Судя по тем, крайне недостаточным, сведениям, которые проникают в печать, положение в Афганистане рисуется в настоящее время в следующем виде. После занятия войсками Бача Сакао столицы Афганистана — Кабула, бывший падишах Аманулла-хан ушел в район Кандагара. Как известно, отрекаясь от престола, Аманулла-хан, в качестве своего преемника, назвал своего брата – Инаятуллу, но последний не смог удержаться в Кабуле и после занятия Кабула войсками Бача Сакао, вылетел на аэроплане в Индию. Уже в Кандагаре Аманулла-хан аннулировал свое отречение от престола и возобновил борьбу за восстановление своей власти. Свержение Амануллы вызвало движение ряда других племен и к настоящему времени мы имеем в Афганистане по меньшей мере три, а то и четыре военно-политических центра.
Во-первых — Бача Сакао, провозгласивший себя афганским эмиром под именем Хабибуллы. Он занимает район Кабула, и опирается, главным образом, на духовенство и темные крестьянские массы кугистанских племен, большей частью не афганских, а принадлежащих к различным национальным меньшинствам. Сам Бача Сакао — родом таджик.
Второй военно-политический центр создался в Кандагаре, где находится Аманулла-хан опирающийся здесь на его родное племя, дурани. Войска Амануллы движутся в. настоящее время на северо-восток по направлению к фабулу и достигли уже района Газни. С запада в этот же район подходят вызванные Амануллой на поддержку племена Гератской провинций.
Третий военно-политический центр создался к югу от Кабула в Джелалабадском районе, где восстал ряд племен под руководством Али-Ахмет-хана, известного до сих пор, как твердого сторонника Амануллы. Али-Ахмет-хан наступает на Кабул с юга и в то же время послал обходные колонны для того, чтобы создать угрозу столице с севера.
К этой группе принадлежат также пленена Шинвари, среди которых ведет, однако, работу и Омар-хан, известный, как прямой агент и ставленник англичан.
Таким образом, мы видим сейчас в Афганистане картину обостренной между-усобной борьбы между рядом племен. Власть нового эмира Хабибуллы (Бача Сакао) на этом фоне никак не может быть признана хоть сколько-нибудь устойчивой. Если джелалабадская группировка племен под руководством Али- Ахмет-хана, а также племена шинвари, объединятся с Амануллой-ханом, войска которого находятся к югу от них, — то шансы Амануллы на восстановление его власти будут несомненно очень велики. Возможен и самостоятельный приход к власти Али-Ахмет-хана. Во всяком случае, надо считать, что события в Афганистане не только не закончились, но наоборот, борьба сейчас только разгорается. Эта” борьба имеет громадное значение не только для будущих судеб самого Афганистана, но исход ее окажет несомненное влияние и на положение национально-освободительной борьбы в мусульманской части Индии. Наконец, нельзя забывать того, что Афганистан на огромном протяжении граничит с Союзом Советских Социалистических Республик , что стремление Англии превратить Афганистан в плацдарм для военного нападения на СССР не подлежит сейчас никакому сомнению. Бесспорными доказательствами этого являются установленное участие полковника Лоуренса и других английских агентов в организации мятежа против Амануллы, снабжение мятежников оружием и деньгами. Мы должны, поэтому самым внимательным образом следить за развитием событий в Афганистане.
В самое последнее время английская консервативная пресса начинает проявлять определенное недовольство тем направлением, которое приняло развитие событий в Афганистане. Реакционная «Морнинг Пост» открыто пишет: «Величайшую опасность представляет собою Бача Сакао, который в политических вопросах, по-видимому, интересуется преимущественно грабежом». Это ворчание англичан проливает некоторый свет на то соотношение сил, которое создалось сейчас в Афганистане. Несомненно, что события в Афганистане пошли несколько иначе, чем это планировал полковник Лоуренс и его начальство. Свергая Ама-нуллу, англичане намеревались использовать темные крестьянские массы восставших племен лишь в качестве временного инструмента. В сущности, англичане были бы вполне удовлетворены, если бы движение остановилось на той стадии, когда власть оказалась в руках Инаятуллы, или какого-нибудь другого «подставного ко- роля» типа бывшего афганского эмира Хабибуллы, который ничем, кроме гаремных дел, не интересовался, в то время как сами англичане были хозяевами страны. В этом случае англичане быстро смогли бы покончить со стремлением Афганистана к независимости и с прогрес- сивными реформами, могли бы превратить Афганистан в свою колонию, под тем предлогом, что «фанатичные кланы» еще не доросли до реформ.
Дело, однако, приняло несколько иной оборот. Многочисленные афганские племена приведены в движение. В борьбу втягиваются новые и новые массы крестьянства. Реакционное духовенство, купленное англичанами и стоящее во главе племен, оказывается неспособным восстановить «порядок» так быстро, как это нужно англичанам. Сам Бача Сакао оказывается недостаточно надежным, и англичане сейчас не на шутку обеспокоены нынешним оборотом событий в Афганистане. Конечно, англичане не откажутся и от того, чтобы использовать в своих целях междуусобную борьбу племен, но что может вырасти из такой борьбы остается еще под большим вопросом. И не подлежит сомнению, что подобного рода эксперименты на самой границе с мусульманской Индией и с СССР могут обойтись англичанам очень дорого.
