НУЖДАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ РАБОЧИХ, БАТРАКОВ, БЕДНОТЫ ОБЕСПЕЧИТЬ УЧЕБНИКАМИ, ГОРЯЧИМИ ЗАВТРАКАЙ, ОБУВЬЮ

Успешное проведение начального обу­чения находится в непосредственной за­висимости от степени обеспеченности учащихся учебниками, питанием, обувью и пр.

Опыт прошлого года показал, что в тех школах, где созданы фонды по­мощи детям рабочих, батраков и бедно­ты, число и состав учащихся более по­стоянен. Наоборот, там, где этих фон­дов нет или они недостаточны, отсев достигает больших процентов. Так, на­пример, за 1929-30 учебный год из школ Спасского кантона, главным образом из-за материальной необеспеченности, ушло 10 – 12 процентов учащихся. По Мамадышскому кантону отсев из школ материально плохо обеспеченных детей колебался от 15 до 18 процентов. Такие факты имели место и в Казани; напри­мер, в школе № 12, до октября прошлого года бросило учебу 10 учащихся, а к концу учебного года еще 22. Это вполне понятно, ибо в прошлом году весь фонд помощи нуждающимся школьникам сос­тавлял лишь 42 тысячи рублей.

Учитывая особенно большое значение горячих завтраков для закрепления ох­ватываемых всеобучем детей, Татнарком- прос постановил обеспечить ими в насту, вающем учебном году не менее 60 про­центов сельских школ, а в рабочих рай­онах, колхозах и совхозах — все школы первой ступени. На организацию этих завтраков (а также на обувь, учебные пособия и пр.) уже выделено 30 процен­тов средств, отпущенных на подготови­тельную к всеобучу работу центром, профсоюзами, кооперацией, что составля­ет 120.000 рублей. Для этой же цели из местных средств изыскано приблизитель­но 80.000 рублей

По неутвержденным еще контрольным цифрам Наркомпроса 1930-31 бюд­жетного года фонд помощи остро нуж­дающимся школьникам должен составить 1.060.000 рублей, не считая натуральных средств от населения, при чем, половина этой суммы падает на долю обществен­ности: кооперация, профсоюзы, самооб­ложение и пр. Таким образом, имеющие­ся и предусматриваемые средства дадут возможность основную часть нуждаю­щихся детей рабочих, батраков и бед­няков обеспечить горячими завтраками, учебниками, обувью.

Но одних денежных средств мало. Не­обходимы специальные товарные фон­ды, создание которых лежит на ответст­венности Татсоюза и Наркомторга.

Последнее постановление ЦИК и СНК Союза о всеобуче уделяет особое ме­сто улучшению материального положения учащихся и педагогов. До сих пор этому вопросу кооперация уделяла недопустимо мало внимания: учителя дефицитными товарами не снабжались, а если снабжа­лись, то после продолжительных споров, нажима со стороны и т. д. Часто не луч­ше обстояло дело с обеспечением уча­щихся. Так, например, в прошлом году на 500 школьников Бондюги кооперацией было отпущено только 10 пар обуви.

Казалось бы, что эти факты должны заставить кооперацию и Наркомторг срочно принять нужные меры по созда­нию хотя бы минимальных товарных фондов, однако, несмотря на то, что заявки на обувь, мануфактуру, предметы питания и пр. были сделаны еще в июле, никаких мер до сих пор ни Наркомтор- гом, ни Татсоюзом не принято.

Кооперация не выполняет решений выс­ших партийных и правительственных ор­ганов.

И. Ноймин.

 

­

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще