Успешное проведение начального обучения находится в непосредственной зависимости от степени обеспеченности учащихся учебниками, питанием, обувью и пр.
Опыт прошлого года показал, что в тех школах, где созданы фонды помощи детям рабочих, батраков и бедноты, число и состав учащихся более постоянен. Наоборот, там, где этих фондов нет или они недостаточны, отсев достигает больших процентов. Так, например, за 1929-30 учебный год из школ Спасского кантона, главным образом из-за материальной необеспеченности, ушло 10 – 12 процентов учащихся. По Мамадышскому кантону отсев из школ материально плохо обеспеченных детей колебался от 15 до 18 процентов. Такие факты имели место и в Казани; например, в школе № 12, до октября прошлого года бросило учебу 10 учащихся, а к концу учебного года еще 22. Это вполне понятно, ибо в прошлом году весь фонд помощи нуждающимся школьникам составлял лишь 42 тысячи рублей.
Учитывая особенно большое значение горячих завтраков для закрепления охватываемых всеобучем детей, Татнарком- прос постановил обеспечить ими в насту, вающем учебном году не менее 60 процентов сельских школ, а в рабочих районах, колхозах и совхозах — все школы первой ступени. На организацию этих завтраков (а также на обувь, учебные пособия и пр.) уже выделено 30 процентов средств, отпущенных на подготовительную к всеобучу работу центром, профсоюзами, кооперацией, что составляет 120.000 рублей. Для этой же цели из местных средств изыскано приблизительно 80.000 рублей
По неутвержденным еще контрольным цифрам Наркомпроса 1930-31 бюджетного года фонд помощи остро нуждающимся школьникам должен составить 1.060.000 рублей, не считая натуральных средств от населения, при чем, половина этой суммы падает на долю общественности: кооперация, профсоюзы, самообложение и пр. Таким образом, имеющиеся и предусматриваемые средства дадут возможность основную часть нуждающихся детей рабочих, батраков и бедняков обеспечить горячими завтраками, учебниками, обувью.
Но одних денежных средств мало. Необходимы специальные товарные фонды, создание которых лежит на ответственности Татсоюза и Наркомторга.
Последнее постановление ЦИК и СНК Союза о всеобуче уделяет особое место улучшению материального положения учащихся и педагогов. До сих пор этому вопросу кооперация уделяла недопустимо мало внимания: учителя дефицитными товарами не снабжались, а если снабжались, то после продолжительных споров, нажима со стороны и т. д. Часто не лучше обстояло дело с обеспечением учащихся. Так, например, в прошлом году на 500 школьников Бондюги кооперацией было отпущено только 10 пар обуви.
Казалось бы, что эти факты должны заставить кооперацию и Наркомторг срочно принять нужные меры по созданию хотя бы минимальных товарных фондов, однако, несмотря на то, что заявки на обувь, мануфактуру, предметы питания и пр. были сделаны еще в июле, никаких мер до сих пор ни Наркомтор- гом, ни Татсоюзом не принято.
Кооперация не выполняет решений высших партийных и правительственных органов.
И. Ноймин.