающих семилетнее образование,—для каждой школы повышенного типа устанавливается район, ею обслуживаемый, и комплектование школы повышенного типа производится на равных основаниях для всех школ, входящих в район ее обслуживания.
- Прием учащихся производится школьным советом или специально выделяемой им приемной комиссией в следующем составе:заведующий школой (председатель) и по одному представителю от отдела народного образования, местного совета РК и КД, ячеек БКП(б), и ВЛКСМ и профсоюзной организации.
Примечание. В сельских школах I ступени прием учащихся производится советом той школы, в которую подано заявление.
- Перевод учащихся из группы в группу, а также выдача удостоверений об окончании курса школы производится школьным советом в конце учебного года на основании данных годового учета работы и успешности учащихся. Дополнительные проверки или особые зачеты по предметам не. допускаются.
Учащиеся, не усвоившие более двух основных предметов настолько, что при добавочной летней работе они не в состоянии подравняться под общий уровень группы, оставляются на повторный курс.
Оставление учащихся на третий год ни в одной группе единой трудовой школы не допускается.
- Каждый учащийся должен сознавать себя полноправным членом школь- у ного коллект ива, принимающим участие во всей работе школы через органы самоуправления, и в пределах установленных правил, распорядка и учебных программ выполнять свои обязанности и поддерживать авторитет школы.
- Удаления учащихся из школы могут быть лишь вследствие преднамеренного и систематического отказа выполнять учебные и общешкольные требования, явно антиобщественных поступков, порочащих советскую школу, и уголовных преступлений.
Удаление из школы является крайней мерой; до применения ее педагогический персонал и школьные организации обязаны использовать все меры педагогического воздействия.
Удаление из школы на срок не допускается. “
- Как при поступлении в школу, так и регулярно в течение пребывания в ней учащиеся подвергаются тщательному медицинскому осмотру.