Борьба в Афганистане может приобрести характер затяжной войны между отдельными племенами, руководимыми так называемыми «сердарами» — начальниками афганских племен, крупными помещиками. Такая борьба ослабит страну, сделает ее неспособной отстаивать свою независимость и в конечном счете, будет таким образом, на руку англичанам. При этом, англичане, которые, как показала вся история английской дипломатии на Востоке, отличаются достаточной гибкостью и неразборчивостью в средствах, смогут попеременно опираться то на одну, то на другую из борющихся группировок, пока им не удастся посадить в Кабуле правительство, которое лучше всего будет отвечать целям превращения Афганистана в английскую колонию и в плацдарм борьбы против СССР.
Но борьба в Афганистане может пойти и по другому руслу. Она может привести к созданию условий, необходимых для продолжения и углубления той реформаторской деятельности, которая была начата Амануллой-ханом. Что нужно для этого? Нас этот вопрос должен интересовать больше всего.
Падение Амануллы-хана не является чем-то случайным и не может быть объяснено исключительно интригами англичан, хотя в определенный момент эти интриги и сыграли решающую роль. Но само падение Амануллы о6’ясняется гораздо более глубокими причинами: тем, что его реформаторская деятельность не имела под собой сколько-нибудь широкой социальной базы.
Афганистан — это отсталая земледельческая страна, огромное, подавляющее большинство населения которой составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы находящиеся в полной экономической и политической зависимости от средневековых феодалов-помещиков, родовых старшин и начальников племен. В Афганистане нет ни промышленной буржуазии, ни сколько-нибудь широких слоев рабочих. Афганское купечество — очень слабо и к тому же многочисленными нитями связано с землевладельцами. В этой обстановке всякая борьба за объединение Афганистана, за его «европеизацию», всякая буржуазно-реформаторская деятельность, вроде той, которая была начата Амануллой — могла бы рассчитывать на успех лишь в том случае, если бы она пользовалась поддержкой широких крестьянских масс. Поддержка же широких крестьянских масс может быть гарантирована лишь проведением аграрной реформы, раздачей помещичьих земель крестьянам, конфискацией скота в пользу крестьянской бедноты и т. п. социально-экономическими реформами.
Сделал это Аманулла-хан? Нет, не сделал. Его реформаторская деятельность ограничилась борьбой за централизацию аппарата управления страной, за реформу армии, гражданского судопроизводства, различными культурными начинаниями, отменой чадры, введением европейского костюма, созданием женских организаций и, наконец, отдельными попытками по поддержке национальной промышленности. Все эти по своему содержанию, буржуазно- демократические реформы, Аманулла-хан проводил, пытаясь опереться на крайне слабое и разрозненное купечество и офицерскую молодежь. Положении же крестьянства он даже не попытался облегчить. Более того, за время его власти положение крестьянства даже ухудшилось, ибо для проведения всех этих реформ понадобилось увеличить налоги, которые платили крестьяне: налог на скот увеличился в четыре раза, налог на землю — в пять раз, почти наполовину обесценились серебряные деньги. Ничего не получив от реформ крестьянство поэтому легко поддалось агитации ущемленного Амануллой духовенства и начальников племен, которые вследствие централизации государственного аппарата были лишены части своей власти и относились, поэтому, враждебно к правительству Амануллы.
Получилось чрезвычайно интересное: разделение борющихся сил: с одной стороны Аманулла, как вождь прогрессивной младо-афганской партии, опирающейся на тонкую прослойку купечества, а с другой стороны — феодалы и духовенство использующие недовольство широкой крестьянской массы и пользующиеся деятельной поддержкой английских интриганов. Это неравное разделение сил и определило поражение Амануллы.
Отсюда уже не трудно сделать вывод о том, что нужно для того, чтобы реформы Амануллы — безразлично проводимые им самим, или кем-нибудь другим — создали бы для себя массовую базу в той борьбе, которая сейчас в Афганистане разворачивается. Для этого нужно, чтобы под эти реформы была подведена прочная социальная база. Те, кто хочет победоносно бороться за независимость Афганистана и за преодоление феодальных пережитков в нем должны искать опоры в удовлетворении экономических интересов широкой крестьянской массы. Без аграрной реформы, без уменьшения налогового бремени на крестьянство, без решительной и последовательной борьбы против феодалов и духовенства — не может быть прочного прогрессивного правительства в Кабуле. Без этого нельзя отстоять и независимость Афганистана от английского империализма. Ход борьбы покажет, сумеет ли Аманулла понять это и остаться вождем прогрессивного и борющегося за свою независимость Афганистана в том случае, если власть снова перейдет к нему.
О.Тарханов.